19:09 1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, упоминаемое в «Слове о полку Игореве» | |
Пророк Иеремия память 1 (14 н. ст.) мая. Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа близ Иерусалима. День святого Георгия Победоносца Дата почитания: 23 апреля (н. ст. 6 мая) День Святого Николая Чудотворца (весенний) 9 мая ( н. ст. 22 мая). Со времен князя Юрия Долгорукого Николай Чудотворец считается покровителем страны, в день Николы Вешнего сиверскими князьями Юрием и Святославом ( в крещении Николаем) было произведено в 1147 году массовое крещение всей Московии в водах Москва-реки и утверждена новая столица Москва. То есть основали Русь Московскую Сиверские князья - братья Юрий (Дюри, Гюрги, Георгий) Долгорукий и Святослав (Николай) (их фамилия Мономаховы рода Рюриковичей, возможно могла быть у них фамилия и Рюриковы потомки и Владимировы сыны, если бы имелись тогда фамилии).То есть через 38 лет после основания Руси Московской и Москвы, как стольного града, собирает Сиверский князь Игорь рать и идет войной на защиту русских границ. Его столица - Новогород -Сиверский. С этой точки зрения я еще никогда не рассматривала первый русский литературный памятник "Слово о полку Игореве". Интересно, в каких еще древних памятниках отражается затмение? СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ 1185 ГОДА. В церковном предании сохранились сведения о том, что распятие Христа сопровождалось солнечным затмением. Ниже приведено одно из многочисленных старинных изображений распятия, где над крестом слева показано еще сияющее Солнце, а справа оно уже потемнело, будучи закрыто Луной. Практически такое же изображение солнечного затмения мы видим и на картине Беноццо Гоццоли Вопрос о евангельском затмении: в Евангелиях прямо сказано, что "померкло Солнце" (Лука 23:45). Однако, если Христос был распят в иудейскую пасху, то есть в полнолуние или близко к нему, как утверждается в Евангелиях, то солнечного затмения в этот момент произойти не могло. Поскольку солнечные затмения могут быть лишь в новолуние. То есть тогда, когда Луна и Солнце находятся по одну сторону от Земли. Только в таком случае тень от Луны может скользить по Земле, создавая солнечное затмение. А во время полнолуния Луна находится с другой стороны от Земли, чем Солнце, и поэтому, наоборот, Земля может бросить тень на Луну (из-за чего происходит лунное затмение). Но не Луна на Землю. Данное противоречие между Евангелиями и астрономией может быть разрешено, вообще говоря, двумя способами. Либо это было солнечное затмение, но произошло оно не в тот день, когда распинали Христа. Либо затмение было лунным, а не солнечным. Строго говоря, есть и другие пути. Например, можно считать, что никакого затмения не было вообще, или что Христа распяли не в дни полнолуния. Но подобные предположения привели бы к существенным противоречиям с Евангелиями и церковным преданием. Все-таки распятие Христа в иудейскую пасху утверждается достаточно четко и недвусмысленно всеми евангелистами. Об этом в Евангелиях много и подробно говорится. С другой стороны и сам факт затмения тоже всегда подчеркивался христианской традицией. Затмение упоминается многими церковными писателями, а также изображается в христианском богослужении (обычай гасить свечи с третьей по шестую песнь канона). Теперь, когда мы вычислили наиболее вероятную дату распятия можно проверить - какое все-таки затмение сопровождало распятие Христа. В отдельном исследовании. Произошло ли в конце марта 1185 года или около того времени полное лунное или полное солнечное затмение? Да, произошло. Это - полное солнечное затмение 1 мая 1185 года. Параметры данного затмения приведены, ниже.. Можно также воспользоваться любой современной компьютерной программой для расчета солнечных затмений в прошлое. Траектория лунной тени на поверхности Земли задается следующей таблицей 4. Время середины затмения: 13 часов 18 минут по Гринвичу. Как показывают вычисления по астрономическим программам (например, по программе Turbosky), полоса полного затмения 1 мая 1185 года прошла по Волге от Ярославля до Казани. Здесь оно было полным. На месте юной Москвы, например, затмение было почти полным. Напомним, что вокруг полосы полного затмения расположена достаточно широкая полоса полутени, в которой затмение видно как частичное. На оси затмения города Владимир и Казань. Еще Царь-Град. Подчеркнем важное обстоятельство. Данное затмение 1185 года произошло очень близко к тому месту на небе, где около 1150 года вспыхнула Вифлеемская звезда. Оба события произошли в одном и том же созвездии Тельца, Не исключено, что вспышка сверхновой звезды еще была видна на небе в 1185 году (прошло всего лишь тридцать лет). Но даже если она уже потухла, место ее появления на небе должно быть свежо в памяти людей. Уже само это обстоятельство должно было связать в умах людей затмение 1185 года с Христом. К тому же затмение произошло вскоре после распятия. А именно, от конца марта до 1 мая прошел всего лишь месяц. А поскольку затмение было видно не в Царь-Граде, а во Владимиро-Суздальской Руси и на средней Волге, то оно, вполне вероятно, совпало по времени с приходом на Русь известий о распятии Христа в Царь-Граде. Поэтому для жителей Владимиро-Суздальской Руси затмение 1 мая 1185 года могло совместиться с распятием. Что впоследствии отразилось и в Евангелиях. Отметим, что в те времена известие о казни из Царь-Града во Владимиро-Суздальскую Русь могло идти примерно месяц. Затмение 1 мая 1185 года было отмечено в русских летописях. Сохранились записи наблюдателей, находившихся около рек Сиверского Донца и Оскола (где затмение было частным). Под 1185 годом В.Н.Татищев сообщает: <<На вечер же мая 1-го дня увидели затмение солнечное, которого осталась часть, как луна третьего дня... И сказал (князь Игорь - Авт.) вельможам своим: "Видите ли сие?". Они же, ужаснувшись, опустили головы и сказали ему: "Сие знамение не на добро есть">> В Евангелиях правильно сказано, что затмение было послеполуденным: "было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце" (Лука 23:44). Поясним, что шестой час дня раньше мог означать полдень, если время считали от рассвета. Известно, что в древности такой способ широко применялся. Комментаторы Евангелий неоднократно высказывали следующее недоумение. Как согласовать сообщение евангелистов о солнечном затмении - "померкло солнце" - с тем, что "тьма длилась", по их же словам, около трех часов. Ведь обычное солнечное затмение наблюдается в каждом конкретном пункте не более нескольких минут. Естественное объяснение предложил Андрей Немоевский. Он писал: <<Мы знаем, что солнечное затмение "над всей страной" не может длиться три часа. Оно могло продолжаться самое большее 4-8 минут. Евангелисты, видимо, обладавшие астрономическими познаниями, не могли сказать и, конечно, не сказали подобной бессмыслицы... У Луки (XXIII, 44)... у Марка (XV, 33) мы читаем... у Матфея (XXVII, 45)... "НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ", что действительно может длиться несколько часов. ВСЕ солнечное затмение 6 мая 1883 г. продолжалось 5 часов и 5 минут, но ПОЛНОЕ затмение длилось 3 часа и 5 минут, т.е. как раз столько времени, сколько указано в Евангелиях>> Итак, скорее всего, евангелисты в качестве ТРЕХ часов назвали не продолжительность "наступления тьмы" в какой-то отдельной точке земной поверхности, А ПОЛНОЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ЛУННОЙ ТЕНИ ПО ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. Три часа лунная тень чертила длинную полосу "по всей земле", внутри которой "наступала тьма". Недаром же евангелисты употребили здесь выражение "ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ". Такое понимание Евангелий подразумевает довольно высокий уровень представлений их авторов о природе солнечных затмений. УБИЙСТВО ЦАРЯ АНДРОНИКА I КОМНИНА В 1185 ГОДУ. Обратимся теперь к хронологическим таблицам и посмотрим - упомянуто ли под данным годом какое-нибудь громкое событие, связанное с убийством знаменитого царя или святого. Для решения поставленной задачи нужны как можно более полные хронологические таблицы. В 2000 году мы составили такие таблицы, вобравшие в себя как современные полные хронологические перечни правителей, так и сведения из многочисленных первоисточников, не попавших в современные справочники. Таблицы были составлены по всем царствам Европы, Азии, Северной Африки, включая все обнаруженные нами варианты времени правления и имен каждого правителя - светского или церковного. Получившиеся таблицы мы опубликовали в книге [РЕК]:3 (по состоянию на 2002 год). Там же мы привели список обработанных нами к тому времени первоисточников и хронологических таблиц. Исчерпывающий поиск по составленным нами хронологическим таблицам (которые имеются у нас в электронном виде) был организован так. Мы искали всех правителей, закончивших свое правление в 1185 году н.э. Их оказалось совсем немного. Вот полный список: 1) Римский папа Луций (Лукий) Убалд. Годы правления: 1181-1185. 2) Византийский император Андроник I Комнин: 1182-1185. 3) Иерусалимский король Балдуин Прокаженный: 1174-1185. 4) Русский удельный князь Изяслав Васильевич Полоцкий. Умер около 1185 года. 5) Основатель Бургундской династии в Португалии, король Альфонс: 1139-1185. И это - все. Только пять правителей. Электронный поиск, повторим, был полным. Мы не учитывали лишь переизбираемых ежегодно должностных лиц, как, например, новгородских посадников. В полученном списке сразу бросается в глаза византийский император Андроник Комнин, поскольку он правил ровно три года: 1182-1185. Напомним, что ровно столько длилось "общественное служение" Христа, согласно церковному преданию, см. выше. Открываем учебник по византийской истории [235:1] и читаем там следующее: "Андроник был известен каждому ромею своей необычной судьбой" [235:1], с.257. Сообщается, что он царствовал три года, после чего был зверски растерзан и убит толпой горожан на ипподроме Царь-Града. О его необычной судьбе слагались народные песни. Византийский историк Никита Хониат писал: <<О смерти Андроника и в книгах встречается и народом распевается, кроме других пророческих, ямбических стихов, еще и эти: "Внезапно поднимается с места, богатого напитками, муж багровый... и, вторгшись, будет жать людей, как солому... КТО НОСИТ МЕЧ, ТОТ НЕ ИЗБЕЖИТ МЕЧА">> [933:1], с.361. Интересно, что Хониат употребляет здесь евангельское изречение: "ВСЕ ВЗЯВШИЕ МЕЧ, МЕЧОМ ПОГИБНУТ" (Матфей 26:52). - по материалам Фосенко-Носовского. Интересно установить по имеющимся документам наиболее значительные события года, когда произошло знаменитое солнечное затмение. Сравнить его описание в разных землях, проследить дальнейшую судьбу стран и правителей. И это несомненно позволит яснее понять первое русское поэтическое литературное произведение "Слово о полку Игореве" и что хотел донести его автор с толь ярких образах.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |