Приветствую Вас Гость!
Вторник, 19.03.2024, 07:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Галина_Шипилова  
Форум » У истоков идеи и концепции возрождения в СССР Храма Христа Спасителя » СССР 1987 год. Работа для возрождения Храма Христа Спасителя. » Концепция В.Ленькова о возрождении памятников 1812 года.
Концепция В.Ленькова о возрождении памятников 1812 года.
Siver_IgorДата: Пятница, 14.09.2012, 17:30 | Сообщение # 1
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
В своем официальном видеообращении художник В.А. Леньков, автор идеи и инициатор возрождения в СССР Храма Христа Спасителя, объясняет цель публикации материалов, размещенных ниже. Он хочет вспомнить каждого человека, всех, кто помогал и участвовал в этой сложной первоначальной работе по восстанвлению храма-мученика.

   Вот его материал, выложенный на ютуб: вступление: http://youtu.be/OriWa__qw98  по ссылкам ниже можно смотреть подробно весь его большой материал, разбитый на пять частей:   часть 1 : http://youtu.be/B1T849scxrs  часть 2: http://youtu.be/73jkxwBEiXw  часть 3: http://youtu.be/DeP2zdhMNk4 часть 4: http://youtu.be/_BZsRTFrcUM  часть 5: http://youtu.be/pm8pJf7qfxI

  Вот еще ссылка. Это часть проповеди о. Алексея, который в 1988 году освящал весь комплексный проект В.А. Ленькова( о возрождении памятников героям войны 1812 года и создания мемориала воинам 1941-45 г.г.)
о. Алексий, служивший в те годы в Никольском храме г. Пушкино, прибыл в творческие мастерские, где создавались макеты данного проекта, где и провел богослужение перед тем, как макет возрождения Храма Христа Спасителя был выставлен в Манеж. http://youtu.be/N3GHZJR43tI    или    http://www.youtube.com/watch?v=N3GHZJR43tI
Прикрепления: 0223162.jpg (4.6 Kb) · 1054678.jpg (12.6 Kb)


Siver Igor. Админ сайта.
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:19 | Сообщение # 256
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Поэтому  я  добавил,  что  в  таких  памятниках, как  памятники  1812  года,  нельзя  самовольно  изменять  ни  одной  строчки,  это  будет  кощунством  и  Храм  Христа  Спасителя  должен  восстанавливаться в  своём  историческом облике и  на  своём родном  фундаменте.  Единственное  на  что  мы  можем  решиться – это  изменить  архитектурный  ландшафт  вокруг  памятника  и  на  месте  нынешней  автозаправки,  что  возле  музея  им.Пушкина я  предложил  соорудить  Храм  Георгия  Победоносца. В  этой  идее  меня  поддержал  Титов.  Вынужден  был  согласиться  с  этим  и  Володя  Мокроусов.«Хорошо,– я  ответил  облегчённо, – значит,  делаем  всё  вместе,  но  главное – это  молчание,  язык  за зубами,  даже  домашним  своим  не  говорить».В  условиях  конкурса  было  дозволено  кроме  Поклонной  горы  выбрать любое  место  Москвы,  а  в  Глав АПУ можно  было  взять  бесплатно  архитектурную  ситуацию  чертежей места. Но  я  особо подчеркнул,  что  туда  нам  обращаться  нельзя,  т.к.  если мы
возьмём  место  бассейна,  т.е.  Храм,  то нам  при  сдаче  макета  всегда  найдут  причину  отказать  в  участии.  Ввиду  этого  всю  архитектурную  часть  места  бассейна  от  Кропоткинской  улицы  до Москва-реки  мы  будем  измерять  ногами,  т.е. ступнями  обуви. Позже  мы  ходили  и  мерили  шагами,  ступнями  и  делали  чертёж.  Эти  обмеры мы  сделали  с  Юлей  (дочерью)  в  течение  3-х  дней.  Я ходил  считал  ступни,  а  Юля  с  чертежом  записывала.  И  потом архитектор  Титов  на  основе  этих  замеров  создавал  проектную  часть:  фасад,  боковой  вид,  перспектива –  4  планшета  1м×1м.  Он  выполнил  на  высоком  уровне  архитектурную  часть.  Обмеры  площадей  обоих  проектов  сделаны  были  в  январе,  а  в  конце  того  месяца  я  предложил Володе  пойти  на  Кропоткинскую  улицу  уточнить  архитектурную  ситуацию  и  поднявшись на последний  этаж  жилого  дома  в  начале  Метростроевской  улицы,  чтобы  сфотографировать  моим фотоаппаратом вид  на  Кремль  для  масштаба при  работе  над проектом,  но  нас  увидел  жилец  дома  и  заругался,  а  вдруг шпионы  ходят  и пригрозил  позвонить  в  милицию.
Володе  и  Алексею  в  декабре  я  сказал,  что  единственные  два  человека  будут  знать  об  этой  работе: это  Ф. Я. Шипунов  и  Пашкин  Евгений Меркурьевич,  профессор  геологии.  И  уже  в  следующее  наше  свидание  в  моей  мастерской  после  Нового  Года  мы соберёмся  и  они  нам  дадут последние  советы,  т.к. эти  люди  мои  хорошие  знакомые  и  я  им  доверяю  на  100%.  Володя  их  ранее  не  знал,  т.к.  он никогда  не  бывал  на  вечерах  в  Центральном  доме  Художника,  где  вот уже  7 лет  проходили  патриотические мероприятия  по  возрождению  России.  Там  выступал  реставратор Савелий  Ямщиков,  и  историк-философ  Гумилёв  из  Ленинграда.  Эти  вечера-собрания  были  под эгидой  директора  Пушкарёва  и  зав. Библиотеки  Хромова.  В  1985  году  на этих  встречах  я  познакомился  с  Фаттеем  Яковлевичем  Шипуновым – экологом,  который  первым  в
России  поднял  голос  в защиту  Монастырей  и  их  возрождения,  а  позже,  когда он  снимал  фильм  «Земля в  беде»,  по  его  просьбе  я  сделал  5
картин-иллюстраций  в  графике,  из  которых  спустя  2 года  написал  2  живописные  картины:  «На  семи  холмах»  и  «Плот Спаса  на  крови».


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Воскресенье, 06.07.2014, 00:40
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:20 | Сообщение # 257
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Вторая  наша  встреча  состоялась, как  я  уже  сказал,  в  моей  мастерской  на  Каширке,  это  было  на Рождество  7  января  1988 г. Примечательно, что  в  этот  день тогда  шёл  дождь. Для Шипунова и  для  Пашкина  при  Мокроусове  и  Титове  я  вновь озвучил  весь мой  замысел  и  всю  идею, и мы  начали  совместно  делать  оба  проекта.  Решено  было:  макет площади  Белорусского  вокзала,  делать  в  моей  мастерской,  а   регион бассейна  в  мастерской Володи. Архитектурную  ситуацию  на  картоне  (всего  8  планшетов)  Титов  делал  у себя  на  работе  в  музее  Ленина, Горках.  Макет  Белорусского  вокзала  я  сделал  в  двух  вариантах-масштабах,  один большой – 6 м.  на  1 м.  и  второй маленький – 1м.+1м.  Макет Волхонки-бассейна с  самого  начала был  один  1 м.+1 м. Здесь  мною  ранее был  нарисован  храм святого  Георгия  и по  этому  рисунку он мною вылеплен  в  масштабе макета этот  Храм  Победы а  также  водосвятная часовня,  увиденная  мною Троице –Сергиевой  Лавры  возле святого  источника  Сергия Радонежского.  На  большом макете  Белорусского  вокзала в  модели  памятника  Володя  мне помог  вылепить  4 фигурки  8 см.  высоты в   пластилине:  воин,  рабочий,  колхозница,  инженер,  а  также конную  статую Г.Жукова  10×4×12 см.  Наверху  моей  модели  памятника  Родина-мать  с младенцем (по  образу  иконы  «Оранта»). Эту  фигурку  мне  помогла в  марте  завершить  Неля  Сибгатуллина,  когда-то  она  училась  у скульптора
Манизера. (см. его скульптуры  в  метро «Площадь  Революции»).
Мы часто  помогали  друг  другу  в среде  художников,  так  принято  всегда во  все  времена  и  ничего  в  этом  зазорного  нет,  никто  этим не гордится.  Эта  взаимопомощь  была,  есть  и  будет. Когда-то  у  Шишкина  в  картине  «Утро  в сосновом  бору»  медведи  были  написаны художником  Савицким,  а  купив картину  себе  в  галерею,  П.М.Третьяков  стёр  подпись  Савицкого. Общеизвестен  факт  в  русской  истории  искусств,  о  трёх  самых  известных  памятниках  России,  их  автором  в  XIX  веке был  художник-график  Микешин.  Лепить  он  почти  не
умел,  но  он   нарисовал  идею  трёх памятников:  первый  памятник  «Тысячелетие  России  в  Новгороде»,  второй  памятник  Екатерине II  на  Невском  проспекте  в  С-Петербурге  и  третий  памятник  Богдану  Хмельницкому  в  Киеве.  Сегодня  никто  не  помнит  и  не  знает,  да  это  и  не  важно,  кто  лепил эти  скульптуры  по  высочайшему  повелению  Императора  по  эскизам  Микешина,  но  безусловно,  что  при создании  этих  памятников  под  руководством  Микешина  участие  в  лепке были  задействованы  лучшие  силы скульпторов  России  тех  лет.  Никто  не  сомневается,  что  эти
самые  лепщики  с  таким же  мастерством  вылепили  бы  и  Ленина  или  Сталина или  иного  героя,  но  автором  всех  трёх  монументов  всё
же  навсегда  сегодня  и  вчера принято  считать  Микешина.


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Понедельник, 07.07.2014, 21:36
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:20 | Сообщение # 258
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Иное  дело скульптор  Клодт. Его  конная  группа  на Аничковом  мосту на Невском  проспекте  или  конная статуя  Николая I  возле  Исакиевского собора.  Клодт  лично  сам  придумал  всю  композицию  каждой  скульптуры,  сам  вылепил эскизы  в  миниатюре,  потом  сам  лепил восковую  модель в  натуральную  величину  и  позже сам  руководил  литьём  из бронзы.

В  процессе  нашей  общей работы  за  месяц  до  завершения  и  начала  конкурса, как  я  сказал ранее,  Володя  проговорился  Клыкову,  потом Маленкову-Степанову,  а  чуть  раньше  своей  жене  Вале  Мокроусовой  в  конце февраля.  Хотя  я  неоднократно  его  предупреждал  о нежелательности  этого, зная  несколько  базарный  её  характер  типа  говорильни  Малахова «Пусть  говорят». Но  факт  есть  факт,  он  это  сделал  и она,  Валя,  стала  приезжать  ныне  в  мастерскую  и  видеть окончание  работы  только  той  части,  что  была  посвящена  бассейну. Всю  техническую часть  макетов-планшетов  конструировал  Борис  Сергеевич  Пижемский,  пенсионер,  друг  нашей  семьи, работал  в  ИГИ (Институт горючих ископаемых). Также  помог  в этой  работе  мой  сосед  Анатолий  Девяткин. Для  формовки  домиков, зданий,  храма  и прочих  мелких  деталей  я пригласил из  Калуги  моего знакомого  форматора  Виктора  Рудоя.  Четыре  дня  он  жил  в  мастерской  на  Каретном  ряду  и  формовал  все маленькие  домики,  в  том  числе  на  малом  Макете, а  в  моей  части  он  отформовал  триумфальную  арку.  На  большом же  макете - модели триумфальная арка  раз  в  10  больше,  и  её  вырезал  из  картона  студент  3-го  курса  МВХПУ (Строгановское),  мой  знакомый. Вся  идея  всего конкурсного проекта,  которую  я  предложил в  1987 году,  состояла  из  2-х  макетов  и  8  планшетов  графической  части плюс  моя  большая
модель  6 м.  на  1,5 м. памятника  на  Ленинградском проспекте.
Об  этом  я  и  написал  правдиво  в  своей биографии  на  сайте  Московского  союза  художников  в  2008  году: www.artanum. ru,  каталог  МСХ, скульптура,  Леньков  Вячеслав  Александрович. Прочитав  эту  информацию,  Валентина  Мокроусова  разгневанно возмутилась  и  стала  в спешке писать  книгу-летопись,  как  Володя  купался  в  бассейне,  а  потом день  и  ночь  не  смыкая  глаз,  лепил  Храм  Христа Спасителя.  Проще  говоря,
это  новая  сказка  про  белого бычка  или  Ивана  Царевича,  что  искупался  в  ледяной  воде,  но  не  более  того.


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Понедельник, 07.07.2014, 21:41
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:21 | Сообщение # 259
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Теперь  о  деле  по  существу  вопроса.  Мне  хочется  добавить,  что  Шипунову  Ф.Я.  принадлежит  идея  в  проекте  Белорусского  вокзала:сделать на  пешеходной  части  моста от  Арки  Бове  до монумента  на Ленинградском  проспекте  семь  стел,  семь  этапов  истории  России:  Ледовое побоище - 1242,  Куликовская  битва,  Стояние  на  Калке,  Война  с Наполеоном  и  Крымская  война,  Мировая  война  1914 года.  Е.М. Пашкин
помог  мне  в разработке  транспортной  развязки в  виде  тоннелей на площади  вокзала.  А так же с подземной частью нв Волхонке и фундаментом под бассейном "Москва".
Перед  тем,  как  отвезти  проекты  в  Манеж,  Шипунов  пригласил  священника  о. Алексия Аверьянова, с которым  он  работал ранее  над документальными фильмами, чтобы освятить весь мой комплексный проект и все наши  макеты, а так же и телеоператоров, чтобы запечатлеть  это  событие на видео.  Перед освящением  проектов  по совету  Шипунова  мы  с  Володей  условно  поделили  наши  макеты  для  формальной  сдачи  в
Манеж.  Макет Храма – бассейна,  как  малая часть  всей  работы сдавать  решено  было  Володе,  а  Белорусский вокзал, как более сложная часть с большой моделью памятника Родина-мать решено было сдавать мне.  Номер  символа  в  конверте  у  меня  был  1242 - год Ледового  побоища,  У
Володи   номер  символа был  год  Куликовской битвы.
Священник  Аверьянов,  которого  привёз  Шипунов,  освятил  наши  проекты.  Вначале  это  произошло  в  мастерской  Мокроусова,  потом  в моей мастерской.  Вся  процедура  освящения  на  Каретном ряду  снималась  на  видео.  В  моей  мастерской  на  Каширке  съёмки  не  было. (Шипунов ранее  под  эгидой  Аверьянова  создавал  документальный  фильм  «Земля в  беде»,  а  позже «Спасение Волги»  на  киностудии  им. Горького. Я чётко  запомнил,  что  он  приехал  на  новеньком  «Москвиче»  ярко  зелёного  цвета.) Также  чётко  запомнил  слова  Шипунова  на  вопрос корреспондента.  Она  спросила:  «А  не  лучше  ли  было бы  все  эти деньги,  что  пойдут  на  строительство Храма  Христа,  в  нынешних  условиях России,  когда  повсюду  разорены  множество  храмов  на периферии,  не  лучше  ли эти  средства  использовать  на  постройку  малых  храмов?
Ответ  Шипунова: «Храм  Христа  Спасителя – это  символ  России, а  воссоздав  поруганный  символ  в  столице,  сразу  пойдёт  возрождение остальных  храмов  по  всей стране,  но  не  наоборот.  Это  наиважнейшая  задача.  Восстановится  Главный  Храм,  возродится  и  Россия». Так  и случилось.
Как  пророчески  прозвучали  в  марте 1988  года  слова  Фаттея  Яковлевича. После  слов  Шипунова  для  видеозаписи  несколько  слов  сказал  о проекте Володя.  Но  он  говорил  только  о  месте-макете «Бассейна».  В  этом  интервью  он  пока не  Я-кал.  Делал  вид  по-видимому,  но  ОН  ни разу  не сказал  слово  МЫ.  И  я  почувствовал,  что  ему захотелось  отделиться. Шипунов  предложил  оператору  записать  и  моё  слово,  и историю замысла  для  документальности.  Я  коротко рассказал  всё  с  самого  начала,  повторяя  слова «Мы»  и  увидел  жуткую  реакцию Валентины,  будто  её  положили  на  жаровню.  При  Аверьянове  и  Шипунове  она  смолчала,  но  как  только  они вышли,  она  не  сдержалась, отвела  меня  в  сторону  и  учинила  разнос:  как  так мы,  что  это значит  Мы?  Это делал  один  Володя  и  весь  сказ,  точка.  На  все  возражения  жены  Володи
я  дипломатично  ответил  вежливо,  что  её  не  было с  начала  работы  в декабре,  она не была приглашена мною в творческую группу, и  она  не  может  знать:  что?  где? когда? и  как?  всё  это рождалось,  и  что именно  было  создано  НАМИ  в  совместной работе.


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Понедельник, 07.07.2014, 21:53
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:21 | Сообщение # 260
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Следует  добавить,  что  проектную  часть  делал  Алексей  Титов  по 4  планшета  на  каждый  проект.  Заплатили  мы  ему  по  400  рублей.  Все отмывки  планшетов  он  делал  у себя на  работе  в  Горках Ленинских,  где  он  был  главным  художником.  (В те годы зарплата  учителя в  среднем составляла 120 руб., инженера  180-200руб., шахтёра  400-450 р, председатель Совмина  СССР—1200р.  металлург  доменного цеха  получал 550 р, директор ГРЭС на Урале  имел  800-1000р.,директор  музея  Ленина в   Москве  Ольга Сергеевна  Кривошеина—зарплата  500р., квартиру   шикарную  кооперативную 3-х  комнатную  у Москва-реки  метро  Коломенская мой  сокурсник  по Строгановке  Коля  Филипов купил  всего  за  6500 рублей  по стоимости  автомобиля «Жигули», мой  авиабилет  на Камчатку, куда  я  летал в командировку  по  вызову заказчика  в  дни
работы  Конкурса  в Манеже,  составлял  97 руб(за  счёт заказчика), см. мои  рельефы  «Спорт» посёлок  Елизово  на Камчатке, путёвка
профсоюзная  в  пансионат в  г. Клин, срок  14 дней—цена  7р. 50коп.-3-х  разовое  питание, путёвка  на параходе   «Москва-Астрахань»  и
обратно  (с  питанием) стоимость  80—120 р.,ж.д.  билет  в купе  «люкс»  поездом «Красная  стрела» --15руб, за  свою  тволрческую
мастерскую  я  платил 7 р.50 коп  в месяц,  за  3-х комнатную  квартиру—10 руб. 20 коп,  бутылка кефира—15 к.без  посуды, шампанское—2 р. 87коп -2 р.97к.—3р. 17коп., сухое,  полусухое, сладкое. Мороженое «Пломбир»-250гр.—48 коп.,  1 литр  бензина  стоил  15 коп.,  поэтому наша  поездка  на «Москвиче»  по  маршруту Ленинград—Москва—побережье Крыма—Киев—Чернигов—Москва—Ленинград обошлась  нам  всего
в  58рублей.)   «что имеем,  не  храним,  потерявши плачем».
       

Потом  священник  вместе  со  мной поехали  в  мою  мастерскую  и  освятили 2-й  макет проекта,  раздел  Белорусского  вокзала.  В  нём, я
помню  о. Алексия  покоробило,  что  на  аллее  героев, награждённых  орденом  «Победы»,  имеется  бюст  Сталина. К  этому  он  отнёсся  весьма прохладно-негативно.  Освятив  мой  проект-макет,  сказал: «Когда  храм  восстановят,  вот  это освященное  масло - елей  у Вас  оставлю,  тогда  мы отпразднуем победу  и  смажем  им  фундамент  возрождённого  храма.  Пусть  масло  явится  символом  победы  восстановления.»

Позже  через  день  мы повезли  макеты  в  Манеж,  конечно,  порознь.  В  Манеже  нас  разбросали  по  разным  местам,  на  счастье  в  комиссии  был Пётр  Степанов (Маленков).  И  вдруг задают  вопрос: «Сколько  Вам  надо площади  под  макет,  ваш  размер  макета,  через  два  дня всем  будут готовы  подмакетные  тумбы».  Я  обрадовался  этому,  т.к.  по условиям  конкурса  ранее  было  объявлено:  макет 1м×1м,  а  тут  вдруг  Господь посылает  удачу.  Это  была  первая  большая  победа.  Я  заказал 6 кв.м., чтобы  разместить  весь  свой  большой  макет  с моделью  памятника  и Триумфальной  арки, а  у  Володи  1м×1м  макет  остался  неизменным.  По  объёму  сделанной  работы  я Володю старался на нагружать, а сам же потратил времени  и  сил  раз  в  20 больше, т.к. всё  это  было  вырезано в  гипсовых  пластинах,  толщиной  5 мм  и  собрано  в  единое  целое. Единственное,  вся  скульптурная  часть  на  макетах  оставалась  в  пластилине,подкрашенной  бронзовым  порошком  и  графитом  по  цвету чугуна на  арке Бове. Маленький  макет  я увёз  назад.  Ныне  он находится  в  музее Измайлово.  В условиях     объявили,  что  выдадут  позже  всем документ  об  участии,  но  этого не случилось.   Когда  открылся  конкурс,  наши  проекты естественно  были  разбросаны  в  разных  местах,  но сама
идея  возрождения  Храма, прозвучавшая  официально  громко  на  Всесоюзном  конкурса,  объявленным  правительством,  выглядела  дерзостью  и смелым  поступком  и  неким вызовом  после  долгого  сна  и  массового  разрушения  церквей,  а  тут  вдруг  проект, где  автор,  наоборот,  идёт против течения:  восстановить  главный  символ  России.  На  фоне этого  проблемы  Триумфальной  арки  и  Поклонной  горы отходили  на  второй план.  Все силы мы бросили на проблему возрождения Храма Христа Спасителя. Нам  тогда казалось, что  вслед  за  решением  главной задачи,  т.е.  воссозданием ХРАМА  затем  эти следующие задачи - возрождение других памятников 1812 года будет  решать проще.


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Понедельник, 07.07.2014, 22:05
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:22 | Сообщение # 261
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
И  вот  здесь на  второй  и  третий  день, увидев внимание публики и активность работы той группы поддержки, в которую я собирал своих знакомых и сторонников, Мокроусов  быстро  забыл своего  земляка,  товарища и  сокурсника  некоего Вячеслава  и  совсем  уж  забыл  автора  идеи  всего замысла комплекса. Именно  тогда  в нём  и  проснулся  симптом болезни  Сальери-Моцарт.  А  тем  более  он  забыл  и архитектора  Титова,  который добросовестно  сделал  отмывки  8 планшетов. И профессора Пашкина, который выполнил всю основную работу по подземной части и фундаментам. И не вспомнил про Шипунова, хотя я ведь его с этими людьми знакомил в своей мастерской.
Конечно,  по-другому  развивались  бы  события,  если  бы мы  в  конвертах  обоих  проектов  вписали  обе  фамилии  и  оба  проекта  поставили  бы вместе,  как  единое  целое.  Но  в  тот  период  в  условиях  тотального  гонения  на  церковь,  особенно  после  Хрущёвской  оттепели,  это  было нереально.

. . . Забор  «Берлины» окружал,
       Карибский  кризис назревал.   
       Но  слуги  тьмы всё  же  не спали. . ..
. .   «Стихи»  повсюду  нам  читали . . .

      (То  время  «оттепель»  назвали)
      А  в это  время  в ночи, в  тьме
      Все  храмы Божии  в з р ы в а л и
      И  дали волю  Колыме.           
. . . В  те дни  мы  с вами  повстречались,              
      Но  в храме  Божьем  не венчались. . .              
      Но  Бес ведь  тоже  не дремал,             
      Не  только Храмы  так  взрывал,             
      Он  многих и  очаровал .   

Главное  я  увидел,  что  мой замысел  одержал  победу,  т.е.  он был  официально громко  заявлен  во  всеуслышание  в  Манеже  на  Всесоюзном конкурсе  под  эгидой  правительства. Это  уже  была  огромная  победа. Будто  Прометей  дал  людям  огонь.  Так  всё тогда  звучало.


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Понедельник, 07.07.2014, 22:15
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:22 | Сообщение # 262
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
В  залах  выставки  конкурса  в Манеже и  зародилась инициативная  группа  единомышленников, которая поначалу была как бы моей группой поддержки, т.к. состояла из тех людей, кого я знал и приглашал на помощь,  затем стала планомерно работать как сформированная рабочая группа, которая позже  и  переросла  в  церковную  общину  Храма  Христа  Спасителя,  и  первая скрипка  в  ней  по  праву  принадлежит Галине Шипиловой.

Рядом  с  моим  проектом  была  выставлена  Вандомская  колонна  (метров  6  в  высоту)  с  рельефами  ВОВ – проект  Церетели. Позже  при
Лужкове  он, будучи  в России  Президентом  Академии художеств,  эти  рельефы пристроил  на  том самом  штыке  и летящей  вверху  «Славой». Естественно,  увидя  в моём  проекте  Храм  Георгия  Победоносца  в  честь победы  советского  народа,  он  не  упустил  случая  взять  это  себе
на  вооружение. Это  он  делал  всегда  умело, и  в  будущем такой  Храм  появился на  Поклонной  горе. Тремя  месяцами  ранее  мы  с  Володей договорились,  что  храм  Георгия будет  на  обоих макетах,  и  он  согласился.  Но  все  замыслы,  вся  режиссура, весь  набор  музеев,  в том  числе
и  музей  оружия,  бюсты полководцев,  всё  это  было  мною предложено,  одобрено  Титовым  и  Володя  знал  это  всегда. О  чём  речь?  Смотри  и слушай  его  интервью  в  видеофильме, о  чём  я  сказал  ранее,  т.е. её  первую  часть,  где  он  искренне  говорит  о  своём купании  "на крещенье Руси" "в  декабре 1987 года".  Он  пошёл  купаться  в  бассейн  Москва,  и  не  знал  о  существовании  Храма  ничего. Но  вот  вопрос?  Как  же  он учился  в  художественном  училище  с  1959  по  1963  в   Екатеринбурге,  где  на  уроках  истории  искусств  нам  Степан  Петрович Ярков  читал лекции,  в  том  числе  говорил  и  о  Храме  Христа  Спасителя  и  о  рельефах скульптора   Логановского? Тем  более  в  институте Строганова  на лекциях по  истории  искусств  уже  в  Москве  нам  искусствовед  Чекалин  Александр  Калиныч внятно  давал  знания  по  разделу  XIX  века.  Как можно  иметь художественное  образование  и  среднее и  высшее,  чтобы  в возрасте  51  года совсем  не  знать  о Храме,  а  потом искупавшись  там  и наглядевшись  на  девочек,  получить от фотографа Бориса фотографию Храма, да и засесть  в  Каретном ряду  и  день  и  ночь, и  готов  вдруг  Макет Храма  Христа  Спасителя.  Где  здесь  логика? Где  правда? Недаром  нам  пел Вл.Высоцкий:  «На  Большом Каретном» ...

В  Манеже  на выставке я  работал практически ежедневно, познакомился  со  многими  маршалами,  генералами,  в  том  числе  и трижды  героями Советского  Союза  Покрышкиным  и  Кожедубом. Также  объяснял  лично Волкогонову,  начальнику  Генштаба  СССР  весь масштабный комплексный замысел, показывал оба  макета и планшеты, редакторам газеты  «Литературная Россия»  и  журнала  «Наш  современник»  я  также показал  наши макеты.
Чётко  помню,  как-то  в  один  из  вечеров  выйдя из  Манежа, где мы отработали весь день,  на  площадь  в  сторону  гостиницы  Москва,  я говорил своим единомышленникам, своей группе, людям позже  ставшим членами общины Храма Христа Спасителя: «Вот  здесь  скоро  будут   восстановлены Иверские  ворота,  а  потом позже мы  с  Вами  будем  свидетелями возрождения  Храма  Христа Спасителя.


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Понедельник, 07.07.2014, 22:31
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:22 | Сообщение # 263
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Итоги  конкурса  в  Манеже  естественно  были  ожидаемы,  т.е.  для  властей  такие  итоги  были  нежелательны  и  поэтому премии  никому  не  дали, не был  выявлен  и победитель.  Решено  было  через год  объявить  новый  конкурс. Осенью  1988  года  по предложению  Шипунова  мы  вновь собрались  на  Каретном ряду  в  расширенном  составе  с  той  же  группой, где  была  уже  Галина  Шипилова,  и  я  вновь  предложил  следующее; если  будет  новый  конкурс, моя  идея  была  уже  более  широкая.  Делать  два  больших  макета,  для  места  Москвы:  Белорусский  вокзал  и  место
Бассейна. Ко  второму макету  добавляется  территория  за  Москва- рекой  и  мы  уже  в  новом  проекте  возрождаем  Храм  Христа и  сносим  серый дом  Иофана на  набережной,  а  делаем  там  Парк Победы. В  1989  году  я  сделал  плакат  «К  какому  храму  мы  ищем дорогу?» - витязь  на распутье – 1989 год  «Налево  или  направо?»

P.S. -
Молитва Оптинских  Старцев:  «Господи, не  дай  меня на  произвол  врагам моим,  но  ради имени  Твоего  святаго Сам  води  и управляй  мною».

Прилагаю лишь некоторые SMS сообщения, полученные после публикации моего выступления на ютюбе и на данном форуме, от супруги Володи Мокроусова - Валентины   в мой  адрес :
                  «Доволен, что  оболгал хорошего  человека?  Подлец. 5 октября  2012 г.
                  «Какой  макет освящал  аверьянов  у тебя? Врёт  с амвона. Сообщим  в  патриархию.13. 11-2012 г.
                  «Мокроусов 3  жены  имеет, а  твои  дочери? И  их  мужья  сколько?  Посмотри на  своих. Поет  хренов!"   20. Апреля 2013 г.

Сентябрь  2012 г. –июнь  2014 г.


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Понедельник, 07.07.2014, 22:39
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:43 | Сообщение # 264
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
            

Это водосвятный храм-часовня на фоне Храма Христа Спасителя. Эскиз для создания макета №2 комплексного проекта ВОЗРОЖДЕНИЯ, который был представлен в 1988 году на выставке-конкурсе в московском Манеже. (Эскиз сделан в 1977 году. Художник В. Леньков)
Прикрепления: 1463749.jpg (89.0 Kb) · 7595302.jpg (107.9 Kb)


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Воскресенье, 06.07.2014, 00:44
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Воскресенье, 06.07.2014, 00:47 | Сообщение # 265
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
На выставке в Манеже я даю пояснения группе из редакции журнала "Наш современник". Мы стоим убольшой модели памятника Родина-мать, который по пректу должен был быть возведен около Триумфальных ворот Бове на площади Белорусского вокзала.

Прикрепления: 4510982.jpg (123.2 Kb)
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Понедельник, 07.07.2014, 22:44 | Сообщение # 266
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Посетители "Манежа" около большой модели пешеходной зоны с памятником Родине-матери - части масштабного комплексного проекта Возрождения, выставленного на памятном конкурсе  1988 года.

Прикрепления: 2015044.jpg (115.7 Kb)
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Четверг, 10.07.2014, 22:07 | Сообщение # 267
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Вот еще фото с выставки в Манеже. Весна 1988 года.
Это часть проекта на площади Белорусского вокзала - транспортная развязка в тоннелях, монумент Родине-Матери со скульптурами воина, рабочего, колхозника и инженера- интеллигенции. Пешеходная зона.

  

Картина, написанная еще в 1985 году по заказу Ф.Я. Шипунова к документальному фильму "Земля в беде". Калязинская затопленная колокольня, пожарища... Рядом фрагмент этой картины. Все фото кликабельны.

  
Прикрепления: 8891834.jpg (115.4 Kb) · 2057679.jpg (163.5 Kb) · 2774576.jpg (242.7 Kb) · 6543172.jpg (372.3 Kb)


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Четверг, 10.07.2014, 22:53
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Четверг, 10.07.2014, 22:31 | Сообщение # 268
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
Масштабный комплексный проект ВОЗРОЖДЕНИЯ состоял из 2 макетов, 8 планшетов и 1 большой модели. Ниже - макет бассейновой части проекта, ул Волхонка. Возрождение Храма Христа Спасителя на прежнем фундаменте - засыпать бассейн "Москва". На фото вверху исторический макет, снятый в 1989 году.
На нижнем фото в углу справа - сфальсифицированный скульптором В.П. Мокроусовым макет, выставленный им в музее возрожденного Храма Христа Спасителя.

  


Фото, из архива Риа-новости. Макет тут подлинный, который выставлялся в Манеже. Снято в 1989 году на смотровой площадке действующего бассейна "Москва". Хорошо видно, что храм Георгия Победоносца (вылепленный моими руками) расположен на противоположной стороне ул. Волхонка. Видна колонада музея русского оружия, аллея героев - военначальников, спускающаяся к реке, на набережной церковь Похвалы Богородицы "в башмачках". За бассейном виден серый "Дом на набережной". Как бы макет вписан в архитектурную среду. Вид на Москва-реку.

На сфальсифицированном (в правом нижнем углу) макете-подделке, сданном (как подлинник 1988 года) в музей от собственного имени скульптором В.П. Мокроусовым- моим соавтором - без моего ведома и согласия, церковь Георгия Победоносца перенесена за ДК "Волхонка", чуть ли не на набережную, за церковь Похвалы Богродицы "в Башмаках" (ныне там по ул. Волхонка галерея Ильи Глазунова), причем цокольная часть церкви Св. Георгия Победоносца изменена,  подменена часовня (она была создана лишь в 1992 году архитектором Игорем Покровским - руководителем архитектурной мастерской Моспроект-2, который разрабатывал для общины проект храма-часовни Державной Божией Матери), нет коллонады музея русского оружия и аллеи славы и т.д. (фото снято таким образом, что река на макете слева, вид макета на этом фото от церкви Похвалы Богородицы "в башмачках", справа идет ул. Волхонка), Храм Христа Спасителя имеет другие пропорции, он значительно увеличен на сфальсифицированном макете. Это не есть подлинный макет, который мы выставляли как часть комплексного проекта на конкурс 1988 года в Манеже.  Причем весь масштабный комплексный проект ВОЗРОЖДЕНИЯ  тут не отражен никаким образом и поэтому посетителям музея непонятно, почему вдруг и с какой бухты-барахты и в каком - таком водоеме вдруг развилась идея этого масштабного комплексного проекта с идеей перенесения Мемориала Победы в центральную часть Москвы с непременным уходом с Поклонной горы... И почему вдруг собралась инициативная группа и начала свою работу по возрождению Храма Христа Спасителя. А ведь в 1988 году, собравшиеся в Манеже вокруг нашего комплексного проекта, люди стремились поддержать идею ВОЗРОЖДЕНИЯ поруганых памятников героям Отечественной войны 1812 года и хотели чтить память ВСЕХ героев Отечественных войн, защитивших нашу Родину. Начать хотели с Храма Христа Спасителя - как главного воинского храма России, и непременно возродить  и взорванную вместе с ним церковь Похвалы Богородицы "в Башмаках", и вернуть на место Триумфальные ворота Бове и восстановить Поклонную гору - которая тоже всегда являлась святыней. И все понимали, что без ВОЗРОЖДЕНИЯ памяти героев первой Отечественной войны нельзя "заставить" их потомков- правнуков  чтить и уважать память их отцов и дедов.

Прикрепления: 0780501.jpg (265.3 Kb) · 9161933.jpg (152.0 Kb) · 5063534.jpg (215.8 Kb) · 9609054.jpg (67.8 Kb)


Сообщение отредактировал Вячеслав_Леньков - Четверг, 10.07.2014, 22:42
 
Галина_ШипиловаДата: Вторник, 29.07.2014, 18:16 | Сообщение # 269
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1132
Статус: Offline
  

плакат В.А. Ленькова, созданный в 1991 году.
Картина "На семи холмах"
Прикрепления: 7169363.jpg (233.2 Kb) · 0395232.jpg (319.4 Kb)


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Вячеслав_ЛеньковДата: Вторник, 21.10.2014, 21:05 | Сообщение # 270
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Статус: Offline
13 октября ушёл от нас Петя Степанов, член скульптурной секции Московского Союза Художников. Пётр был родным внуком советского деятеля - Г. М. Малинкова. Петру был всего 61 год, отказало сердце (инфаркт).
Не без его прямого участия, Божьим промыслом, начиналось возрождение в СССР храма Христа Спасителя в марте 1987 г. И именно он, Петр Степанов, был членом комиссии от МОСХА на Всесоюзном конкурсе в Манеже. И именно он своей дипломатической хитростью дал возможность провести через советскую приемную комиссию (усыпив ее бдительность) и дать комиссии реальную возможность принять в экспозицию наш дерзновенный комплексный проект, созданный собранной мною рабочей группой по моей идее: возрожденный  храм Христа Спасителя вместо бассейна "Москва", храм Георгия Победоносца в ознаменование победы в войне 1941 - 1945 г.г., перенос Триумфальной арки архитектора Бове на прежний фундамент к Белорусскому вокзалу.
Как теперь общеизвестно, волею случая часть этого комплексного проекта -макет Бассейн "Москва"- был сдан на конкурс от имени моего соавтора, члена нашей рабочей группы - Мокроусова Володи - моего давнего друга, земляка и однокашника, согласившегося мне помогать. Разделить наш единый масштабный проект Возрождения на две части и выставить его на конкурс под двумя авторами - такую стратегию посоветовал нашей группе Петр Степанов, что было обусловлено тогдашней обстановкой в СССР - храм Христа Спасителя коммунисты взрывали вовсе не для того, чтобы его восстанавливать... Без помощи и покровительства П. Степанова наш комплексный, масштабный проект Возрождения вряд ли бы попал на выставку в "Манеж", 
Именно Пётр Степанов действенно помог развиться, разрастись,  течению малого ручейка Воскресения главного символа страны, возвращения Храма-мученика в жизнь. Именно в Манеже вокруг моего масштабного проекта  мне удалось собрать сплоченную инициативную группу, которая развернула активную громкую проповедь за Возрождение, за восстановление исторической правды. Эта инициативная группа создала общину Храма Христа Спасителя, существующего тогда только в людских сердцах. Огромные силы были приложены к тому, чтобы пробить стену молчания СМИ. Была сделана огромная, немыслимая в СССР. работа. И она принесла свои плоды -  все потом смело, во всеуслышание заговорили о храме, повторяя друг за другом полученную информацию. Исток крошечного ручейка позже вырос в могучую реку, в мощный поток, смывший все преграды, чему все мы были свидетелями годами позже. И храм возродился, воссиял надо всей Россией. И горит в нем свеча благодарности всем, кто встал на защиту Родины.
С огромной благодарностью я буду хранить память о таком дорогом для меня человеке, моем верном соратнике - Петре Степанове.
Царствие тебе Небесное!

Вячеслав Леньков
художник, автор идеи возрождения храма Христа Спасителя, автор реального комплексного проекта Возрождения, член инициативной группы, член общины Храма Христа Спасителя.
 
Форум » У истоков идеи и концепции возрождения в СССР Храма Христа Спасителя » СССР 1987 год. Работа для возрождения Храма Христа Спасителя. » Концепция В.Ленькова о возрождении памятников 1812 года.
Поиск: