Троица. Земля цветами кроется!
|
|
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 08.06.2020, 13:09 | Сообщение # 1 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
|
Источник: Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство-СПб. 2001. – С.570-578. В народной традиции Т. входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и заканчивается Духовым днем. Нередко Т. называли весь праздничный круг и любой из его дней. В русском поэтическом творчестве Т. обыкновенно выступала в паре с Семиком: У нас в году два праздника:Семик да Троица,Ай лилё, да лилё,Семик да Троица.… Т. почиталась в народе за большой праздник. В русской традиции он связывался, прежде всего с культом растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника , главным атрибутом многих обрядовых действий была береза… На растущих березах обычно завивали вeтви, переплетая их друг с другом, с травой, с цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно развивали, считая, что в противном случае дерево может «обидеться». В некоторых местах березы срубали, украшали, рядили в крестьянскую одежду и вносили в дересни, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, сел, изб. Около березок устраивали трапезы, сопровождавшиеся ритуальным «кормлением» дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника «кумой»… Кроме того, это дерево использовалось в гаданиях. Часто троицкая березка становилась центром народного гулянья. Помимо этого, повсеместно свежей зеленью украшали деревни, церкви, дома и хозяйственные постройки… Зеленые венки венчали обычно головы людей; а местами и животных… В ряде мест в этот день запрещалось рубить и ломать деревья. Крестьяне говорили, что в Т. лес именинник (разрешалось срубать только обрядовое деревце - выбранную заранее березку). Существовало также поверие о том, что растения в Т. обладают особой магической силой, что нашло отражение в калужском обычае собирать в ночь на Т. лекарственные травы.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 08.06.2020, 13:10 | Сообщение # 2 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
|
Т. считалась в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьим. В этот день девyшки надевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для праздника. В Белгородской обл. на каждый день праздничного цикла полагалось особое платье: в mpоицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно традиционным девичьим украшением на Т. был венок, а в северных районах - головные уборы, вышитые золотыми нитями или металлическими пластинами. Их, как правило, не носили в другое время.«Наш праздник, девичий! Барышни гуляют», говорили о Т. в с. Никольском Можайского у. Московской губ. Нарядно одетые девушки прогуливались IIAOAII своей или центральной деревни, а также собирались около приходского храма… Для Т. характерны девичьи гадания на будущее с пусканием по воде троицких венков, завиванием берез, киданием обрядового деревца в реку. Дерево (в основном береза) использовалось в гаданиях и иначе: девушки бросали в него ложки - чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки в тот момент, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться; в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась вокруг себя и падала или, получив свою долю при разламывании старого плуга, бросала ее, не глядя. В какую сторону упадет девушка или обломок плуга, в той стороне жених будет. В Московской губ. в ночь на Т. девушки обязательно сжигали старые мужские штаны для того, чтобы невест в поселении было больше. Представление о девичьем характере праздника сохранилось в обрядовых песнях, играх, хороводах. Для них характерен мотив величания девушек, девичьего праздника, девичьих занятий.Йо, йо, березонькаlЙо, йо, кудрявая!Семик честной да Троица,Только у нас, у девушек,И праздничек!»…
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 08.06.2020, 13:15 | Сообщение # 3 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
| «По заветам старины» Мифологические сказания,заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы. 7. Магические и целебные средства. Стр.157 из-во «Тропа Троянова» 2005 год. 365.(А богородицкой травой подушечки для окой ников не набивали?) Не…Подушечку, в нас это, как раньше делали каждому одному – с веника лисья. С березовых. Яну очень хорошо пить, яна от высокого давления, эты березовы листья.Я же и спасалася…..»Надо справедливую только березу». А их три сорта. Есть капрызы выгонятьа есть глушина; она никуда не идет. А березы – так я вас научу. Как узнать…Вот, листики. Сорвите, как будет сраведливая береза – вот эту и надо пить. Вот, потрите такой листик – и она так, вроде беленькое буде. Вот это будет сраведливая.А карпызы выгонять – так эта, которые висючие ветки висят. Вот ребенок, , который капрызы имеет и завалится «брык, брык, брык!». А ты вот эти веточки принесешь, меж дверей это так вторнешь,так во, меж дверей. (Показывает) Вторни и держи. И когда будет «брык, брык», а ты- только не жалей- так стебани, чтоб он соскочил. И все, больше не будет делать.Глушина, она так, пушистая такая, а эта уже,которая висючая – это капрызы выгонять…» Славяне вообще считали березу главным, Мировым деревом, опорою всей земли, о чем и говорится в старинном заговоре: На море, на океане, на острове Буяне, стоит белая берега вниз ветвями, вверх кореньями... Так же чтили в этом дереве женского духа Березу, покровительницу юных дев. Женская символика березы проявляется и в свадебных обрядах. В обрядовых приговорах во время сватовства береза и дуб выступали как символы невесты и жениха: "У вас есть береза, а у нас дуб... " Веря в магическое исцеление, носили девочек к березе, а мальчиков — клубу. Действенным приемом лечебной магии издавна считалось хождение к растущей березе. Чтобы "передать" ей болезнь, под березу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. Мотив угрозы по отношению к болезни звучит в тексте заговора от грудной жабы: Брошу Жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило. Русские крестьяне обращались к березоньке с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая не отпускать их до тех пор, пока болезнь не отступится от человека. В христианских народных легендах береза — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Пятницу от преследований черта (русское поверье); или, напротив, проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа (сербское поверье).
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 08.06.2020, 13:17 | Сообщение # 4 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
|
БерезкаО кукле рассказывает Агаева Ирина Владимировна заведующая отделом научно-методической и просветительной работы объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», народный мастер России.Кукла Чернского, Плавского, Ефремовского р-нов.
Делали ее на Троицу, в этот день украшали березовыми ветками дом. Девушки вставали рано, до восхода солнца и шли за водой. В ведра с водой клали веточки березы и несли воду домой, боялись расплескать. А дома все старались напиться и умыться этой водой, кто первый напьется, тот счастлив будет в этом году. Для гадания делали куклу Березка из березового полешка, символ березы. Это куколка одного дня, по ней гадали. Утром делали, вечером – разбирали и оставляли на березе. Делали куколку совместно несколько девушек, по ней гадали. Куколку красиво наряжали, украшали ветками березы, травой с соцветиями. Привязывали три ветки березы впереди. Одна – сухая, другая с сережками, а третья – красивая. С закрытыми глазами девушки снимали с куколки веточки. Если попадалась сухая ветка - то муж будет старый, если красивая - то красивый, если с сережками – то богатый. После гадания куколку разбирали, и оставляли на дереве, одежду забирали.
В основе куколки – березовый столбик, у нее коса из веточек березы, перекинутая вперед и привязанная поясом. Полешко, не обмотанное тканью и грудь из зеленой ткани. Красная грудь – это признак очеловечивания, а куколка Березка – это сама береза. Руки из веточек или травы, на голове – веночек. Цвета – разные оттенки зеленого. Куколка локтевая.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |