Проект архитектора Александра Лаврентьевича Витберга
|
|
Siver_Igor | Дата: Четверг, 10.11.2011, 15:43 | Сообщение # 1 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи. На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором Александром Лаврентьевичем Витбергом. Об этом – своеобразный рассказ Герцена в XVI главе «Былого и дум». «Колоссальный, исполненный религиозной поэзии проект Витберга поразил Александра. Он остановился пред ним и об нем первом спросил, кем он представлен. Распечатали конверт, и нашли неизвестное имя ученика академии. Александр захотел видеть Витберга. Долго говорил он с художником. Смелый и одушевленный язык его, действительное вдохновение, которым он проникнут, и мистический колорит его убеждений поразили императора. «Вы камнями говорите», – заметил он, снова рассматривая проект. В тот же день проект был утвержден... Проект был гениален, страшен, безумен – оттого-то Александр его выбрал, оттого-то его и следовало выполнить». Утверждает Герцен.
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
Siver_Igor | Дата: Четверг, 10.11.2011, 15:43 | Сообщение # 2 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| Витберг предлагал сделать в нижнем храме усыпальницу для погибших русских воинов, и таким образом создать мемориал памяти Отечественной войны. Для этого требовалась естественная гора, чтобы устроить врытый в землю храм-усыпальницу. Оттого храм решили строить на Воробьевых горах, где в октябре 1812 года стоял последний наполеоновский редут. По преданию, там же неприятель в последний раз остановился на ночлег, покидая Москву. Согласно его плану, Храм Христа Спасителя должен был представлять собой монументальный ансамбль, выдержанный в строгих монументальных формах ампира. Сам собор должен был стать трехчастным по вертикали и символизировать Воплощение, Преображение и Воскресение. Предполагалось расположить друг на друге следующие части: • подземный храм Рождества Христова в форме параллелепипеда, где должны были проходить панихиды. Здесь же планировалось похоронить останки павших во время Великой Отечественной войны 1812 года. • надземный храм во имя Преображения Господня, представляющий собой крест и символизирующий сочетание добра и зла, света и тьмы в душе и жизни человека. Этот храм планировалось украсить множеством статуй. • верхний круглый храм во имя Воскресения Христова. Высокий берег Воробьёвых гор в этом случае выступал как естественное подножие грандиозного сооружения. Ансамбль храма Христа Спасителя также включал в себя гигантские колоннады, каменные спуски к Москве-реке, каменную набережную.
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
Siver_Igor | Дата: Четверг, 10.11.2011, 15:44 | Сообщение # 3 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| Проект был одобрен, и торжественная закладка храма состоялась в 1817 году. Однако грандиозным планам Витберга не суждено было осуществиться: почва начала оседать под тяжестью возводимого сооружения, что было обусловлено близостью грунтовых вод. Кроме того, Витберг был очень плохим руководителем: строительство слишком затянулось, а специальная комиссия констатировала расхищение денег, предоставленных на строительство храма. Витберга фактически обвинили в казнокрадстве, имущество его было конфисковано, а самого архитектора сослали в Вятку. Стройка обошлась государству в 4.132.560 рублей, но из которых Витберг не взял себе ни копейки.
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
sapsan | Дата: Среда, 25.09.2013, 13:11 | Сообщение # 4 |
помощник
Группа: Модераторы
Сообщений: 224
Статус: Offline
| На сайтеhttp://upravlenie.ucoz.ru/forum/7-11-1 есть интересная информация и фото, иллюстрирующие предположение о том, что здание рейхстага в Берлине и проект Витберга очень похожи.
Здание Рейхстага построено по проекту франкфуртского архитектора ПауляВалло в стиле итальянского высокого Возрождения. Первый камень в основание здания германского парламента заложил 29 июня 1884 г. кайзер Вильгельм I. Строительство продолжалось десять лет и завершилось уже при кайзере Вильгельме II.
|
|
| |