Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 25.06.2017, 17:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Галина_Шипилова 
Форум » У истоков идеи и концепции возрождения в СССР Храма Христа Спасителя » О возрождении Храма Христа Спасителя в СССР до 1987 года » Автор идеи возрождения в СССР Храма -мученика. Кто он? (Какой человек впервые в СССР сформулировал саму эту идею?)
Автор идеи возрождения в СССР Храма -мученика. Кто он?
Олег_РубанДата: Пятница, 07.03.2014, 14:12 | Сообщение # 1
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 68
Статус: Offline
Какой человек впервые в СССР сформулировал и высказл саму эту идею - что взорванный в День Конституции в 1931 году Храм Христа Спасителя необходимо восстановить и для чего надо это сделать. И как именно надо это сделать - восстановить Храм Христа Спасителя, какие меры в коммунистическом СССР надо для этого предпринять.

Идея, несомненно начинается с мысли человека.
Боль от взрыва Храма Христа Спасителя - солдатского храма, храма воинской славы России была острой и мучительной. Люди плакали по Храму-мученику, как по члену своей семьи. Красные комиссары взорвали не только здание - храм. Они взорвали души у людей. Страх обуял, шок испытали и люди в других странах мира. Но свои слезы люди скрывали - ведь сосед по коммуналке мог написать донос - и за скорбь о взорванной Народной святыне привела бы в застенки КГБ и далее - в ГУЛАГ.
Горевать, говорить о взрыве храма люди могли лишь шепотом, лишь с единомышленниками. Церковь - в том числе. Церковнослужители про храм молчали. Публично ничего не высказывали. Советская цензура изъяла из всех возможных изданий и из библиотек все изображения взорванного Храма и все упоминания о нем. Они остались лишь в специальной партийной литературе или в изданиях для художников -архитекторов, в которых храм ругали всеми словами и объявляли самым плохим образцом всего самого плохого.
Но ведь кто-то когда-то впервые произнес вслух, публично мысль о том, что НАДО ВОЗРОЖДАТЬ.
Кто этот человек, который был первым. За мыслью которого пошли его последователи, создали инициативную группу по возрождению Храма Христа Спасителя, с неимоверными усилиями подняли широкое общественное движение, создали и зарегистрировали первую общину Храма Христа Спасителя, добились от власти восстановления Народной Святыни.
 
Галина_ШипиловаДата: Пятница, 07.03.2014, 14:40 | Сообщение # 2
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 744
Статус: Offline
Существует очень красивая версия, что впервые в СССР о восстановлении Храма Христа Спасителя высказал мысль любимец народа и любимец власти - Юрий Гагарин - первый в мире космонавт. При Хрущеве, в 60-е годы.
Очень красивая версия!
В те времена, когда за сами слова "Храм Христа Спасителя", за картинку с его изображением и проч. можно было получить самые серьезные последствия, люди предпочитали таких слов и не произносить. А кто на это решался - тот уже был герой. Но героев таких обычно не находилось.
Те, кто жил в СССР, помнят, что, например, самые вольные люди - барды, члены КСП, которые проводили свои встречи в лесах, в турпоходах, вдали от прослушки и т.д., среди абсолютно своих людей и своих друзей были, казалось бы, свободны в СССР в своих высказываниях. Однако, среди них самым смелым подвигом считалось, если во время своего выступления на Грушке кто-то "намекнет", т.е. сделает характерный жест - помахивание поднятой рукой, свойственное Л.И. Брежневу. Так Генсек приветствовал демонстрантов, стоя на трибуне мавзолея. А уж если кто-то приколет на свою грудь в ряд несколько октябрятских звездочек - т.е. "намекнет" на Генсека и на его многочисленные звания героя СССР - тот уже был просто революционером.
Поэтому в той атмосфере коммунистического советского атеистического общества любое публичное упоминание о взоранном Храме Христа Спасителя было само как взрыв бомбы. Не о возрождении, а просто о том, что жаль, что Храм взорван, что так делать нельзя. Такое мог позволить себе лишь всеобщий любимец и герой - Юрий Гагарин.
Однажды, на Пленуме ЦК ВЛКСМ, на котором велась речь о памятниках победителям Отечественной войны 1941-45 г.г., о том, что они находятся не в надлежащем состоянии и проч. Первый космонавт, герой Советского Союза в своем выступлении сказал, что если в стране разрушены очень красивые и ценные исторические памятники героям первой Отечественной войны 1812 года, то какой это негативный пример для молодежи. Юрий Гагарин назвал эти памятники: Триумфальная арка и Храм Христа Спасителя.
Все.
Но это вызвало большой резонанс, люди передавали друг другу эти слова, шептались на своих кухнях, горестно охали, сочувствовали, мысленно поддерживали. Но в газетах и журналах, в прессе, на радио не появилось никаких откликов или комментариев. Была ТИШИНА.
Публикую ссылку на ютуб, где в видеофильме показан протокол - подлинный документ с подлинной датой и с подлинными словами Первого космонавта - Юрия Гагарина о взорванном Храме Христа Спасителя.

