Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г
|
|
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 18:48 | Сообщение # 46 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Чтобы было понятно, в каком по названию учебном заведении учились до войны люди, прославившие пед училище №2 - немного об истории образования и обучении учительских кадров. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила характер народного образования в России, систему подготовки учителей, классовый и национальный состав студенчества в педагогических учебных заведениях. В 1918-20 гг. были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы, которые затем объединялись в педагогические вузы. Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-х годичные институты народного образования, остальные - в постоянно действующие педагогические курсы для подготовки учителей начальной школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система педагогического образования: педагогические спецкурсы, где обучение велось 2 года после школы- семилетки, их в 1929 году превратили в педагогические техникумы, где обучение велось уже 3 года и после него была обязательная двухгодичная отработка педстажа, а с 1937 г. - эти средние учебные заведения стали именоваться "педагогические училища" (по типу бауманского училища- вуза) , далее, после получения среднего специального образования, специалисты могли продолжать обучение в педагогических институтах и университетскхе педагогических факультетах.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 18:52 | Сообщение # 47 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Педагогические институты и педагогические факультеты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных советских педагогических вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в которой были заложены основы советской системы педагогического образования. В 1918 г. на базе Высших женских курсов В.И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде - Государственный педагогический институт. В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потёмкина) и областной педагогический институтыВ 1930 г. на базе педагогического факультета 2-го МГУ основан Московский педагогический институт (с 1941 г. - МГПИ им. В. И. Ленина). В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920-21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923-42), педагогические факультеты при университетах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных педагогических курсов, в том числе высших. В 30-е гг. сложилась в основном система педагогических учебных заведений. На базе педагогических и других факультетов университетов была создана сеть педагогических институтов, в том числе иностранных языков педагогических институтов.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 18:53 | Сообщение # 48 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Особое внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 г. открылся Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера (в 1958 г. реорганизован в факультет института им. Л.И. Герцена). В связи с особенностями развития женского образования в некоторых республиках Средней Азии и Закавказья в качестве временной формы педагогического образования были созданы женские педагогические учебные заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в педагогические институты и училища). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения. Для совершенствования системы педагогического образования большое значение имели постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов» (1963), «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966), «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972).
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 18:56 | Сообщение # 49 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Основными советской системы педагогических учебных заведений являлись педагогические училища (в том числе музыкально-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в том числе иностранных языков), а также университеты.Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовили педагогические училища.В учебный план подготовки учителей в педагогических училищах включались общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средней школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривалась длительная педагогическая практика.Учителей для средней школы готовили педагогические институты и университеты. В педагогических институтах имелись следующие специальности с 4-летним сроком обучения: русский язык и литература, родной язык и литература, математика, физика, химия, биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физическое воспитание, музыка и пение, педагогика и методика научного обучения. По двухпрофильным специальностям (например, биология и химия, география и биология) и иностранные языки был установлен 5-летний срок обучения.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 18:59 | Сообщение # 50 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| В учебные планы всех специальностей педагогических институтов входили следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм (факультативно изучались основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы научного атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физическое воспитание. Ведущее место в учебном плане занимали профилирующие дисциплины по избранной специальности. Отличительной чертой университетского педагогического образования является более широкая научно-теоретическая подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет.Педагогические учебные заведения и университеты в целом удовлетворяли потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974-75 учебном году подготовку учителей осуществляли свыше 400 педагогических училищ (около 300 тыс. учащихся), 199 педагогических институтов, 63 университета (см. таблицу). В 1974 г. в общеобразовательной школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских института, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для средней школы готовили также некоторые институты искусств, институты физической культуры.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 19:16 | Сообщение # 51 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| В целом система образования и подготовки учителей была весьма стройной и продуманной. Всеобщее образование охватывало всех детей страны, проходивших обязательное обучение в школах- семилетках, позже восьмилетках. Кто-то после этого считал себя достаточно образованным и шел работать на производство, кто-то решал получать среднее образование плюс специальность в техникумах. Этого требовала профессия медсестры, зубного техника, воспитателя, учителя начальных классов, технолога, чертежника и т.д. Те, кто хотел получать высшее образование, с дипломом о среднем образовании могли поступать в вуз, чтобы продолжать глубоко изучать свою специальность. Ну, и те, кто чувствовал в себе силы и желание вести научную работу, поступали в аспирантуру, защищали кандидатскую, а потом докторскую диссертацию. В целом уровень подготовки специалистов был достаточно высоким, соответствовал занимаемым людьми должностям. Подготовка научных кадров была вообще выше всяких похвал. Качество знаний, умений и навыков школьников регулярно проверялось "на испытаниях" - экзаменах. Техника чтения учеников, скорость чтения проверялась каждую учебную четверть. Для каждого года обучения был разработан перечень литературы, дети читали много, по прочитанным произведениям составляли разного вида творческие работы.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 19:19 | Сообщение # 52 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Интересны годы принятия в стране важных постановлений в области образования. Серьезные изменения были тесно связаны с Решением ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе». В этом документе отмечалось, что «учитывая рост потребности, в связи с осуществлением всеобуча, в педагогических кадрах и повышении их квалификации, предложить Госплану СССР и Наркомпросам союзных республик составить в 2-месячный срок план подготовки педагогических кадров, обеспечивающих полностью удовлетворение потребности в учителях для начальной и средней школы, и предоставить его на утверждение Совнаркома СССР». О том, насколько остро стояла в те годы проблема подготовки педагогических кадров, свидетельствует то, что в течение только 1930 года в стране было подготовлено краткосрочным путём свыше 10 тысяч учителей. При этом выпуски педагогических техникумов и вузов по-прежнему не удовлетворяли потребности бурно развивающейся сети начальной и средней школы.С учётом упомянутого Постановления ЦК ВКП(б), а также прогнозируемого значительного роста числа учащихся и школ Москвы, Президиум Мосгорисполкома решил открыть с 1 января 1932 года Городской педагогический институт в целях переподготовки работающих в школах учителей и подготовки новых учительских кадров с высшим педагогическим образованием для московских школ. В Постановлении Президиума Мосгорисполкома от 1 декабря 1931 г. № 7 определялись задачи вновь организуемого института. На институт возлагалось:
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 19:20 | Сообщение # 53 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| На институт возлагалось:а) систематическое повышение квалификации в объёме педвуза действующих педагогических кадров города Москвы без отрыва от текущей педагогической работы;б) подготовка из педагогического актива научно-педагогических кадров;в) работа с выдвиженцами;г) плановое изучение педагогического опыта и проблемы массового движения за культуру.Исходя из поставленных задач, институт первоначально назывался «Московским городским вечерним педагогическим институтом». Однако уже к началу 1933 / 1934 учебного года институту были поручены не только переподготовка учителей без отрыва их от педагогической деятельности, но также подготовка учителей с отрывом от производства. И с 1 сентября 1933 года в институте, наряду с вечерним, было организовано дневное отделение. В том же учебном году на дневном отделении института обучалось 300 студентов, на вечернем — 2 432. Институту было присвоено название «Московский городской педагогический институт». Таким образом, институт являлся прямым преемником Московского вечернего областного педагогического института.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 19:23 | Сообщение # 54 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| В феврале 1933 г. Коллегией Наркомпроса РСФСР были утверждены новые учебные планы педтехникумов и пединститутов, разработанные на основе решений ЦК ВКП(б) о школе и Постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высших и средних специальных учебных заведениях». Пединституты получили 15 новых учебных планов. Их основные параметры: срок обучения — 4 года; начало учебного года — 1 сентября; окончание — 1 июня; учебная нагрузка студентов I курса — 6 часов в день, II — 6, III — 5, IV—4 часов; количество часов работы студентов с преподавателями на I и II курсах —1 350 часов в год, III — 1 125, IV—900 часов, итого — 4 725 часов; дополнительное время на факультативные занятия на III и IV курсах — 60 часов; время, отводимое на руководство дипломными работами — 60 часов. Общее количество учебных часов за 4 года обучения составляло 5 145.На работу в мастерских и экскурсии выделялось 100 часов (I и II курсы), на педагогические практикумы (III и IV курсы) — 30% времени (по 300 часов на курсе). На дипломную работу студенту отводилось 300 часов (один день в неделю с ноября месяца последнего года обучения плюс три недели в конце года).К числу обязательных дисциплин на всех отделениях относились (в часах): философия — 100 часов, политэкономия — 120, история партии и Коминтерна — 90, теория советского хозяйства — 80, военное дело — 200, физкультура — 150, иностранный язык — 330, психология — 60, педология — 80, педагогика — 200, школьная гигиена — 40, методика — 200, педпрактика — 600, факультативы (спецкурсы) — 120 часов. На зачетную сессию отводилось 240 часов. Общее количество дисциплин за 4 года — около 30.На момент создания в 1933 году в институте существовали следующие дневные и вечерние отделения: экономическое, математическое, химическое, трудового политехнического обучения. На всех отделениях был установлен четырехлетний срок обучения.В 1933-1934 учебном году в МГПИ был создан географический факультет. Для заведования кафедрой географии был приглашен один из ведущих географов Москвы А.А. Борзов.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Суббота, 28.01.2023, 19:43 | Сообщение # 55 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| В целом, система образования в СССР искала и находила нужные формы работы, о чем свидетельствуют документы и постановления руководящих органов. Итог: B 1931 гoдy cтpyктypa шкoльнoгo oбpaзoвaния былa пpивeдeнa к oднoмy oбщeмy знaмeнaтeлю. Bce пeдaгoгичecкиe экcпepимeнты были oтмeнeны. Oбyчeниe cтaлo клaccнo-ypoчным co cтpoгoй диффepeнциaциeй нa oтдeльныe пpeдмeты. B пocтaнoвлeнии ЦK BKП(б) былo чёткo pacпиcaнo, cкoлькo чacoв дoлжнo yдeлятьcя кaждoмy yчeбнoмy пpeдмeтy для кaждoгo кoнкpeтнoгo клacca. Пpoцecc yпopядoчивaния cиcтeмы oбpaзoвaния зaвepшилcя в 1934 гoдy. C этoгo вpeмeни нaчaльнaя шкoлa влилacь в eдинyю oбщeoбpaзoвaтeльнyю, cтaв пepвoй cтyпeнью нa пyти к пoлyчeнию cpeднeгo oбpaзoвaния. Bo вpeмя Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны coвeтcкaя oбpaзoвaтeльнaя cиcтeмa cдeлaлa oгpoмный шaг нaзaд, нe имeя вoзмoжнocти paзвивaтьcя. Mнoгo шкoл былo paзpyшeнo, пpиcyтcтвoвaл пeдaгoгичecкий кaдpoвый гoлoд. 1 ceнтябpя 1944 гoдa зa пapты в PCФCP ceли дeти двyx вoзpacтoв – 7 и 8 лeт. K кoнцy 50-ыx гoдoв Aкaдeмиeй пeдaгoгичecкиx нayк PCФCP были paзpaбoтaны oбнoвлённыe пpoгpaммы oбyчeния. K нaчaлy 70-ыx гoдoв былo ввeдeнo пoвceмecтнoe 8-лeтнee oбpaзoвaниe. Пpи этoм нa oбyчeниe млaдшиx шкoльникoв выдeлялocь тoлькo 3 гoдa. Boзвpaт к 4-лeтнeй нaчaльнoй шкoлe пpoизoшёл тoлькo в 1989 гoдy пocлe ввeдeния 11 клaccoв
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Среда, 01.03.2023, 15:09 | Сообщение # 56 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Доклад "Школа радости". Рождественские чтения 2023 Код http://obchina-xxc.ru/publ/obshhina_khrama_khrista_spasitelja/obshhina_lica/shkola_radosti_doklad_biro_g_p_na_rozhdestvenskikh_chtenijakh_2023_g/3-1-0-23
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Вторник, 02.04.2024, 07:15 | Сообщение # 57 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
|
Золотой фонд преподавателей, направленных Мосгорисполкомом для подготовки учителей для московских школ. Многие из них были авторами учебников и методик. Все они были лучшими специалистами в своей области. Их имена выпускники с любовью вспоминают по сей день
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Вторник, 02.04.2024, 07:24 | Сообщение # 58 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| На фото 1957 года значится, что наш директор - Н.А. Петров был заместителем директора по учебной части. Тут мы видим многих наших учителей. Вот, например, знаменитый Я.Ф. Чекмарев - блестящий преподаватель, разработавший методику преподавания арифметики. Написанные им учебники пользуются большим спросом и по сей день. Чекмарев Яков Федорович (1886—1975) — советский педагог-математик и методист, автор пособий по методике арифметики. Вот он пишет в предисловии: Устные вычисления- это вычисления в уме. Основное их преимущество перед другими видами вычислений состоит в большой экономии времени, затрачиваемого на вычисления. Устные вычисления, обладают особенностью вызывать высокое напряжение мышления, большую сосредоточенность внимания. Эта напряженная мыслительная деятельность может быть использована с большим эффектом для формирования у учащихся прочных и глубоких математических знаний.Для этого разрабатывается система устных вычислительных упражнений- задач, каждая из которых имеет определенное назначение: или подготовить учащегося к восприятию вновь вводимого понятия, или способствовать выявлению свойств понятия и их доказательству, или побудить учащегося к творческому решению возникшей проблемы.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Вторник, 02.04.2024, 07:26 | Сообщение # 59 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
|
Руководство к решению любых задач требуется нетолько ученикам, но и учителям. И начинающим, которые только вступают на долгий и трудный путь передачи своих знаний школьникам, и опытным, которые находятся в процессе поиска новых для себя методов объяснения учебного материала. Решению задач в курсе арифметики в средней школе уделяется большое внимание, поскольку это развивает у учащихся логическое и математическое мышление, смекалку, сообразительность, способность ясно и последовательно рассуждать.Данная книга представляет собой пособие по решению арифметических задач для учителей. Оно построено по принципу усложнения учебного материала, задачи разбиты на группы по арифметическому содержанию. Ко многим задачам представлены разные методы решения — это способствует развитию аналитического мышления, позволяет видеть все возможные варианты и выбирать из них оптимальный. Задачи для самостоятельной работы необходимы для закрепления полученных навыков и проверки знаний учащихся.Ввиду простоты и ясности изложения материала данное руководство могут использовать и учащиеся школы для дополнительной подготовки к занятиям или углублённого изучения арифметики.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Вторник, 02.04.2024, 07:30 | Сообщение # 60 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
|
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |