Приветствую Вас Гость!
Четверг, 18.04.2024, 20:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Содержание сайта

  • История возрождения Храма Христа Спасителя
  • Кто автор идеи реального возрождения в СССР Храма-мученика
  • Е.М. Пашкин и Ф.Я. Шипунов. И их поддержка В.А. Ленькова - автора проекта возрождения Храма Христа Спасителя
  • Инициативная группа, начавшая в СССР реальную работу по возрождению Храма
  • Молитвенники России о возрождении Храма
  • Многолетние богослужения Общины у кромки работающего бассейна. Сень- часовня.
  • Создатели и члены Общины
  • Священники, поддержавшие инициативную группу и идею возрождения Храма оказали неоценимую помощь Общине.
  • Первый настоятель общины Храма Христа Спасителя.
  • Москва 1988 год, «гайдпарк - Пушка».
  • Общественность СССР: от агрессивного неприятия до активной поддержки Общины.
  • Просветительские вечера, работа с советскими СМИ.
  • Тысячелетие крещения Руси, 1988 год.
  • Создатели Фонда возрождения Храма, его работа при газете "Литроссия"
  • Закладной камень храмового комплекса в 1990 году закрыл «черную дыру» кощунственного взрыва на Волхонке.
  • Распятие и икона, отлитые в бронзе скульптором В.П. Мокроусовым – старостой Общины.
  • Вспомним всех поименно, расскажем о том, что они сделали для возрождения Храма-мученика.
  • Коллективы – члены Общины: «Русичи», «Казачий кругЪ»
  • Кровавый 1993 год…40 панихид…
  • 1994 год начало строительства Храма.
  • Храм- часовня Державной иконы Божьей Матери.
  • Ключарь Храма Христа Спасителя
  • Церковь Похвалы Богородицы «в башмачках»
  • Церковь Святого Георгия Победоносца – верим! Будет!
  • Музей истории Храма Христа Спасителя
  • Стихи о Храме Христа Спасителя
  • Литературная страница
  • Онлайн уроки русского языка
  • Отвечаем на публикации

    Форма входа

    Поиск

    Фотоальбомы Общины

     

    Новое на форуме

  • Возрождение храма Похвалы Богродицы - принимай эстафету! (32)
    [ Община - делай, как я!]: (Галина_Шипилова)
  • Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г (61)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Православие и культура. Русская цивилизация. Обсуждаем (7)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Сергий Токарь! Отзовись! (2)
    [ Ищу человека! Отзовись!]: (Галина_Шипилова)
  • Русский язык онлайн:лексика фонетика дефекты чтения и письма (30)
    [ Объявления Общины]: (Галина_Шипилова)
  • Лазоревы бусы, донецкая бабушка, 9 мая (1)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • Русичи - коллективный член Общины. (16)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Алекс)
  • Русь верующая (26)
    [ Все обо всем. Беседка.]: (Валентин)
  • Обсуждаем закон об образовании (9)
    [ Семья, школа, общество]: (Siver_Igor)
  • тест файлы с изображением (7)
    [ Тест]: (Siver_Igor)
  • Друзья сайта

    Календарь

    «  Апрель 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30

    Архив записей

    Главная » 2018 » Апрель » 21 » 1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, упоминаемое в «Слове о полку Игореве»
    19:09
    1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, упоминаемое в «Слове о полку Игореве»

    Согласно известным летописным сведениям 833 года назад  князь Игорь двинулся в поход 23 апреля, в день святого Георгия, а затмение состоялось 1 мая — на девятый день похода. Это день памяти пророка Иеремии.  И вот па­раллели «Слова…» и книги пророка Иеремии [4]. Строки, которые пи­шет пророк Иеремия: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычни­ков и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся», — имеют непосредственное отношение к Игорю.

    Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»

    В русских летописях содержится множество сведений о затмениях. В Ипатьевской летописи, например, говорится о затмении, упоминаемом в «Слове о полку Игореве». Солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г. в «первом часу», что соответствует 17 часам (максимальная фаза затмения было в 15 ч 48 мин по местному времени). Это время начала вечерней службы в храме, точнее «утрени», поскольку ею начинались новые сутки — отсюда и «первый час». Получается, что в то время, когда в храме начиналась служба, Игорь Святославич форсирует  реку Сиверский Донец и отправляется в поход на половцев за пределы Русской земли. «О Руская земле, уже за шеломянем еси!» — восклицает автор «Слова…» [4].

    Князь Игорь воспринимает солнечное затмение как предзнаменова­ние неблагополучного завершения похода в половецкие земли. Однако поступает он как истинный христианин в соответствии с цитатой из книги пророка Иеремии, приведенной выше, не принимая во внима­ние известную для него историю семейства князей, смерть которых в русских летописях связывали с солнечными затмениями. В судьбах сиверских князей «солнечного рода» Ольговичей солнечные затмения играли особую роль. Согласно А.Н. Робинсону, за сто лет, предшество­вавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, кото­рые совпали с годами смерти 13 сиверских князей .

    Несомненно, об этом знали и помнили участники похода, о чем свидетельствует рассказ о затмении в Ипатьевской летописи: «...Игорь жь возревъ на небо и виде солнце стояще яко месяць. И рече бояромъ своимъ и дружине своеи: «Видите ли? Что есть знамение се?» Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: «Княже! Се есть не на добро знамение се». Игорь же рече: «Братья и дружино! Таины Божия никто же не весть, а знамению творець Богъ и всему миру своему! А намъ что створить Богъ, или на добро или на наше зло, а тоже намъ видити» .

    Это затмение описано в Лаврентьевской летописи: «Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы зна­менье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, челове­комъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье...».

    Как следует из летописей, затмение Игорем и его дружиной наблю­далось как частное. Только часть диска солнца была закрыта луной. Поэтому вызывает недоумение, что некоторые художники в картинах, посвященных походу князя Игоря, изображают на небе затмение как полное: черный диск солнца, окруженный жемчужным сиянием солнеч­ной короны. Именно так выглядит картина Николая Рериха. На это противоречие обратил внимание любитель астрономии Александр Смирнов. Однако, как следует из текстов летописей, этот факт был известен историкам, начиная со времен написания Ипатьевской и Лав­рентевской летописей. Все солнечные и лунные затмения тщательно фиксировались на протяжении всей истории Древней Руси и привязаны к датам календаря, что позволяет современным исследователям дати­ровать исторические события. Затмение было полным в Новгоро­де и Ярославле. Князь Игорь со своей дружиной был в это время на р. Сиверском Донце (или под Курском?), где затмение было частным (была закрыта лишь часть солнечного диска). Летописец высказывает убеждение, что это затмение предвещало поражение Игоря в битве с половцами и ока­залось знамением божьим. В начале «Слова…» солнце предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты».

    Представим себе картину звездного неба в момент затмения в поло­се полной фазы, которая проходила по северным землям русской земли. В момент затмения Солнце, Венера и Меркурий находились в созвездии Тельца. При фазе 0.75, когда 75 % диаметра солнца было закрыто луной, для точки на Земле, соответствующей современному положению г. Харь­кова, освещенность снизилась до состояния, подобного яркости неба незадолго до захода солнца. В это время невозможно наблюдать даже самые яркие звезды. Однако планету Венеру вполне можно было уви­деть. Она находилась примерно в 25 градусах от солнца и луны. Здесь же располагался Меркурий. Другая яркая планета, видимая хорошо 1 мая 1185 г., — это Юпитер, отстоящий примерно на 90 градусов от солнца в созвездии Льва.

    Вскоре после захода солнца, который произошел после 20 ч местно­го времени в этот день, его, также как и Венеру, можно было наблюдать во всей красе в этой местности на вечернем небе.

    В свете современной астрономической науки солнечные и лунные затмения — это естественные природные явления, которые происходят в результате соединения трех небесных тел: Солнца, которое располо­жено в центре Солнечной системы; планеты Земля, на которой мы жи­вем, и ее естественного спутника — Луны. Так повезло человечеству, что видимые размеры солнца и луны на небесной сфере почти совпадают и близки к 1/2 градуса. Поэтому когда Луна в своем движении вокруг Зем­ли оказывается на одной прямой с Солнцем, она закрывает его диск для земного наблюдателя. Яркость солнечного света, рассеянного земной атмосферой, резко уменьшается, и мы можем наблюдать свечение самой внешней оболочки Солнца — солнечной короны. Такое явление получи­ло название полного солнечного затмения. Если нет такого совмещения видимых центров этих небесных светил, то в данной точке поверхности Земли наблюдается частное затмение. С помощью методов небесной ме­ханики можно вычислить условия наступления и предсказать моменты затмений на многие годы в будущем и восстановить эти события в про­шлом. Ширина полосы на поверхности Земли, в которой пробегает тень Луны и в которой затмение видно как полное, обычно не превышает 200км. На всей остальной террито­рии, близкой к этой полосе, мож­но наблюдать только частную фазу затмения. Именно такая ситуация описана в «Слове…» для 1 мая 1185 г. во время похода князей в половецкие степи. Поверхность Земли, на которой отмечена зона полной фазы для этого затмения в виде узкой полосы, начинаю­щейся от западных берегов Цен­тральной Америки и проходя­щей по Атлантическому океану и северу Европы. Более протяжен­ная область, захватывающая се­верную часть Африки, указывает зону, где затмение наблюдалось как частное. Чем дальше от цен­тральной полосы, тем меньшая часть видимого диска солнца бу­дет закрыта луной.

    Автором «Слова» и в летописях отмечается, что в момент затмения «небо померкло». Обычно солнечные затмения сопровождаются замет­ными изменениями в окружающей природе. Особенно в полосе полного затмения. Угасает яркий солнечный свет, наступают сумерки, темпера­тура воздуха снижается почти на десять градусов, усиливается ветер. Возможно образование облачности. Все это чувствуют животные, пти­цы и насекомые. Куры начинают укладываться на ночь, овцы и коровы поворачивают с выпаса к родному дому, собаки начинают лаять. Даже современный человек, впервые наблюдая это величественное явление природы, начинает чувствовать себя очень неуютно, появляется чув­ство тревоги и страха.

    Нет ничего удивительного, что в древности солнечные затмения считали предвестниками больших бед и неприятностей, связывали их с гибелью таких великих особ, как князья и короли. Однако следует считать заблуждением такие представления. Известно, что солнечные затмения происходят достаточно часто в течение года на территории земного шара — от двух до пяти солнечных затмений, включая полные и частные. Но полные затмения увидеть за свою жизнь удается не ка­ждому человеку, если не совершать для этого экспедиции в точки Земли, в которых согласно астрономическим вычислениям они должны прои­зойти. Считается, что в среднем в данной точке Земли полные затмения можно наблюдать один раз в 200–250 лет.

    Согласно изложенному выше нет оснований считать, что смерть кня­зей рода Ольговичей как-то связана с затмениями солнца. Это является заблуждением и древнерусских летописцев, и современных астрологов. Поэтому с нашей точки зрения князь Игорь поступает совершенно осоз­нанно, не прерывая начатый поход против половцев, хотя и руковод­ствовался он исключительно христианской моралью. Именно к такому выводу приходит один из исследователей замечательного литературного памятника В.В. Медведев: «Игорь после минутного замешательства, вы­званного Божьим знамением, проявил себя как истый воин-христианин, справедливо рассудив, что постичь судьбу невозможно, как и невозмож­но ее избежать, и поэтому, что бы она ни решила сотворить — добро или зло, следует пойти ей навстречу (если бы Игорь при виде затмения повернул назад, то он бы воспротивился судьбе, а это, по христианским понятиям, — великий грех)».

     

    Пророк Иеремия память 1 (14 н. ст.) мая. Свя­той про­рок Иере­мия, один из че­ты­рех ве­ли­ких вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков, сын свя­щен­ни­ка Хел­кии из го­ро­да Ана­фо­фа близ Иеру­са­ли­ма.

    День святого Георгия Победоносца Дата почитания: 23 апреля (н. ст. 6 мая) 
    6 мая практически во всем мире отмечается православный праздник Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV–XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века. 

    День Святого Николая Чудотворца (весенний) 9 мая ( н. ст. 22 мая). Со времен князя Юрия Долгорукого Николай Чудотворец считается покровителем страны, в день Николы Вешнего сиверскими князьями Юрием и Святославом ( в крещении Николаем) было произведено в 1147 году массовое крещение всей Московии в водах Москва-реки и утверждена новая столица Москва. То есть основали Русь Московскую Сиверские князья - братья Юрий (Дюри, Гюрги, Георгий) Долгорукий и Святослав (Николай)  (их фамилия Мономаховы рода Рюриковичей, возможно могла быть у них фамилия и Рюриковы потомки и Владимировы сыны, если бы имелись тогда фамилии).То есть через 38 лет после основания Руси Московской и Москвы, как стольного града, собирает Сиверский князь Игорь рать и идет войной на защиту русских границ. Его столица - Новогород -Сиверский. С этой точки зрения я еще никогда не рассматривала первый русский литературный памятник "Слово о полку Игореве".

    Интересно, в каких  еще древних памятниках отражается затмение?

     СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ 1185 ГОДА.

    В церковном предании сохранились сведения о том, что распятие Христа сопровождалось солнечным затмением. Ниже приведено одно из многочисленных старинных изображений распятия, где над крестом слева показано еще сияющее Солнце, а справа оно уже потемнело, будучи закрыто Луной. Практически такое же изображение солнечного затмения мы видим и на картине Беноццо Гоццоли

      

    Вопрос о евангельском затмении: в Евангелиях прямо сказано, что "померкло Солнце" (Лука 23:45). Однако, если Христос был распят в иудейскую пасху, то есть в полнолуние или близко к нему, как утверждается в Евангелиях, то солнечного затмения в этот момент произойти не могло. Поскольку солнечные затмения могут быть лишь в новолуние. То есть тогда, когда Луна и Солнце находятся по одну сторону от Земли. Только в таком случае тень от Луны может скользить по Земле, создавая солнечное затмение. А во время полнолуния Луна находится с другой стороны от Земли, чем Солнце, и поэтому, наоборот, Земля может бросить тень на Луну (из-за чего происходит лунное затмение). Но не Луна на Землю.

    Данное противоречие между Евангелиями и астрономией может быть разрешено, вообще говоря, двумя способами. Либо это было солнечное затмение, но произошло оно не в тот день, когда распинали Христа. Либо затмение было лунным, а не солнечным. Строго говоря, есть и другие пути. Например, можно считать, что никакого затмения не было вообще, или что Христа распяли не в дни полнолуния. Но подобные предположения привели бы к существенным противоречиям с Евангелиями и церковным преданием. Все-таки распятие Христа в иудейскую пасху утверждается достаточно четко и недвусмысленно всеми евангелистами. Об этом в Евангелиях много и подробно говорится. С другой стороны и сам факт затмения тоже всегда подчеркивался христианской традицией. Затмение упоминается многими церковными писателями, а также изображается в христианском богослужении (обычай гасить свечи с третьей по шестую песнь канона).

    Теперь, когда мы вычислили наиболее вероятную дату распятия можно проверить - какое все-таки затмение сопровождало распятие Христа. В отдельном исследовании.

    Произошло ли в конце марта 1185 года или около того времени полное лунное или полное солнечное затмение? Да, произошло. Это - полное солнечное затмение 1 мая 1185 года. Параметры данного затмения приведены, ниже.. Можно также воспользоваться любой современной компьютерной программой для расчета солнечных затмений в прошлое. Траектория лунной тени на поверхности Земли задается следующей таблицей 4.

    Время середины затмения: 13 часов 18 минут по Гринвичу. Как показывают вычисления по астрономическим программам (например, по программе Turbosky), полоса полного затмения 1 мая 1185 года прошла по Волге от Ярославля до Казани. Здесь оно было полным. На месте юной Москвы, например, затмение было почти полным. Напомним, что вокруг полосы полного затмения расположена достаточно широкая полоса полутени, в которой затмение видно как частичное. На оси затмения города Владимир и Казань. Еще Царь-Град.

    Подчеркнем важное обстоятельство. Данное затмение 1185 года произошло очень близко к тому месту на небе, где около 1150 года вспыхнула Вифлеемская звезда. Оба события произошли в одном и том же созвездии Тельца, 

    Не исключено, что вспышка сверхновой звезды еще была видна на небе в 1185 году (прошло всего лишь тридцать лет). Но даже если она уже потухла, место ее появления на небе должно быть свежо в памяти людей. Уже само это обстоятельство должно было связать в умах людей затмение 1185 года с Христом. К тому же затмение произошло вскоре после распятия. А именно, от конца марта до 1 мая прошел всего лишь месяц. А поскольку затмение было видно не в Царь-Граде, а во Владимиро-Суздальской Руси и на средней Волге, то оно, вполне вероятно, совпало по времени с приходом на Русь известий о распятии Христа в Царь-Граде. Поэтому для жителей Владимиро-Суздальской Руси затмение 1 мая 1185 года могло совместиться с распятием. Что впоследствии отразилось и в Евангелиях. Отметим, что в те времена известие о казни из Царь-Града во Владимиро-Суздальскую Русь могло идти примерно месяц.

    Затмение 1 мая 1185 года было отмечено в русских летописях. Сохранились записи наблюдателей, находившихся около рек Сиверского Донца и Оскола (где затмение было частным). Под 1185 годом В.Н.Татищев сообщает: <<На вечер же мая 1-го дня увидели затмение солнечное, которого осталась часть, как луна третьего дня... И сказал (князь Игорь - Авт.) вельможам своим: "Видите ли сие?". Они же, ужаснувшись, опустили головы и сказали ему: "Сие знамение не на добро есть">>

    В Евангелиях правильно сказано, что затмение было послеполуденным: "было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце" (Лука 23:44). Поясним, что шестой час дня раньше мог означать полдень, если время считали от рассвета. Известно, что в древности такой способ широко применялся.

    Комментаторы Евангелий неоднократно высказывали следующее недоумение. Как согласовать сообщение евангелистов о солнечном затмении - "померкло солнце" - с тем, что "тьма длилась", по их же словам, около трех часов. Ведь обычное солнечное затмение наблюдается в каждом конкретном пункте не более нескольких минут. Естественное объяснение предложил Андрей Немоевский. Он писал: <<Мы знаем, что солнечное затмение "над всей страной" не может длиться три часа. Оно могло продолжаться самое большее 4-8 минут. Евангелисты, видимо, обладавшие астрономическими познаниями, не могли сказать и, конечно, не сказали подобной бессмыслицы... У Луки (XXIII, 44)... у Марка (XV, 33) мы читаем... у Матфея (XXVII, 45)... "НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ", что действительно может длиться несколько часов. ВСЕ солнечное затмение 6 мая 1883 г. продолжалось 5 часов и 5 минут, но ПОЛНОЕ затмение длилось 3 часа и 5 минут, т.е. как раз столько времени, сколько указано в Евангелиях>> 

    Итак, скорее всего, евангелисты в качестве ТРЕХ часов назвали не продолжительность "наступления тьмы" в какой-то отдельной точке земной поверхности, А ПОЛНОЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ЛУННОЙ ТЕНИ ПО ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. Три часа лунная тень чертила длинную полосу "по всей земле", внутри которой "наступала тьма". Недаром же евангелисты употребили здесь выражение "ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ".

    Такое понимание Евангелий подразумевает довольно высокий уровень представлений их авторов о природе солнечных затмений.

     УБИЙСТВО ЦАРЯ АНДРОНИКА I КОМНИНА В 1185 ГОДУ.

    Обратимся теперь к хронологическим таблицам и посмотрим - упомянуто ли под данным годом какое-нибудь громкое событие, связанное с убийством знаменитого царя или святого.

    Для решения поставленной задачи нужны как можно более полные хронологические таблицы. В 2000 году мы составили такие таблицы, вобравшие в себя как современные полные хронологические перечни правителей, так и сведения из многочисленных первоисточников, не попавших в современные справочники. Таблицы были составлены по всем царствам Европы, Азии, Северной Африки, включая все обнаруженные нами варианты времени правления и имен каждого правителя - светского или церковного. Получившиеся таблицы мы опубликовали в книге [РЕК]:3 (по состоянию на 2002 год). Там же мы привели список обработанных нами к тому времени первоисточников и хронологических таблиц.

    Исчерпывающий поиск по составленным нами хронологическим таблицам (которые имеются у нас в электронном виде) был организован так. Мы искали всех правителей, закончивших свое правление в 1185 году н.э. Их оказалось совсем немного. Вот полный список:

    1) Римский папа Луций (Лукий) Убалд. Годы правления: 1181-1185.

    2) Византийский император Андроник I Комнин: 1182-1185.

    3) Иерусалимский король Балдуин Прокаженный: 1174-1185.

    4) Русский удельный князь Изяслав Васильевич Полоцкий. Умер около 1185 года.

    5) Основатель Бургундской династии в Португалии, король Альфонс: 1139-1185.

    И это - все. Только пять правителей. Электронный поиск, повторим, был полным. Мы не учитывали лишь переизбираемых ежегодно должностных лиц, как, например, новгородских посадников.

    В полученном списке сразу бросается в глаза византийский император Андроник Комнин, поскольку он правил ровно три года: 1182-1185. Напомним, что ровно столько длилось "общественное служение" Христа, согласно церковному преданию, см. выше. Открываем учебник по византийской истории [235:1] и читаем там следующее: "Андроник был известен каждому ромею своей необычной судьбой" [235:1], с.257. Сообщается, что он царствовал три года, после чего был зверски растерзан и убит толпой горожан на ипподроме Царь-Града. О его необычной судьбе слагались народные песни. Византийский историк Никита Хониат писал: <<О смерти Андроника и в книгах встречается и народом распевается, кроме других пророческих, ямбических стихов, еще и эти: "Внезапно поднимается с места, богатого напитками, муж багровый... и, вторгшись, будет жать людей, как солому... КТО НОСИТ МЕЧ, ТОТ НЕ ИЗБЕЖИТ МЕЧА">> [933:1], с.361. Интересно, что Хониат употребляет здесь евангельское изречение: "ВСЕ ВЗЯВШИЕ МЕЧ, МЕЧОМ ПОГИБНУТ" (Матфей 26:52). - по материалам Фосенко-Носовского.

    Интересно установить по имеющимся документам наиболее значительные события года, когда произошло знаменитое солнечное затмение. Сравнить его описание в разных землях, проследить дальнейшую судьбу стран и правителей. И это несомненно позволит яснее понять первое русское поэтическое литературное произведение "Слово о полку Игореве" и что хотел донести его автор с толь ярких образах.

     

    Просмотров: 2313 | Добавил: Галина_Шипилова | Теги: Слово о полку Игореве, знамение, сиверцы, древний язык руси, затмение солнца, князь Игорь | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]