Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 16:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Форум » Разговорчики » Семья, школа, общество » Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г (Мы учились в СССР. Это как знак особого качества знаний)
Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 18:48 | Сообщение # 46
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
Чтобы было понятно, в каком по названию учебном заведении учились до войны люди, прославившие пед училище №2 - немного об истории образования и обучении учительских кадров.
Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила характер народного образования в России, систему подготовки учителей, классовый и национальный состав студенчества в педагогических учебных заведениях. В 1918-20 гг. были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы, которые затем объединялись в педагогические вузы.
Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-х годичные институты народного образования, остальные - в постоянно действующие педагогические курсы для подготовки учителей начальной школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система педагогического образования: педагогические спецкурсы, где обучение велось 2 года после школы- семилетки, их в 1929 году превратили в педагогические техникумы, где обучение велось уже 3 года и после него была обязательная двухгодичная отработка педстажа,  а  с 1937 г. - эти средние учебные заведения стали именоваться  "педагогические училища" (по типу бауманского  училища- вуза) , далее, после получения среднего специального образования, специалисты могли продолжать обучение в педагогических институтах и университетскхе педагогических факультетах.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 18:52 | Сообщение # 47
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
Педагогические институты и педагогические факультеты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных советских педагогических вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в которой были заложены основы советской системы педагогического образования. В 1918 г. на базе Высших женских курсов В.И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде - Государственный педагогический институт. В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потёмкина) и областной педагогический институтыВ 1930 г. на базе педагогического факультета 2-го МГУ основан Московский педагогический институт (с 1941 г. - МГПИ им. В. И. Ленина). В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920-21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923-42), педагогические факультеты при университетах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных педагогических курсов, в том числе высших. В 30-е гг. сложилась в основном система педагогических учебных заведений. На базе педагогических и других факультетов университетов была создана сеть педагогических институтов, в том числе иностранных языков педагогических институтов.

Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 18:53 | Сообщение # 48
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
Особое внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 г. открылся Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера (в 1958 г. реорганизован в факультет института им. Л.И. Герцена). В связи с особенностями развития женского образования в некоторых республиках Средней Азии и Закавказья в качестве временной формы педагогического образования были созданы женские педагогические учебные заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в педагогические институты и училища). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения. Для совершенствования системы педагогического образования большое значение имели постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов» (1963), «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966), «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972).

Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 18:56 | Сообщение # 49
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
Основными советской системы педагогических учебных заведений являлись педагогические училища (в том числе музыкально-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в том числе иностранных языков), а также университеты.Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовили педагогические училища.В учебный план подготовки учителей в педагогических училищах включались общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средней школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривалась длительная педагогическая практика.Учителей для средней школы готовили педагогические институты и университеты. В педагогических институтах имелись следующие специальности с 4-летним сроком обучения: русский язык и литература, родной язык и литература, математика, физика, химия, биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физическое воспитание, музыка и пение, педагогика и методика научного обучения. По двухпрофильным специальностям (например, биология и химия, география и биология) и иностранные языки был установлен 5-летний срок обучения.

Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 18:59 | Сообщение # 50
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
В учебные планы всех специальностей педагогических институтов входили следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм (факультативно изучались основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы научного атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физическое воспитание. Ведущее место в учебном плане занимали профилирующие дисциплины по избранной специальности.
Отличительной чертой университетского педагогического образования является более широкая научно-теоретическая подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет.Педагогические учебные заведения и университеты в целом удовлетворяли потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974-75 учебном году подготовку учителей осуществляли свыше 400 педагогических училищ (около 300 тыс. учащихся), 199 педагогических институтов, 63 университета (см. таблицу). В 1974 г. в общеобразовательной школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских института, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для средней школы готовили также некоторые институты искусств, институты физической культуры.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 19:16 | Сообщение # 51
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
В целом система образования и подготовки учителей была весьма стройной и продуманной. Всеобщее образование охватывало всех детей страны, проходивших обязательное обучение в школах- семилетках, позже восьмилетках. Кто-то после этого считал себя достаточно образованным и шел работать на производство, кто-то решал получать среднее образование плюс специальность в техникумах. Этого требовала профессия медсестры, зубного техника,  воспитателя, учителя начальных классов, технолога, чертежника и т.д. Те, кто хотел получать высшее образование, с дипломом о среднем образовании могли поступать в вуз, чтобы продолжать глубоко изучать свою специальность. Ну, и те, кто чувствовал в себе силы и желание вести научную работу, поступали в аспирантуру, защищали кандидатскую, а потом докторскую диссертацию. 
В целом уровень подготовки специалистов  был достаточно высоким, соответствовал занимаемым людьми должностям. Подготовка научных кадров была вообще выше всяких похвал.  Качество знаний, умений и навыков школьников регулярно проверялось "на испытаниях" - экзаменах. Техника чтения учеников, скорость чтения проверялась каждую учебную четверть. Для каждого года обучения был разработан перечень литературы, дети читали много, по прочитанным произведениям составляли разного вида творческие работы.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 19:19 | Сообщение # 52
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
Интересны годы принятия в стране важных постановлений в области образования.
Серьезные изменения были тесно связаны с Решением ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе». В этом документе отмечалось, что «учитывая рост потребности, в связи с осуществлением всеобуча, в педагогических кадрах и повышении их квалификации, предложить Госплану СССР и Наркомпросам союзных республик составить в 2-месячный срок план подготовки педагогических кадров, обеспечивающих полностью удовлетворение потребности в учителях для начальной и средней школы, и предоставить его на утверждение Совнаркома СССР».
О том, насколько остро стояла в те годы проблема подготовки педагогических кадров, свидетельствует то, что в течение только 1930 года в стране было подготовлено краткосрочным путём свыше 10 тысяч учителей. При этом выпуски педагогических техникумов и вузов по-прежнему не удовлетворяли потребности бурно развивающейся сети начальной и средней школы.С учётом упомянутого Постановления ЦК ВКП(б), а также прогнозируемого значительного роста числа учащихся и школ Москвы, Президиум Мосгорисполкома решил открыть с 1 января 1932 года Городской педагогический институт в целях переподготовки работающих в школах учителей и подготовки новых учительских кадров с высшим педагогическим образованием для московских школ. В Постановлении Президиума Мосгорисполкома от 1 декабря 1931 г. № 7 определялись задачи вновь организуемого института. На институт возлагалось:


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 19:20 | Сообщение # 53
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
На институт возлагалось:а) систематическое повышение квалификации в объёме педвуза действующих педагогических кадров города Москвы без отрыва от текущей педагогической работы;б) подготовка из педагогического актива научно-педагогических кадров;в) работа с выдвиженцами;г) плановое изучение педагогического опыта и проблемы массового движения за культуру.Исходя из поставленных задач, институт первоначально назывался «Московским городским вечерним педагогическим институтом». Однако уже к началу 1933 / 1934 учебного года институту были поручены не только переподготовка учителей без отрыва их от педагогической деятельности, но также подготовка учителей с отрывом от производства. И с 1 сентября 1933 года в институте, наряду с вечерним, было организовано дневное отделение. В том же учебном году на дневном отделении института обучалось 300 студентов, на вечернем — 2 432. Институту было присвоено название «Московский городской педагогический институт». Таким образом, институт являлся прямым преемником Московского вечернего областного педагогического института.

Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 19:23 | Сообщение # 54
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
В феврале 1933 г. Коллегией Наркомпроса РСФСР были утверждены новые учебные планы педтехникумов и пединститутов, разработанные на основе решений ЦК ВКП(б) о школе и Постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высших и средних специальных учебных заведениях». Пединституты получили 15 новых учебных планов. Их основные параметры: срок обучения — 4 года; начало учебного года — 1 сентября; окончание — 1 июня; учебная нагрузка студентов I курса — 6 часов в день, II — 6, III — 5, IV—4 часов; количество часов работы студентов с преподавателями на I и II курсах —1 350 часов в год, III — 1 125, IV—900 часов, итого — 4 725 часов; дополнительное время на факультативные занятия на III и IV курсах — 60 часов; время, отводимое на руководство дипломными работами — 60 часов. Общее количество учебных часов за 4 года обучения составляло 5 145.На работу в мастерских и экскурсии выделялось 100 часов (I и II курсы), на педагогические практикумы (III и IV курсы) — 30% времени (по 300 часов на курсе). На дипломную работу студенту отводилось 300 часов (один день в неделю с ноября месяца последнего года обучения плюс три недели в конце года).К числу обязательных дисциплин на всех отделениях относились (в часах): философия — 100 часов, политэкономия — 120, история партии и Коминтерна — 90, теория советского хозяйства — 80, военное дело — 200, физкультура — 150, иностранный язык — 330, психология — 60, педология — 80, педагогика — 200, школьная гигиена — 40, методика — 200, педпрактика — 600, факультативы (спецкурсы) — 120 часов. На зачетную сессию отводилось 240 часов. Общее количество дисциплин за 4 года — около 30.На момент создания в 1933 году в институте существовали следующие дневные и вечерние отделения: экономическое, математическое, химическое, трудового политехнического обучения. На всех отделениях был установлен четырехлетний срок обучения.В 1933-1934 учебном году в МГПИ был создан географический факультет. Для заведования кафедрой географии был приглашен один из ведущих географов Москвы А.А. Борзов.

Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Суббота, 28.01.2023, 19:43 | Сообщение # 55
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
В целом, система образования в СССР искала и находила нужные формы работы, о чем свидетельствуют документы и постановления руководящих органов.
Итог: B 1931 гoдy cтpyктypa шкoльнoгo oбpaзoвaния былa пpивeдeнa к oднoмy oбщeмy знaмeнaтeлю. Bce пeдaгoгичecкиe экcпepимeнты были oтмeнeны. Oбyчeниe cтaлo клaccнo-ypoчным co cтpoгoй диффepeнциaциeй нa oтдeльныe пpeдмeты. B пocтaнoвлeнии ЦK BKП(б) былo чёткo pacпиcaнo, cкoлькo чacoв дoлжнo yдeлятьcя кaждoмy yчeбнoмy пpeдмeтy для кaждoгo кoнкpeтнoгo клacca. Пpoцecc yпopядoчивaния cиcтeмы oбpaзoвaния зaвepшилcя в 1934 гoдy. C этoгo вpeмeни нaчaльнaя шкoлa влилacь в eдинyю oбщeoбpaзoвaтeльнyю, cтaв пepвoй cтyпeнью нa пyти к пoлyчeнию cpeднeгo oбpaзoвaния. Bo вpeмя Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны coвeтcкaя oбpaзoвaтeльнaя cиcтeмa cдeлaлa oгpoмный шaг нaзaд, нe имeя вoзмoжнocти paзвивaтьcя. Mнoгo шкoл былo paзpyшeнo, пpиcyтcтвoвaл пeдaгoгичecкий кaдpoвый гoлoд. 1 ceнтябpя 1944 гoдa зa пapты в PCФCP ceли дeти двyx вoзpacтoв – 7 и 8 лeт. K кoнцy 50-ыx гoдoв Aкaдeмиeй пeдaгoгичecкиx нayк PCФCP были paзpaбoтaны oбнoвлённыe пpoгpaммы oбyчeния. K нaчaлy 70-ыx гoдoв былo ввeдeнo пoвceмecтнoe 8-лeтнee oбpaзoвaниe. Пpи этoм нa oбyчeниe млaдшиx шкoльникoв выдeлялocь тoлькo 3 гoдa. Boзвpaт к 4-лeтнeй нaчaльнoй шкoлe пpoизoшёл тoлькo в 1989 гoдy пocлe ввeдeния 11 клaccoв


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Среда, 01.03.2023, 15:09 | Сообщение # 56
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
Доклад "Школа радости". Рождественские чтения 2023

Код
http://obchina-xxc.ru/publ/obshhina_khrama_khrista_spasitelja/obshhina_lica/shkola_radosti_doklad_biro_g_p_na_rozhdestvenskikh_chtenijakh_2023_g/3-1-0-23


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Форум » Разговорчики » Семья, школа, общество » Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г (Мы учились в СССР. Это как знак особого качества знаний)
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск: