Церковные каноны.
|
|
Siver_Igor | Дата: Среда, 02.11.2011, 21:34 | Сообщение # 1 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| " Все равно епархия не утвердит! Там же каноны!" - сетуют архитекторы, которых пригласили строить новый храм. О б этом рассказывается в статье Госпожи Колядиной, ссылку на которую дал Vit. см тут: http://xxc-obchina.ucoz.ru/forum/2-1-6 То есть как бы каноны - это такие препоны, которые мешают архитекторам и строителям. Так что же такое каноны на самом деле: Каноны - правила для руководства в церковной жизни христиан, установленные Апостолами, Отцами Церкви и Вселенскими Соборами на основании Евангельского учения. Если создается икона Святого мученика или Апостола, то она пишется по канону. Ну вот пример: Скульптор Мокроусов создал новую работу - Голгофу (см. в персональных страницах - Мокроусов). Лики Святых царственных мучеников узнает каждый, они вылеплены по канону. Т.е. эти люди, чья внешность осталась на фотографиях, живописных портретах - имели свои характерные черты, узнаваемые черты. И все иконописцы будут соблюдать этот канон, следовать этим индивидуальным чертам. Матерь Божия тоже пишется по канону, т.е. в каждом веке отражаются ее характерные черты. Святого Николая Угодника Божия узнает каждый на иконе любой школы именно потому, что они писаны по канону. А что будет, если нарушить канон, т.е. если творить не по канону, не по правилу, неправильно. Ну тогда из Святого Николая Угодника Божия получится САНТА в красненьких штанишках и кортенькой куртяшке, как любят изготавливать китайские производители, завалившие этим сувениром весь мир в предновогодний период. И даже Снегурочка у них получается не по канону - увидишь в магазине или на рынке такую Снегурочку, сделанную в Китае - рыдать хочется. Дорогие форумчане! Кто имеет наблюдения о канонах и нарушениях канонов - поделитесь своими мыслями.
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
Катеринка | Дата: Четверг, 03.11.2011, 12:20 | Сообщение # 2 |
местный
Группа: Проверенные
Сообщений: 98
Статус: Offline
| А я даже и не знала, что Санта - это Николай Угодник Божий! А тут прочитала, мне мама объяснила, что Санта Клаус - это Святой Николай. А Николай - на разных языках это и как Микола, Миклош, Клаус - Николаус и т.д. Почему так люди плохо относятся к Святыне?Правда что, хоть бы курточку приличную хотя бы сшили. У нас Дед Мороз - он волшебник и сильный, поэтому может творить чудеса зимой. У Деда Мороза красивая богатая шуба, шапка, рукавицы. Я была в резиденции Деда Мороза. И правда, как делают Деда Мороза производства Китай, просто стыдно смотреть - как нищий какой-то или ненормальный у них получается. А наш Дед Мороз красивый, достойный. И Снегурочка очень нежная в своей шубке и шапочке. Хоть они и не помещены на иконах, но они - традиция русского народа и мы их любим. И Николая Угодника любим и ему еще молимся, он помогает. Когда если кто в путь уезжает, надо всегда Николая Угодника просить, чтоб в дороге помогал.
Как я люблю лето!!!
|
|
| |
Siver_Igor | Дата: Четверг, 03.11.2011, 19:29 | Сообщение # 3 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| Даже маленький ребенок, не умеющий читать, отличит фальшивого Дела Мороза от настоящего. Настоящий Дед Мороз - это тот самый волхв, который пришел в Вифлиемскую пещеру к яслям младенца-Христа. Он несет богатые дары, потому что и сам богат, щедр душою. Он - хозяин леса, зимы, природы. Он суров, но справедлив. Настоящая Снегурочка - это сама нежность, сама воздушность, сама душа. Она прекрасна, добра и заботлива. Ну откуда же про все про это знать китайскому производителю! Кто ж ему про то поведал! Это только нам известно. Поэтому или приобретайте то, что предлагает рынок, или делайте сами своими руками или ройтесь в бабушкиных сундуках в поисках настоящих.
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
Алекс | Дата: Пятница, 04.11.2011, 00:10 | Сообщение # 4 |
бывалый
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Статус: Offline
| Ребята! Я - за каноны! Нельзя уродовать Снегурочку и Деда Мороза! Спаисио церкви, что следует канонам, что не допускает таких мадонн, как запад производит - ужас! Я чё-та цензуры уже хочу. Надо наводить порядок, наконец!
|
|
| |
Сергий | Дата: Пятница, 18.01.2013, 09:06 | Сообщение # 5 |
новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Православные церковные каноны - это вовсе не Снегурочка и не Дед Мороз. Вы же понимаете о чем речь.
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 14.10.2019, 15:57 | Сообщение # 6 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1159
Статус: Offline
| Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?
Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство. (говорит протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.)
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 14.10.2019, 15:59 | Сообщение # 7 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1159
Статус: Offline
| Но неужели без этого формализма невозможно спастись?Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.
А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 14.10.2019, 16:01 | Сообщение # 8 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1159
Статус: Offline
| А какие существуют каноны? И что они регулируют?Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня. Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 14.10.2019, 16:03 | Сообщение # 9 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1159
Статус: Offline
| Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни. А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?
Что в таком случае стоит прочитать мирянину? Где он может узнать о своих правах и обязанностях в Церкви?В последние годы неоднократно переиздавался прекрасный курс лекций по каноническому праву протоиерея Владислава Цыпина. Если говорить об ознакомлении с источниками, следует начать с изучения уже упоминавшейся выше «Книги правил». Современные нормативные акты нашей Поместной Церкви (например, ее Устав и различные частные положения) публикуется на ее официальном сайте patriarchia.ru, а пять лет назад Издательство Московской Патриархии приступило к публикации многотомного собрания документов Русской Православной Церкви. (говорит протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.)
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |