Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 11:54 | Сообщение # 1
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
Тамара Ивановна Санчес-Гайдабура... В 70-е годы прошлого, 20 века она решительно и ярко начала возрождать в СССР старинное искусство - лоскутную пластику. Причем, будучи высокообразованным художником, как и дипломированным специалистом по текстилю, художница подняла эту технику до необычайных высот. Уже тогда, 35 лет назад, Тамара Санчес выставляла на выставках в Доме Художника не только удивительные по красоте и смыслу панно, даже портреты в лоскутной пластике, но и люскутную бижутерию, которая вызывала оторопь выставкомов. Она создавала свои живописные лоскутные полотна и на элементах одежды, придумывала даже целый костюм, авторский, совершенно оригинальный. "Геометрия лоскутных полей" Тамары Санчес была откровением для советской публики, валом валившей на выставку, лишь едва заслышав о том, что там выставлена работа Тамары, художники стремились повторять ее работы, но разработанная Тамарой Ивановной оригинальная специфическая технолигя так пока никому и не далась. Тамара Санчес - большой знаток и большой поклонник народного традиционного искусства. Как известный коллекционер, она собрала за десятилетия уникальные образцы, сделанные руками художников из народа. Ее коллекция может составить экспозицию весьма приличного музея и стать учебником по народному искусству. А скольких умельцев Тамара Ивановна научила быть мастерами-художниками! Сколько сил она отдавала обучению талантливых народных резчиков, ткачей, игрушечников, берестянщиков! Тамара Санчес известна и как яркий дизайнер. Она прославилась оригинальным, авторским оформлением многочисленных выставок и в нашей стране и за рубежом. Она делает завораживающие инсталяции, ее считают известным фотохудожником. О таком человеке надо писать целую книгу. А может быть и не одну.
Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 12:09 | Сообщение # 2
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
Необычайно занятой, а поэтому строгий человек - Тамара Санчес все-таки находит время и для благотворительности. Это не только помощь художникам, не только организация для них выставок и включение их работ в каталоги. В 1989 году она откликнулась и на идею возрождения Храма Христа Спасителя. Для меня Тамара Ивановна всегда была камертоном, надежным наставником и помощником. Впервые мы познакомились с ней, когда я готовила благотворительную выставку народного искусства в Зарядье, тогда в Знаменском соборе был выставочный зал, который община сняла для проведения этого мероприятия, получившего отклик и в на телевидении и в прессе. Для общины было очень важно пробить стену молчания СМИ и донести до людей атеистического СССР информацию о работе по возрождению Храма-мученика. Участники выставки с радостью перечисляли средства в Фонд возрождения Храма Христа Спасителя. Тамара Санчес подсказала мне и темы дальнейших выставок, познакомила меня, как их организатора, с уникальными мастерами, которые затем съезжались на наши мероприятия со всех концов нашей необъятной страны, помогала с оформлением зала, да что говорить, учила всему! Для работы по возрождению Народной Святыни - Храмам Христа Спасителя - Тамара Ивановна не жалела ни сил, ни средств, ни своего труда, ни своего драгоценного времени. Помощь такого человека, такого высокого профессионала как Тамара Санчес была для меня бесценна в годы работы по привлечению широких маасс к возрождению Храма Христа Спасителя! Спасибо тебе, дорогая Тамара Ивановна Санчес за твою работу и за твою помощь в деле возрождения Храма Христа Спасителя!
фото Галины Биро фото Галины Биро
Художник Тамара Ивановна Санчес в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя и там же на форуме "Живая традиция" с участниками Форума - аутентичным колективом из Белгорода.
Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 12:12 | Сообщение # 3
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
Вот этот материал я приготовила для Википедии. Написала, выложила фото, разместила по всем правилам, включая литературу - каталоги, книги и журналы, в которых уже не одно десятилетие публиковались работы художницы. После этого два не очень грамотно пишущих "эксперта" Википедии выдали свое заключение о том, что этот материал - это самовосхваление, поэтому запретили его к публикации. Тогда я опубликовала этот материал полностью в ЖЖ, а теперь вот решила воспроизвести его тут в цепочке сообщений (сразу большое количество знаков одно сообщение не вынесет)
Санчес (Гайдабура) Тамара Ивановна — заслуженный художник,родоначальник современного костюма и украшений в технике лоскутной графики, общественный деятель в сфере традиционной культуры, коллекционер предметов современного традиционного декоративного и прикладного искусства,фотохудожник, модельер, дизайнер, ландшафтный дизайнер. Тамара Санчес является московской художницей, в конце шестидесятых годов прошлого века возродившей в нашем обществе интерес к лоскутному шитью, к народному костюму. Она является основоположником лоскутной инкрустации текстильных малых форм - бус, других дополнений. Занимается лоскутной пластикой с 1965 г. Художница совершенно по-новому раскрыла в костюме возможности ситца и льна, лоскутной техники в целом, создав модели одежды, разработанные ею на основе синтеза традиционных русских и современных художественных направлений. Это не стиль "кантри" или простой "пэчворк". Талантливым автором созданы уникальные лоскутные покрытия, которые применяются в объемах изделий, в оформлении выставок, дизайне помещений. Ситцевый лоскут для художницы - это палитра, позволяющая создавать яркие по колориту и удивительно гармоничные и утонченные произведения.
Опубликованные еще в 60-70-е годы прошлого, XX века, дивные творения Т.И. Санчес до сегодняшнего дня дают вдохновение многим художникам, повторяющим и повторяющим ее оригинальные находки в своих работах. Т. Санчес являлась участником, дизайнером-оформителем и автором многих выставок в разных городах России и Европы, в крупнейших выставочных залах Москвы. Она лауреат и дипломант многих российских и международных конкурсов, модельер современного костюма с народными, лоскутными элементами, с созданной ею лоскутной бижутерией
Сюжет телеканала "Культура" о текстильных работах Т.И. Санчес в советские годы и модели, созданные ею в 70-80-е годы прошлого века
Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 12:14 | Сообщение # 4
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
Легендарная мастерица лоскутной графики создала за 40 лет напряженной творческой работы собственную школу авторского текстиля в области пэчворка и костюма по народным мотивам. Мастер-классы художницы, на которых она учит четко различать грань между истинно современным платьем и опереточной "костюмностью", пустым подражательством народному костюму, вызывают неизменный интерес как у специалистов, так и у широкой общественности. Восторг и вдохновение щедро дарит людям Т. Санчес, вот высказывания учеников:
"...И увлекла в это творчество меня именно Тамара Санчес своими одеждами и украшениями, сшитыми из мелких кусочков ситца в великолепной цветовой гамме...";
"...Для меня неукоснительный авторитет законодательница лоскутной пластики, наша главная лоскутница Тамара Санчес...";
"... до сих пор сияют в глазах бусины в декоре вещей Тамары Ивановны Санчес, еще в середине прошлого века создававшей уникальные лоскутные ансамбли...";
"...Друзья познакомили с Тамарой Ивановной Санчес. Работы московской мастерицы заворожили и поразили - каждая из них была уникальной. Именно Санчес дала новый толчок к творчеству, показала широту и диапазон возможностей простого лоскутка...";
"...Работы Тамары Санчес узнаешь из тысячи. Они необыкновенно утонченные, изысканные, безукоризненные. Тамара Санчес имеет свой самобытный почерк, свою уникальную авторскую технологию...";
"...в «Художественном салоне» на улице Димитрова я познакомилась с Тамарой Санчес. Ее работы – и панно, и костюм, и текстильные аксессуары – были для меня не просто потрясением, а почти откровением... Правда была в том, что в нашей стране Тамара Санчес действительно первая стала заниматься лоскутной мозаикой профессионально, первая профессионально применила ее в костюме, и сделала это на высочайшем художественном уровне...я считаю Тамару Санчес большим художником. Ее костюмы были не просто насыщенные цветом и фактурами арт-объекты, а некими одушевленными существами – чудо-птицами ненароком разоренного Эдема. Эти работы ментально существовали в русской народной традиции.... Меня до сих пор восхищает отношение Санчес к материалу и высота поставленной задачи: взять простые ситцевые квадраты одного размера и соединить их меж собой так, чтоб полотно засияло и заискрились, как все загашники Медной горы Хозяйки, – дорогого стоит. Это очень большое искусство – уметь ограничивать себя, «не впихивать в каждую клеточку по хрюшке»... Постижение возможностей каждого материала требует времени, и Тамара Санчес не пожалела потратить его на отечественный ситец…"
Ниже приведены страницы из книги "Донской народный костюм", вышедшей в свет в 80-е годы прошлого века. Здесь опубликованы работы Тамары Санчес как образец виртуозной работы талантливого художника, сумевшего соединить традицию и современность. Даже невнятная печать передает всю яркость и весь колорит этих удивительных работ, выполненных, как написано в книге "из кусочков ситца". Надо сказать, что ситец считался самым простецким, самым скромным материалом. И сколь великолепным и удивительным получался костюм, созданный золотыми руками Тамары Ивановны Санчес. По сути работы художницы были поставлены в один ряд с богатым историческим народным костюмом. Художник становится Народным, когда созданные им творения принимаются народом, как свои, как совершенно органичные и родные.
Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 12:16 | Сообщение # 5
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
В своих работах Т. Санчес мастерски использует древнейшие технологические приемы народного лоскутного мастерства совершенно по-новому используя их, раскрывая в костюме возможности ситца и льна, лоскутной техники в целом. Ее костюмы всегда состоят из нескольких предметов - от трех (минимум) до восьми с непременным оригинальным головным убором, часто с разработанной ею текстильной бижутерией. Международная ассоциация пэчворка признала Тамару Санчес родоначальником современного костюма и украшений в технике лоскутной графики. Первые произведения мастера были показаны в 1975 г. на выставке в Москве. Многие работы находятся в коллекциях основных музеев Москвы, приобретены частными коллекциями в России и за рубежом. Работы экспонировались более чем на 250 выставках, 20 из них — международные (Чехословакия, Польша, Канада, Австралия, США, Англия, Франция, Испания, Германия, Бельгия, Норвегия и др.
Тамара Санчес довела традиционную «лоскутную» технику до виртуозности — ее произведения составлены из мельчайших тщательно обработанных ситцевых лоскутов. Работы Санчес восхищают именно своим фантастическим мастерством и уникальной авторской технологией. Тамара Санчес познает мастерство лоскутной техники из истоков его универсального геометрического орнамента: «Игра в лоскутные квадраты и треугольники, а также игра с лоскутной полоской-гармошкой дает возможность создавать текстильное полотно. Игра узорообразующего треугольника в замкнутом квадрате дает возможность создавать бесконечное множество узоров. Игра квадратов и самых разнообразных лоскутных частичек в лоскутной ленте-гармошке дает возможность создавать безразмерные лоскутные покрытия…» - разъясняет она на ученикам на своих многочисленных мастер-классах. Именно эти возможности являются основой большого интереса к развлекательной, универсальной и издревле самобытной технике — лоскутной графике, считает художница. Свою художественную палитру изобретения с лоскутной частичкой Тамара Санчес включает в многопредметный авторский костюм, панно и украшения. Это стало органической частью современной традиционной культуры. Десятки лет непосредственного общения с народными мастерами расширили знания и определили новое направление в создании ее художественных произведений. Остро ощущая всю глубину, мощь и философию народного искусства, Тамара Санчес уже 40 лет оказывает творческую и материальную поддержку мастерам народных промыслов, привлекает их к участию в выставках, помогает развивать и совершенствовать их мастерство, пропагандирует их творчество. Тесно сотрудничает Тамара Санчес с профессиональными российскими художниками, в частности с художниками "гнезда" Валентиной Булыгиной и др., организуя совместные выставки на ведущих площадках Москвы и других городов России. В настоящее время художница достигла больших успехов в области ландшафтного дизайна, неоднократно получала премии Правительства Москвы за уникальный дизайн двора многоквартирных домов на Ленинском проспекте г Москвы, который превращен Тамарой Санчес в прекрасную цветущую поляну, райский сад посреди грохочущего пыльного мегаполиса.
два фото Галины Биро
Художник Тамара Санчес в день награждения ее медалью "Народное достояние". август 2005 г.
Родители: отец - Гайдабура Иван Иванович (1915-94) - выходец из кубанских казаков-пластунов, по специальности водитель; Гайдабура Иван - дед по отц. линии - казачий атаман;
Образование:
1964 - Художественное училище им. Грекова (г. Ростов-на-Дону), специальность "Художник-живописец";
1970 - Московский текстильный институт (Московская текстильная академия им. А.Н. Косыгина), специальность "Художник по проектированию трикотажных полотен и изделий";
Работы Т. Санчес входят в коллекции Государственного Исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея "Царицыно", Магнитогорской картинной галереи, Галереи Raissa (г. Эрфурт, Германия) и др. и в частные российские и зарубежные коллекции;
Т. Санчес была членом Правления Советского Фонда мира; организатором ряда выставок "Традиции и современность"; основоположницей авторской школы "Мозаика лоскутной геометрии" в области костюма и текстильных аксессуаров; участником Программы Правительства Москвы "Мой двор, мой подъезд";
Публикации:
более 250 информационно-аналитических, обзорных и тематических статей и интервью в СМИ; **Иллюстрированный альбом "Рус. мода. 150 лет в фотографиях" (в соавт.);
фотоальманах "150 лет русской фотографии" (в соавт.);
Награды:
более 40 дипломов, почетных грамот и благодарственных писем за вклады в экспозиции ведущих музеев страны;
серебряная медаль "Женщины мира" (1988) от Международного Конгресса Женщин;
лауреат Международных конкурсов моды в г. Таллине (1987, 1989);
дипломы Советского Фонда мира "За благотворительность" (1981-88);
золотая медаль им. С.А. Есенина (2006);
большая золотая медаль "Национальное достояние" от Фонда "Меценаты столетия" (2005);
лауреат премии Международной выставки в г. Шасси-Деор (Франция, 2003)
и др. профессиональные и общественные награды за творческую и общественную деятельность в сфере культуры и за благотворительность;
Т. Санчес:
член Московского Союза художников;
член Росссийского Союза художников;
член Международного Союза художников;
член жюри Международного фестиваля "Лоскутные узоры России";
В зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Тамара Санчес с подшефными школьницами, которые впервые в жизни вышли на сцену, демонстрируя костюмы художницы из золотой коллекции "Русь", созданные ею во второй половине 20 века.
Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 12:21 | Сообщение # 7
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
В интернете: (прошу дать известные вам сылки) http://www.kommersant.ru/doc.asp....]Указ Президента РФ от 27.05.2007 N 660 "О награждении государственными наградами Российской Федерации"]
[5] Журнал «Декоративное искусство», № 3за 1988 г."Художник и Модель" О выставке «Художник и модель», проходившей осенью в залах Красногвардейского района столицы, беседуют один из ее организаторов художница Тамара Санчес и искусствовед Ирина Радченко.
Сюжет Александра Васильева, (телеканал "Культура") где речь идет о развитии отечественной моды 80-х годов, отмеченных становлением авторского подхода. Своими воспоминаниями в видео делятся модельеры Вячеслав Зайцев и Тамара Санчес, актриса и режиссер Рената Литвинова.
Декоративное панно "Дно" - художник Тамара Ивановна Санчес-Гайдабура
Тамара Санчес создала целую школу. Ее идеи повторяют, технику шитья Тамары Санчес активно осваивают, постигают разработанные ею технологии, ее работы пытаются копировать вот уже 40 лет... В 70-е годы она создала мощные, выразительные работы, как произведение искусства они не только не устарели в новом тысячелетии, но вызывают особый интерес.
Влияние работ Т. Санчес. На фото современная мастерица, которая пытается повторить мотивы, идеи Тамары Санчес и ее работы второй половины 20 века... Интересно, а многочисленные ученики школы Тамары Санчес, посещавшие ее многочисленные мастер-классы и выставки, навещавшие ее мастерскую, повторяющие ее идеи второй половины 20 века - упоминают ли они имя своего учителя? Или потупив очи рассказывают, что все это их личные идеи и произведения?
Руками не трогать! Произведение искусства второй половины прошлого века! Хотя удержаться трудно - иначе не поймешь как это сделано: змейка вся колышется...Чудесная... Панно "Дно" все сияет, как вода под солнечными лучами...
Дата: Понедельник, 10.08.2015, 12:12 | Сообщение # 10
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
фото Галины Биро фото Галины Биро
Это (мною снятые) фото на выставке в Доме Художника на Кузнецком мосту. Тамара Ивановна Санчес у своей экспозиции. Выше - фрагмент панно.
На фото вверху - Тамара Ивановна во дворе своего дома на шумном московском проспекте. Ее золотыми руками создана дизайнерская композиция зеленого сада (- в противовес автомобильным стоянкам и асфальтовым "карманам").
фото Галины Биро
Экспозиция Т. Санчес на выставке в Доме Художника на Кузнецком мосту. Фото Галины Биро. Текстильные бусы - работа Тамары Санчес 1975 года в руках ее ученицы на выездном мастер-классе. фото valentta/ Текстильная бижутерия, разработанная художницей 40-50 лет назад, как и разработанные ею головные уборы, произвели в свое время фурор. Интересно, что чем больше проходит десятилетий, тем все более и более высокий интерес проявляют к ним и модельеры, и публика, и лоскутницы как в нашей стране, так и во всех других странах.
В старинном Суздале в первую неделю августа состоялся фестиваль мастеров лоскутного шитья России. На фестивальной выставке можно было ознакомиться с экспозицией произведений Тамары Ивановны Санчес:
Участницы фестиваля на выставке около экспозиции художницы: в центре декоративное панно "Дно" работы Тамары Санчес. В правой части фото видна ее знаменитая колышущаяся "Змея", свернутая в кольцо. Фото Ирины Шиковой
Участницы фестиваля. На женщине в красном платье колье а ля "Тамара Санчес", то есть мастерица пыталась сшить свое украшение по ее наработкам и выставочному образцу.
На этом фото Тамара Санчес проводит мастер-класс - показывает свой головной убор, рассказывает и технологии изготовления головных уборов из лоскутков ситца. Мастериц она обучает не просто соединять по линеечке и производить стежку по шаблонам, Тамара Ивановна учит последователей своей школы чувствовать цвет, форму, создавать художественное произведение, а не просто "квилт"
Тамара Ивановна Санчес не только самобытный и знаменитый художник, создавший целую школу, имеющий многочисленных последователей и поклонников ее творчества. Начиная с 80-х годов прошлого века она тратит значительную часть своего драгоценного времени на личную работу с начинающими мастерами народных промыслов из глубинки, ведет лекции, многочисленные мастер-классы, охотно обучает всех желающих не просто технологиям, а посвящает в секреты своего мастерства. Художница стремится воспитать в своих учениках тягу к творчеству, учит их создавать глубокие произведения искусства. "Доморушницы" с их порою неряшливыми, нетщательными аляпистыми поделками, теперь для каждого легко отличимы от настоящих мастеров из народа, постигших мысль, идеи Тамары Санчес, создающих совершенство из самого простого материала. Интересно, что на художественных выставках стали появляться и изделия из кожи, повторяющие работы Тамары Санчес, опубликованные или выставлявшиеся начиная с 70-х годов 20 века. Школа Тамары Санчес несомненно будет жить и иметь свое развитие в работах учеников и последователей. А нам, ее современникам, надо бы подумать о создании музея или галереи, где были бы собраны и показаны для широкой публики произведения художницы в постоянной экспозиции. Сколько молодых художников получили бы мощный творческий импульс от сокровищ, подаренных нам Тамарой Ивановной Санчес-Гайдабура.
Сколько мастер-классов провела Тамара Санчес, скольких людей обучила - не счесть. Заслуженный художник, автор тончайших, сияющих, необыкновенных, совершенных, необычайно "вкусных" произведений лоскутной мозаики, которым невозможно не подражать. Она щедро делится своими технологиями, своими творческими идеями.
Тамара Ивановна Санчес с учениками на выставке в музее Декоративно Прикладного искусства. Совет такого Мастера - бесценен. Тамара Санчес и сама стремится к созданию СОВЕРШЕНСТВА, учит и своих последователей следовать по этому пути.
Внимание! Открыта выставка Тамары Ивановны Санчес Открытие: 3 октября в 15.00 Класс Мастера: 10 октября в 12.00 Информация по тел:89160346698 Адрес: ул.Делегатская,3 Музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Выставка работает с 3-10 октября. Открытие 3 окт в 15.00 Мастер класс - 10 окт в 12.00
фото инстоляции с луковицей Т.И. Санчес - Masha Shakhova