Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.04.2024, 01:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Содержание сайта

  • История возрождения Храма Христа Спасителя
  • Кто автор идеи реального возрождения в СССР Храма-мученика
  • Е.М. Пашкин и Ф.Я. Шипунов. И их поддержка В.А. Ленькова - автора проекта возрождения Храма Христа Спасителя
  • Инициативная группа, начавшая в СССР реальную работу по возрождению Храма
  • Молитвенники России о возрождении Храма
  • Многолетние богослужения Общины у кромки работающего бассейна. Сень- часовня.
  • Создатели и члены Общины
  • Священники, поддержавшие инициативную группу и идею возрождения Храма оказали неоценимую помощь Общине.
  • Первый настоятель общины Храма Христа Спасителя.
  • Москва 1988 год, «гайдпарк - Пушка».
  • Общественность СССР: от агрессивного неприятия до активной поддержки Общины.
  • Просветительские вечера, работа с советскими СМИ.
  • Тысячелетие крещения Руси, 1988 год.
  • Создатели Фонда возрождения Храма, его работа при газете "Литроссия"
  • Закладной камень храмового комплекса в 1990 году закрыл «черную дыру» кощунственного взрыва на Волхонке.
  • Распятие и икона, отлитые в бронзе скульптором В.П. Мокроусовым – старостой Общины.
  • Вспомним всех поименно, расскажем о том, что они сделали для возрождения Храма-мученика.
  • Коллективы – члены Общины: «Русичи», «Казачий кругЪ»
  • Кровавый 1993 год…40 панихид…
  • 1994 год начало строительства Храма.
  • Храм- часовня Державной иконы Божьей Матери.
  • Ключарь Храма Христа Спасителя
  • Церковь Похвалы Богородицы «в башмачках»
  • Церковь Святого Георгия Победоносца – верим! Будет!
  • Музей истории Храма Христа Спасителя
  • Стихи о Храме Христа Спасителя
  • Литературная страница
  • Онлайн уроки русского языка
  • Отвечаем на публикации

    Форма входа

    Поиск

    Фотоальбомы Общины

     

    Новое на форуме

  • Возрождение храма Похвалы Богродицы - принимай эстафету! (32)
    [ Община - делай, как я!]: (Галина_Шипилова)
  • Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г (61)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Православие и культура. Русская цивилизация. Обсуждаем (7)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Сергий Токарь! Отзовись! (2)
    [ Ищу человека! Отзовись!]: (Галина_Шипилова)
  • Русский язык онлайн:лексика фонетика дефекты чтения и письма (30)
    [ Объявления Общины]: (Галина_Шипилова)
  • Лазоревы бусы, донецкая бабушка, 9 мая (1)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • Русичи - коллективный член Общины. (16)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Алекс)
  • Русь верующая (26)
    [ Все обо всем. Беседка.]: (Валентин)
  • Обсуждаем закон об образовании (9)
    [ Семья, школа, общество]: (Siver_Igor)
  • тест файлы с изображением (7)
    [ Тест]: (Siver_Igor)
  • Друзья сайта

    Календарь

    «  Декабрь 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Архив записей

    Главная » 2015 » Декабрь » 13 » Век Георгия Свиридова
    22:09
    Век Георгия Свиридова

        К 100-летию со дня Рождения Георгия Свиридова          

    Последний русский классик, выдающийся композитор, человек, стоявший у истоков возрождения Храма Христа Спасителя. Знаменательно, что отпевали Георгия Васильевича в только что построенном Храме Христа Спасителя... Для него построенном... Так управил Господь, что самым первым, кого отпевали в уже поднявшейся, но еще недостроенной Народной Святыне, был человек, избранный (22.09.1989 г.) Председателем  Фонда Возрождения Храма Христа Спасителя - Владимир Алексеевич Солоухин, а вторым, через 8 месяцев, - Георгий Васильевич Свиридов - истинно русский  композитор, называвший поэта своим другом. (Георгий Свиридов скончался 6.01.1998г.) И мало кто знает такой факт, что именно Г. Свиридов настоятельно рекомендовал, более того, прямо участвовал в избрании В. Солоухина Председателем Фонда Возрождения Храма Христа Спасителя, хорошо зная, полностью ему доверяя и считая, что только такой человек может руководить таким фондом, что В. Солоухину можно  доверить фонд огромных средств, которые собирает народ на возрождение Храма-мученика. Нашу просьбу  о том, чтобы возглавить народное движение за возрождение Храма Мученика, Георгий Васильевич отклонил, т.к. ему было уже очень много лет и здоровье его не позволяло вести активную работу.

    Как и почему отправилась наша "делегация" на дачу к Юрию Васильевичу с приглашением возглавить создающийся фонд возрождения Храма Христа Спасителя см. тут:http://obchina-xxc.ru/forum/13-8-1#131. Великий композитор с мировым именем, друг Валентина Распутина и Владимира Солоухина, автор щемящей русской и духовной музыки - он был для нас знаменем. Мы были бы счастливы видеть его во главе народного движения за возрождение Народной Святыни.

    Сентябрь 1989 года. В день 150-летия со дня закладки Храма Христа Спасителя мы собрали общественность на большой благотворительный вечер в кинотеатре "Россия". На сцену выходили ученые, художники, общественные деятели, представители Вооруженных Сил СССР, которые в своих коротких и емких  выступлениях  всесторонне обсудили сложные вопросы создания нового общественного института и выразили уверенность в том, что создаваемый Фонд станет тем центром, который послужит делу соборности русских людей, где бы они ни жили на нашей планете, объединит народы России на пути возрождения их исторической памяти, духовности и культуры и будет способствовать возрождению Храма Христа Спасителя в Москве.

    На том памятном благотворительном вечере в тогда еще кинотеатре “Россия” Георгий Васильевич выступил после И.Р. Шафаревича, приехав, не смотря на недомогание, вместе с Эльзой Густавовной:

    «Дорогие товарищи! Дорогие уважаемые соотечественники!

    Я человек уже старый. Вся моя жизнь прошла на протяжении этой эпохи, которую так сильно и убедительно охарактеризовал Владимир Алексеевич Солоухин. Жизнь, конечно, очень сложная была. Я не говорю о своей жизни, моя жизнь – капля этой жизни. Думается, что наша Родина, Россия, пережила такие события, которые, в сущности, свидетельствуют о том, что, может быть, именно здесь был эпицентр мировой истории, где было сделана попытка переломить сознание человечества, направить его иными путями. Направить его по диаметрально противоположному пути – служить человеку иным началам, чем то понималось раньше.

    И вот, в настоящий момент мы переживаем удивительный поворот – сложный, трудный, но, будем надеяться, поворот к светлым началам, а не к разрушению храмов. Мне довелось побывать в тех местах, где проходила последняя война, где состоялось открытие второго фронта. Приехал я в один большой город, который весь был совершенно разрушен. Теперь он построен заново. А тогда от него осталась одна стена и две большие старинные церкви. Стены их были повреждены – поранены осколками. Но все же церкви эти пощадила артиллерия и авиация враждующих сторон. Такая вот там была война, хотя и она была жестокая.

    В довоенной же России, да и позже, шла совершенно другая война. Смысл ее был абсолютно другой. Именно здесь, в годы относительно мирные, затеяно было что-то страшное – одна из ряда последовательных акций – разрушение храмов, грабеж этих храмов. Проходило ограбление народа, ведь эти ценности храмовые принадлежали народу. Каждый мог приходить в храм и всем любоваться. Вот эта жестокость чудовищная, мне кажется, была войной с народом – война, нацеленная на искоренение народа, обращение народа в какое-то совершенно рабское состояние, потому что народа без Бога на свете, может быть и нет. Ведь даже дикарь, самый, так сказать, низменно мыслящий, все равно имеет какой-то тотем, знак или какую-то молитву. Смутно сознает этот человек существование какой-то высшей силы над собой, ощущает страх, чувствует свою ответственность.

    У нас же было все покорежено. Все было, так сказать, поставлено с ног на голову. Человек, как бы, ставился выше мироздания, выше Бога. Уничтожением храмов был нанесен удар в самое сердце нашего народа.

    И сейчас, в наше время, которое продолжает оставаться сложным и трудным, мы с надеждой смотрим на то, что открываются новые храмы и слышна наша культовая музыка. В последние годы это исподволь стало проникать в народ, люди могут слушать церковную музыку. Не вызывает сомнения то, что без Церкви культура и нравственность народа упали. И упали страшно глубоко.

    Сегодняшний день меня глубоко потрясает, потрясает мою душу. И я сегодня, присутствуя здесь, преисполнен надежды, я глубоко убежден, что эта акция наша, которую мы пытаемся свершить, – организовать восстановление Храма Христа Спасителя, – станет не только восстановлением символа величия России, но и восстановлением человеческого достоинства каждого русского человека, которое мы, к сожалению, утеряли.

    Я со страшной скорбью смотрел в фильме на этих русских людей, которые разрушали Храм. Создавалось такое впечатление, словно они забивают гвозди в самого Христа. Мы, русские, очень много должны думать о себе, думать о своей судьбе и не быть так безучастны, как мы часто бываем безучастны ж тому, что касается нас самым непосредственным образом.

    Я счастлив сегодня здесь присутствовать и глубоко потрясен этим. И я хочу сделать одно предложение. Создание фонда восстановления Храма Христа Спасителя – большое дело. И мне кажется, что во главе его должен стать достойный, хороший, нравственный, умный и талантливый человек – человек, имя которого широко известно, человек, который уважаем многими. Я имею в виду Владимира Алексеевича Солоухина.

    Я предлагаю избрать его главою нашего фонда».

    Большое собрание в кинотеатре “Россия” единодушно поддержало предложение Георгия Васильевича. Выступил он без бумажки и вскоре, в антракте большого вечера, Свиридовы уехали в Ново-Дарьино. Повезли их на дачу на своей “Волге” народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников и его сын Александр, принимавшие участие в праздничном концерте…

     

     

    100 ЛЕТ ИЗ ЕГО ВЕЧНОСТИ...

    ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ:

    "Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу “нецивилизованности” России, “нецивилизованности” русских, главным образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Менделеева, Гоголя, Склифосовского, геометра Лобачевского, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, П.Чайковского. Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о "Слове о полку Игореве", а не о позолоченном унитазе"…

    "Вы люди принципиальные, в этом Вам не откажешь, Вы насаждаете в России шенбергианство, колонизируете нас по заветам А.Рубинштейна, который также насаждал здесь мендельсоновщину. Возможно, что Вы и подобные Вам люди, делающие похожее в других областях жизни и преуспеете - обратите Русских в колониальный, бесправный народ (и сейчас он - полубесправный) без веры, без Бога, с выборочно дозволенной собственной культурой и историей, с оплеванным прошлым и неясным будущим. 
    Тогда - Вы будете на коне и силой утверждаемые, насаждаемые Вами кумиры обретут известность, но все равно никогда не обретут любви. Но возможно и другое, возможно что Вам не удастся попрать и окончательно унизить достоинство Русского человека, тогда Вы будете названы своими именами".

    "Русская культура неотделима от чувства совести. 
    Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. 
    А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое".

    "Это - миф о России, возвышенный, величественный и трагический миф. Вот против чего ведется война. Вот что оплевывается, замалчивается, пачкается. Россия предстает в этом мифе как народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования. Вот против чего ведется борьба, вот что ненавидят эти духовно злобные, хорошо обученные творческие скопцы".

     


    Если меня спросят, кто мой любимый русский композитор 20 столетия, то я, не задумываясь, отвечу как и многие люди: Георгий Свиридов. Даже если бы от этой глыбы русской музыки осталось только Время, вперед!-этого было бы достаточно, ибо сюита "Время, вперед!" из давно забытого одноименного кинофильма-музыка тысячелетия, без всяких преувеличений. Это произведение по силе воздйствия можно сравнить с немногими шедеврами мировой музыки. Вот разве с триумфальным Первым концертом для фортепиано с оркестором П.И. Чайковского; с бетховенской "Одой к радости" на слова Шиллера "Обнимитесь, миллионы", ставшей гимном Европейского Союза.
    "Время, вперед!" Георгия Свиридова стал музыкальным символом индустриально-космического периода нашей Державы, остается заставкой главной новостной телепрограммы "Время" и остается музыкой воодушевления -не случайно балет в стиле Красный модерн на Открытии Сочинской Олимпиады в красных сполохах был поставлен именно на это великое и страстное произведение Силы и Веры.

    Но на другом полюсе могучего свиридовского гения - тончайшие, кружевные гармонии вальса, романса, Тройки из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина-"Метель"-одни из немногих произведений в академических жанрах-широко популярные в России у всех слоев слушателей. Здесь уже не обойтись без ассоциации с симфонией "Зимние грёзы" и пьесой "Декабрь" из Времен года П.И. Чайковского.

    С 50-хгг. Свиридов, пройдя период увлечения немецкими романтиками и авангардом, стал писать исключительно в русском стиле. Его страстное с юности увлечение литературой проявилось в его музыкальном наследии богатым объемом   русской литературы, которой посчастливилось зазвучать в музыке Георгия Свиридова. Помимо повести Пушкина"Метель"-это еще и Блок. Цикл романсов на стихи А.Блока. На стихи А.Блока-"Флюгер"-яркий необычный романс, посвященный Елене Образцовой. "Ветер принес издалека" и др., исполняемый лучшими певцами.

    И, конечно, известнейший вокальный цикл на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь". Дмитрий Хворостовскйи наверное был последним певцом, с которым работал сам Мэтр над этим циклом.

    Он был увенчан высшими знаками признания-Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Но главное все-таки что эти высокие регалии совпали(что не всегда и не у всех совпадало, по разному складывалось) и с народным признанием, и огромным авторитетом в среде академических музыкантов. Россия чтит Свиридова, и это главное.

    Пожалуй, Георгий Свиридов по общей оценке выражает в русской музыке дух России более, чем его современники-композиторы с мировым именем. Вот мирового имени Свиридов не стяжал. Как ни страно это прозвучит! А при этом по самым авторитетным свидетельствам и википедии в частности:малоизвестный на Западе, Свиридов остается одним из самых популярных русских композиторов в России. На Западе широко известны и многоисполняемы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев,  Альфред Шнитке, Родион Щедрин. 

    Но не в обиду ценителям этих великих композиторов будь сказано, Россию в музыке выразили немногие композиторы с потрясающей силой и всеохватностью - я бы сказала, что это прежде всего Чайковский, затем Рахманинов(Второй фортепианный концерт, циклы романсов) и Свиридов. Это наиболее русские композиторы в музыке. Даже  Михаила Глинку я сюда не отнесу, несмотря на "Жизнь за царя"("Иван Сусанин"). Глинка учился в Италии и его музыка очень итальянская, она прекрасна, но кроме песни "Жаворонок" и  Вальс-фантазии, этих двух наиболее известных и популярных его сочинений, в целом глинкинская музыка пронизана итальянским духом более, чем русским. Чего уж говорить о Дмитрии Бортнянском, этом "русском Моцарте", одним из первых русских композиторов получившим музыкальное образование и композиторскую школу в Италии. К сожалению, в России почти забыт, хотя и незаслуженно. Его опера "Сокол" была написана на французский текст либретто-в эпоху когда Двор и аристократия еще говорила только  по французски.

    Шостакович? Да, Седьмая симфония "Ленинградская"-Этого достаточно.Это музыка-подвиг. Музыка-документ эпохи и его страстный призыв.

    Но уже музыка Прокофьева достаточно элитарна и ...кто назовет хоть один ставший популярным фрагмент его колоссальног оперного полотна "Война и мир"по роману Л.Толстого? Эта опера больше известна западной публике, чем российской.
    И тем паче, многие ли назовут что-то из оперы "Декабристы" Шапорина, которую композитор писал 30 лет? Такой огромный многолетний труд. Возможно, что это несправедливо и время откроет их с новым вниманием, как не сразу были открыты Вивальди и Й.-С.Бах, ныне самые популярные композиторы мира.
    Но очевидно, что одной патриотической темы недостаточно, чтобы выразить  душу страны и времени. Такая счастливая судьба выпала Георгию Васильевичу Свиридову.
    16 декабря 2014г. Россия отметит 90-летия великого композитора России.

     
    Приложение. Чтобы не перегружать текст эссе, выношу сюда сочинения Свиридова-давайте ихслушать и открывать заново русскую поэзию в магиечском криталле свиридовской музыки. Кстати, не только музыканты-академисты, но и исполнители в иных стилях могут почерпнуть для себя интересный материал. К примеру, для исполнителей бардовской песни  я слышу более подходящим, чем для академистов- "О, Родина, счастливый и неисходный час!" из цикла на стихи Есенина "Отчалившая Русь". Сколько не слушала у выдающихся певцов-ни одно не покорило, кроме исполнения хором мальчиков.  Замечательно выражена вечная тема Руси-тройки в цикле "Метель " Свиридова!

    Сочинения:
        7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
        6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
        7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
        Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)
        Камерная симфония для струнных (1940)
        3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
        Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
        Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
        Соната для фортепиано (1944)
        Романсы для голоса и фортепиано на стихи У. Шекспира (1944-60)
        Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
        Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
        Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
        Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
        Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
        Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955)
        Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956)
        Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
        «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959; Ленинская премия, 1960)
        Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1969)
        Music for chamber orchestra (orchestral version of the Quintet for Piano and Strings 1964)
        «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
        Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1964)
        Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
        «Маленький триптих» (1964)
        Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
        Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
        Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
        Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
        «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
        Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
        Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
        Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
        Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
        «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
        Гимны Родины для хора (1978)
        25 песен для баса и фортепиано (1939—1979)
        «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
        «Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
        10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
        «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
        «Песни», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
        «Петербург», вокальная поэма (1995)
        «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения).

    Фильмография

    Георгий Свиридов — автор музыки к тринадцати фильмам:

        1940 — Поднятая целина
        1946 — Дон Сезар де Базан
        1951 — Пржевальский
        1952 — Римский-Корсаков
        1953 — Великий воин Албании Скандербег
        1956 — Полюшко-поле
        1960 — Красная площадь
        1961 — Воскресение
        1964 — Русский лес
        1964 — Метель
        1966 — Время, вперёд!
        1976 — Доверие
        1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
        1996 — «Время Георгия Свиридова» — документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихонов

     

    Просмотров: 1901 | Добавил: Галина_Шипилова | Теги: 100 лет, Русский, георгий свиридов, Великий, музыка, композитор, столетие, Метель, Юбилей, время вперед | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]