Ю А Гагарин о Храме Христа Спасителя

https://www.youtube.com/watch?v....]
http://youtu.be/b4gMhCs8IF0



Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Пятница, 07.03.2014, 14:47 | Сообщение # 3
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 744
Статус: Offline
Отмечая 80-летие со Дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина, мы все должны низко поклониться ему и его памяти за то, что в самые трудные для православия годы, когда Хрущев громил храмы и обещал показать по телевизору "последнего попа", люди не остались без поддержки. Пропаганда трубила про то, что вот мол, первый космонавт летал в космос, а Бога он там не увидел, хоть был на небе - выше некуда. А Юрий Алексеевич совсем иначе относился к православию. Он ездил в Троице-Сергиеву лавру, он осматривал там, в музее, макет Храма Христа Спасителя, он восхищался им, он говорил людям про это. Смелый он был - наш первый космонавт!
Спасибо тебе, раб Божий Георгий! Царствие тебе Небесное!


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Петр_МурановДата: Пятница, 16.05.2014, 12:34 | Сообщение # 4
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 75
Статус: Offline
Конечно, после выступления Юрия Гагарина на пленуме, после упоминания им о взорванном Храме-мученике, эхо покатилось по людям - это несомненно.
 И о кухням про это шептались уже и люди, приближенные к власти в СССР. А простой народ - тот всегда горевал по потере, был напуган и кипел в то же время от такого вопиющего кощунства. Конечно, об этом говорили лишь с самыми близкими. Иначе можно было загеметь прямо на Лубянку.
 
Siver_IgorДата: Вторник, 15.07.2014, 06:11 | Сообщение # 5
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 534
Статус: Offline
На соседней ветке рассказано и про выступление молодого художника Ильи Глазунова на комиссии ЦК КПСС. Это было несколькими годами позже выступления Юрия Гагарина. И. С. Глазунов так же упомянул Храм Христа Спасителя, называя целый ряд утерянных ценнейших памятников.



см. тут: Глазунов Илья Сергеевич [О возрождении Храма Христа Спасителя в СССР до 1987 года]
Прикрепления: 9742615.jpg(8Kb)


Siver Igor. Админ сайта.
 
Siver_IgorДата: Вторник, 15.07.2014, 06:23 | Сообщение # 6
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 534
Статус: Offline
Профессор Евгений Меркурьевич Пашкин со своими коллегами-архитекторами и учеными занимались серьезным изучением архитектурных памятников, их фундаментов. Ему удалось обнаружить и сделать (как бы для работы по изучению фундаментов в центре в г. Москвы) копию страшной документальной кинозаписи (не буду пока утверждать кто автор этой киносъемки - не имею документального подтверждения). Это были архивные съемки взрыва Храма Христа Спасителя и всей подготовки к нему.
Этот кинодокумент был показан в 1986 году широкой публике на одном из публицистических вечеров, которые устраивал руководитель нового Дома Художников на Крымском мосту - Хромов. Ярким участником и несомненным идейным лидером этих дискуссий московской интеллигенции был писатель В.Г. Распутин,

такие вечера начали проводиться и стали регулярными в новом Доме Художника на Крымском сразу после его открытия. Профессор Е.М. Пашкин (часто делавший доклады на этих просветительских вечерах) вспоминает, что порою такой разговор продолжался всю ночь напролет, и докладчики и публика не расходились, горячо спорили, изучали новую для себя информацию.
Вячеслав Леньков - постоянный участник вечеров в Доме Художника -  откликнулся на просмотр этого уникального документального фильма, добытого Е.М. Пашкиным, своей смелой, практически антисоветской статьей, которая передавалась в виде листовки из рук в руки, а затем частично была опубликована в журнале "Наш современник".

Машинописные копии этой статьи В. Леньков позже распространял и на  той самой выставке-конкурсе 1988 года  в московском Манеже, причем многие боялись даже в руки брать его листки, считали их очень опасными...

В 1987 году художник В.А. Леньков придумал и разработал в деталях свою идею - как реально возродить Храм Христа Спасителя, что для этого надо сделать, как вынести на общественную трибуну, на рассмотрение широкой публики этот свой проект ВОЗРОЖДЕНИЯ. Разработав всю тактику и всю стратегию, художник собрал свою творческую группу для срочного создания проекта и подготовки его к выставке-конкурсу в московском Манеже весной 1988 года. В творческую группу по созданию комплексного масштабного проекта ВОЗРОЖДЕНИЯ вошли его хорошие знакомые и друзья: профессор Е.М. Пашкин, ученый-эколог Ф.Я. Шипунов, архитектор А.Титов, скульптор Н. Сигбатуллина, скульптор В.П. Мокроусов, другие помощники, выполнявшие технические работы (см. соседнюю ветку). Весной 1988 года два макета, 8 планшетов и большая модель этого комплексного проекта художника Ленькова была выставлена в московском выставочном зале Манеж. Проект предполагал ВОЗРОЖДЕНИЕ на прежних фундаментах памятников войны 1812 года - Храма Христа Спасителя и Триумфальной арки с созданием рядом с ними мемориала Победы 1945 года.
Тут, в Манеже и была собрана и организована инициативная группа, которая начала вести планомерную работу за возрождение Храма Христа Спасителя, убеждать в необходимости восстановления Храма-Мученика широкую общественность - советский атеистический народ. Собирал людей в эту группу В.А. Леньков, административную, организаторскую работу вела по его поручению Г.П. Шипилова. Профессор Е.М. Пашкин оказывал помощь в работе инициативной группы, в частности, писал, подписывал и передавал " в инстанции" письма с требованием вернуть на конкурс изъятые с выставки проекты, в основном, храмовые, во главе с макетом Храма Христа Спасителя - части комплексного проекта ВОЗРОЖДЕНИЯ (с переносом мемориала Победы в центральную часть Москвы). Другие соавторы проекта в Манеже предпочитали особо "не светиться".


(фото 2013 года. Встреча соратников: профессор Е.М. Пашкин, В.А. Леньков, Г.П. Шипилова)

Копия с копии указанной выше документальной пленки о взрыве Храма -Мученика была переснята и И.С. Глазуновым и каким-то образом он сумел "протащить" ее в Останкино и в 1988 году миллионы советских телезрителей увидели этот ужас в эфире.

В 1988 году Илья Глазунов закончил и представил широкой публике свою масштабную работу, одну из самых знаменитых своих картин, "Сто веков" (или "Вечная Россия"). В правом верхнем углу картины публика, (часами стоявшая в очереди, тянувшейся по улице, ради того, чтобы попасть на выставку), впервые в СССР увидела изображение взорванного Храма Христа Спасителя, который как Китеж-град отражался в море крови -красном знамени.



Прикрепления: 1237923.jpg(258Kb) · 6891606.jpg(248Kb) · 9743150.jpg(102Kb) · 4172602.jpg(31Kb) · 8665740.jpg(38Kb)


Siver Igor. Админ сайта.
 
Siver_IgorДата: Вторник, 15.07.2014, 17:29 | Сообщение # 7
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 534
Статус: Offline
Весна 1988 года.
Начало планомерной работы инициативной"манежной" группы по возрождению Храма-мученика в атеистическом СССР.
Впервые широкая общественность, не веря своим ушам, услышала (пусть пока лишь от крошечной горстки людей) громкую публичную проповедь в Манеже - официальном московском выставочном зале, набитом КГБ, на правительственной, заметим,  выставке, услышала прогремевшую горячую проповедь простых людей за восстановление правды и справедливости, за верность памяти предков-героев, защитивших Родину. Советским людям давали реальный путь, план претворения в жизнь масштабного проекта, казавшегося в СССР несбыточным - ведь до этого дальше разговоров на кухне и сожалений, гореваний, даже слез о взорванном прекрасном храме речь среди советских людей обычно не шла.
К концу 1988 года инициативная группа решит стать православным приходом - общиной Храма Христа Спасителя и начнет работу по официальной регистрации, продолжая ежедневную работу и свое многолетнее молитвенное стояние у кромки работающего бассейна "Москва" за возрождение Храма Христа Спасителя.


(на фото инициативная группа со своим плакатом "Храму Христа Спасителя - БЫТЬ" ведет проповедь среди посетителей парка Горького. Февраль 1989 года. В это время список общины уже сформирован, тянется ожидание обещанной официальной регистрации)

После закрытия выставки в Манеже, инициативная группа продолжала все лето 1988 года вести свою работу, свою проповедь, свою борьбу уже на улицах столицы, в частности, ежедневным местом ее сбора стал тогдашний московский "гайд-парк" 1988-го года - Пушка - Пушкинская площадь. Инициативная группа работала с населением под открытым небом до поздней осени 1988 года. В холода члены инициативной группы стали собираться на свои собрания в находящейся неподалеку мастерской скульптора Мокроусова. А весной 1989 года снова вышли на улицы городов разных республик СССР, чтобы провести свой народный референдум за возрождение Храма Христа Спасителя, для чего напечатали подписные листы, распространяя их по всей огромной стране.



Деятели культуры и пресса пока молчат. Милиция не вмешивается, подписные листы КГБ не отнимает. Народ потихоньку осмелел, люди начинают активно ставить свои подписи и адреса на подписных листах общины. В архиве Шипиловой Г.П. хранится подписной лист с подписью, например, поэта Е. Евтушенко за возрождение Храма Христа Спасителя, однако он публично нигде не высказывает это свое мнение.
Художник Илья Газунов с радостью ставит свою подпись на подписном листе, дает важные советы, направляет работу, диктует примерную "рыбу" текста обращения-воззвания за возрождение храма-мученика. Это воззвание, несколько доработанное и расширенное община будет распространять по стране все последующие годы.

На выставке «Тысячелетие русской культуры», проходившей в 1988 г., для общественности впервые демонстрировался триптих "Наследие", левой частью которого была картина "Пловец", центральной частью этого триптиха была картина "Полет Троицы" (1988), а правой — картина "Прожект" (1986). Автор триптиха В. Н. Балаба́нов с 1969 по 1989 г.г. работал главным художником Центрального телевидения СССР, последние 10 лет в период этой работы  с 1979 по 1989 г.г. являлся главным художником программы "Время", был, естественно, членом КПСС. В работе общины участия не принимал, хотя однажды приглашался общиной на съемки документального фильма на смотровой площадке бассейна "Москва". Дальнейшее сотрудничество не состоялось.

Советский телеэфир. 1988 год. Программа "Позиция". Известный советский писатель Владимир Солоухин (микрофон ему отключат потом) говорит об уничтожении Храма Христа Спасителя как о преступлении. Говорит о взорванном коммунистами храме миллионам советских телезрителей. Очень скоро, в 1989 году, в сентябре, по рекомендации композитора Георгия Свиридова его друг, писатель Владимир Солоухин будет избран Председателем Фонда Возрождения Храма Христа Спасителя, создание которого инициировала община Храма Христа Спасителя при газете "Литературная Россия".

Прикрепления: 0629067.jpg(181Kb) · 1412057.jpg(222Kb) · 1831028.jpg(171Kb)


Siver Igor. Админ сайта.
 
Siver_IgorДата: Вторник, 15.07.2014, 18:22 | Сообщение # 8
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 534
Статус: Offline
О деятельности общины, т.е. о планомерной работе по возрождению Храма Христа Спасителя, советские телезрители впервые услышат в 1989 году в программе "ВЗГЛЯД". Влад Листьев приходил и на выставку в Манеж, где знакомился с комплексным проектом ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Больше ни одна редакция, кроме взглядовцев, не посмела дать подобную информацию.
Лишь к Рождеству 1990 года  материалы о работе общины Храма Христа Спасителя начал понемногу, раз в год, потом в полгода,  давать канал "Добрый вечер, Москва!". Всегда с благодарностью община вспоминает Игоря Самойлова, который, как руководитель, немало понервничал от таких сюжетов... Община позже вручит Игорю Самойлову свой наградной бронзовый знак "Община Храма Христа Спасителя", созданный старостой, скульптором Мокроусовым.



На фото: В холле телецентра "Останкино" На съемках передачи в святки. Община пришла Славить Христа и к редакции канала "Добрый вечер, Москва!", которая решилась провести такую передачу. О святках советские телезрители тогда услышали впервые. Это был прорыв. Сюжет передачи был придуман Владимиром Алексеевым (ансамбль "Русичи") и Галиной Шипиловой. В Останкино большое число сотрудников и гостей с полным недоумением останавливались у иконы Рождества Христова, перед которой горела свеча и звучали тропари. Икону держал на руках подросток, ученик 7 класса московской школы Виталий Шипилов. Певчими были ребята - "Русичи" и решивший поддержать нас, регент старообрядческой церкви...
На фото: Валентина Мокроусова, Виталий Шипилов, Галина Шипилова и сотрудники редакции, славельщикам дары вручает режиссер сюжета Ирина Савушкина. Кадр видеосъемки.
Прикрепления: 8730066.jpg(48Kb)


Siver Igor. Админ сайта.
 
Siver_IgorДата: Среда, 16.07.2014, 23:30 | Сообщение # 9
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 534
Статус: Offline
Община Храма Христа Спасителя не переставая искала "информационного спонсора". СМИ молчали. 
Наконец, весной 1989 года, после обращения общины в газету "Литературная Россия", нашлась поддержка в лице Ю.Б. Юшкина - редактора культурно-исторического отдела. До этого момента газету Храм Христа Спасителя не интересовал, ничего и никогда газета не писала и конкурсе в Манеже, и о баталиях на Пушкинской площади за Храм Христа Спасителя. 
Опубликовав три небольших материала - заметки, газета приступила к созданию Фонда по сбору денежных средств на Храм. Регулярно публиковались суммы, поступившие в газету от читателей, Ю.Б. Юшкин честно вел полный отчет по средствам. Но. Статей о Храме газета не печатала. Молчала. До сентября 1989 года, когда был официально учрежден Фонд возрождения Храма Христа Спасителя. Материалы по составу правления фонда, по его организационному собранию газета опубликовала. Деньги, собранные читателями, были направлены в кинотеатр "Россия" для оплаты аренды зала для торжественного вечера. Финансовая документация об этом до сих пор хранится. Официальный отчет был дан Ю.Б. Юшкиным - отвественным секретарем фонда - правлению и его председателю - В.А. Солоухину. И потом опять тишина. Только отчеты о поступающих и поступающих от читателей денежных средствах и о возросших до небес тиражей газеты...
В 1990 году, наконец, газета публикует малюсенький материал о благотворительном вечере в фонд Храма Христа Спасителя (что в СССР было большой невидалью - благотворительные вечера) Б.Т. Штоколова.  Причем о первом таком благотворительном концерте, который дал месяцем ранее эмигрант Борис Рубашкин, газета промолчала. Никаких аналитических, информационных и прочих больших материалов о Храме мученике газета не печатала. По сути Храм ее мало интересовал.
Однако, фонд сыграл большую роль в пробуждении сознания широкой общественности, ведь если в газете пропечатали, значит теперь можно...


Siver Igor. Админ сайта.
 
sapsanДата: Вторник, 22.07.2014, 16:36 | Сообщение # 10
помощник
Группа: Модераторы
Сообщений: 206
Статус: Offline
Цитата Siver_Igor
Община Храма Христа Спасителя не переставая искала "информационного спонсора". СМИ молчали.

Читая эти материалы, проникаешься глубоким уважением к людям, которые без интернета, электронной почты и прочих современных телекоммуникаций смогли в условиях цензуры и намеренного замалчивания идеи возрождения Храма Христа Спасителя во властных и церковных структурах, сделали невзможное: эта идея овладела массами.
 
Галина_ШипиловаДата: Пятница, 29.08.2014, 12:37 | Сообщение # 11
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 744
Статус: Offline
Вот сейчас читаю эту хронику и действительно поражаюсь, как это все нам удалось... Без Божией помощи мы бы конечно ничего не смогли. Правильно, не было в те времена у нас ни мобильников, ни факсов, ни компьютеров со сканерами и принтерами. Звонить надо было с телефона-автомата, который постоянно глотал "двушки" - эта монетка в 2 копейки была у меня самым вожделенным предметом тогда. Я их меняла, где только могла, но всегда двушки были в дефиците. Дома у нас телефон был спаренный с соседями, доступ к нему был не так прост. Мне приходилось обзванивать очень много людей, собирая их, приглашая принять участие, поддержать нашу группу. Сейчас просматриваю свою тогдашнюю записную книжку, истертую до дыр, вспоминаю, как прозванивала подряд все телефоны по списку, потом еще раз, чтобы уточнить, все-таки прибудет человек или нет, можно ли на него рассчитывать... Многие соглашались, если только анонимно, а вот ставить свои подписи под телеграммами во властные структуры решались единицы. И официально в нашу инициативную группу входить решались тоже единицы. А уж когда надо было составлять список общины, для чего требовались паспортные данные человека, тут отказывались даже наши постоянные и верные соратники. Много говорит сам факт, что едва боле десятка людей нам удалось включить в этот "крамольный" список, хотя лично я уговаривала, умоляла каждого, кого лично знала.  
Но все тот же художник Вячеслав Леньков нашел среди своих личных знакомых человека, с которым посещал музыкальные вечера в храме Всех скорбящих на Ордынке. Это был священник, правда выведенный за штат, но он пообещал нам привести недостающих 5 человек для регистрации общины и провести саму эту регистрацию. 5 месяцев тянул регистрацию, мы все ждали, надеялись, но потом сказал, что ее не будет.
Все было очень непросто, опасно, сложно и трудно, хотя людям со стороны кажется, что вот все само собой восстановилось, "в легкую", как теперь говорят.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
вятичДата: Вторник, 13.06.2017, 19:52 | Сообщение # 12
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 55
Статус: Offline
А почему никто не рассказывает про священника, который не был заштатным, который служил около Троице-Сергиевой лавры, восстановил сам храм рядом с Лаврой - это отец Федор Мушинский. Он всегда приезжал из Загорска на богослужения общины около бассейна, скромно молился со всеми, скромно помогал, сдавал деньги. С ним очень дружили Тамара Джугашвили и Владимир Сапожников.
 
Форум » У истоков идеи и концепции возрождения в СССР Храма Христа Спасителя » О возрождении Храма Христа Спасителя в СССР до 1987 года » Автор идеи возрождения в СССР Храма -мученика. Кто он? (Какой человек впервые в СССР сформулировал саму эту идею?)
Страница 1 из 11
Поиск: