Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.05.2017, 08:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Галина 
Форум » История инициативной группы и общины Храма Христа Спасителя. Воспоминания » Второй этап. Работа инициативной группы "на Пушке" и улицах Москвы. » Пушка - Гайдпарк 1988 года в Москве
Пушка - Гайдпарк 1988 года в Москве
Галина_ШипиловаДата: Пятница, 28.10.2011, 20:42 | Сообщение # 1
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 731
Статус: Offline
Пушкинская площадь или как мы ее называли "Пушка" стала летом 1988 года московским Гайд-парком. Выставка в Манеже закрылась. Жюри громогласно заявило, что хотя макет Храма Христа Спасителя набрал наибольшее количестов голосов и победил в гоосовании, но этот результат учитываться не будет по таким-то таким-то причинам... Мы все, уже сплоченной группой, закаленной в манежных боях, тут же вышли на Пушку, чтобы защитить наш Храм-мученик от нападок атеистов, выразить свое возмущение несправедливым решением властей, чтобы под нашими письмами и обращениям собрать подписи всех жителей Москвы и гостей города. Очень активно на Пушке работал архитектор Виктор Березуцкий, собирая подписи под своими обращениями в ЦК на Пленумы и т.д., я, Галина Шипилова, Игорь Щеглов, Володя Сапожников и его жена Тамара Джугашвили, Соколов Федор Николаевич со своим старшим другом - седым длинноволосым человеком, напоминавшем внешне благородного старого священника, (он не давал ни телефонов, не называл даже своего имени- все боялись КГБ - но всегда помогал советом, информацией), Валера Громов, Лев Филькин, Геннадий Фрыгин, другие наши соратники, и конечно же, художник Вячеслав Леньков, который все продолжал объяснять людям, то, что начал в Манеже. Все вместе мы проповедовали, разъясняли, убеждали, боролись, обронялись. Священников с нами не было и тут, поэтому главными консультантами и помощниками были старые москвичи. Низкий поклон Соколову Федору Николаевичу, который в любую минуту мог помочь, подсказать, подержать. Скульптор Мокроусов на Пушку не выходил, ссылаясь на занятость, но он не уехал на дачу вместе с семьей, находился в мастерской, куда просил приносить и оставлять в имеющемся там сейфе до момента отправления наши письма к властям с собранными под ними подписями."Чтобы не пропали".  Мы так периодически и делали, чтобы затем снова отправиться на Пушку за новой партией подписей под этими нашими письмами - обращениями. Мы все очень хотели, чтобы была восстановлена историческая правда - памятники воинам 1812 года и главный из них - Храм Христа Спасителя. Мы надеялись, что власть услышит глас народа.
Каждый из нас тогда ходил в свой храм по месту жительства, но в то советское время священникам не рекомендовалось беседовать с паствой, церковных книг достать было невозможно, поэтому нам приходилось доставать "самиздат" - дореволюционную православную литературу, привезенную родственнками русских эмигрантов первой волны. Находились энтузиасты, которые размножали книги или статьи, как Люда Ледина на хилых ксероксах или перепечатывая на пишущих машинках. Вот такими "слепыми" копиями мы все и пользовались, чтобы расширить свои знания. Тамара Джугашвили познакомила нас на Пушке с протоиереем Федором (Мушинским) из Загорска. Он, как частное лицо,  нам всем очень помогал, привозил и  литературу и даже православную газету. Позже именно он будет выступать за возвращение городу прежнего имени и восстановит церковь рядом с Лаврой.
Но уже на Пушке появились люди, которые откровенно спекулировали "патриотическим" и православным самиздатом. Не стесняясь просили за книгу треть тогдашней средней зарплаты. Среди них мы с удивлением узнавали лица тех, кто еще в Манеже внимательно наблюдал за нашей работой, стоя в сторонке. Спекулянты в те годы обществом были презираемы.


Где стоишь - там и Поле Куликово....

Сообщение отредактировал Галина - Пятница, 28.10.2011, 23:23
 
Vladimir_MokrousovДата: Воскресенье, 06.11.2011, 18:57 | Сообщение # 2
бывалый
Группа: Пользователи
Сообщений: 110
Статус: Offline
Да , все именно так и было. Остановиться уже никто не мог, потому, что наши оппоненты- противники храма развернули бурную агитацию против храма около кинотеатра Россия. После закрытия выставки в Манеже, борцы за храм тоже перебрались на Пушкинскую площадь. Моя мастерская находится неподалеку - на Малом Каретном переулке, и естественно, каждый день люди из нашей Общины после сбора подписей на Пушкинской, приходили в мастерскую. Здесь обсуждалось то, что было сделано за день и думали, что делать на следующий.

Сообщение отредактировал Vladimir - Понедельник, 07.11.2011, 09:28
 
ГеоргийДата: Воскресенье, 06.11.2011, 19:09 | Сообщение # 3
частый гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Статус: Offline
Я все это хорошо помню. Мы туда несколько раз приезжали с дачи.

Сообщение отредактировал Георгий - Понедельник, 07.11.2011, 10:46
 
Siver_IgorДата: Понедельник, 07.11.2011, 10:26 | Сообщение # 4
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 534
Статус: Offline
На Пушке это было что-то!!! Такие дебаты и бои проходили, такие бурные споры! Милиция стояла по периметру, никого не хватали, но следили, чтобы в горячке спора не было кастетов, ножей и всякого такого... КГБ конечно в каждой группе дискутирующих имело своего человека. Все им докладывали, писали доносы.Там еще ходили какие-то бодренькие люди и очень старательно фотографировали присутствующих дискутирующих. Бдили!

Siver Igor. Админ сайта.
 
АлексДата: Четверг, 10.11.2011, 13:46 | Сообщение # 5
бывалый
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Статус: Offline
Для СССР - это было что-то небывалое - такой свободный и правда как гайдпарк. В одном углу - армяне требовали себе квартир, потому что они - беженцы, в другом углу - мемориал требовал допуска в архивы и обнародовать имена всех расстрелянных в СССР. Про ужасы Сталинизма повсюду орали просто, криком кричали. Народу было - яблоку негде упасть. Море людей шумело и гудело.

Сообщение отредактировал Алекс - Четверг, 10.11.2011, 13:48
 
Siver_IgorДата: Среда, 16.11.2011, 22:15 | Сообщение # 6
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 534
Статус: Offline
Люди чувствовали, что Пушка - это не просто схватка с противником, это было место, где народ проверяли на прочность. На что поведется, что пипл схавает, а что не схавает ни за что. Кто эти тесты проводил - не знаю, но люди искренне боролись и отстаивали свою правду. Каждый знал, если затопчут правду - ей уже не подняться. Сейчас, когда прошла четверть века, мы все стали умные, смотрим на дебаты на Пушке с совсем иным опытом. Это были дебаты покрепче, чем теперь между кандидатами в президенты.

Siver Igor. Админ сайта.
 
КатеринкаДата: Вторник, 06.12.2011, 20:20 | Сообщение # 7
местный
Группа: Проверенные
Сообщений: 98
Статус: Offline
Я бы не стала, я бы побоялась ходить туда на эту Пушку. Если никто не охраняет и люди- враги нападают - это опасно. А теперь на Пушке есть гайдпарк?

Как я люблю лето!!!
 
Олег_РубанДата: Четверг, 08.12.2011, 18:24 | Сообщение # 8
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 68
Статус: Offline
Когда Гайдпарк является цивилизованным, это абсолютно безопасно. Люди собираются, спокойно дискутируют, разбирают вопросы. На Пушкинской площади никакого Гайдпарка не получалось. Там шли идеологические бои. А воевать, Катеринка, должны мужчины. Это мужское дело. Так что ты права, посиди пока дома. И без родителей никуда не ходи.
А к участникам событий много вопросов. Это ведь колыбель демократии в СССР. Как это все выглядело, как проходили дискуссии, о чем там спорили, к чему призывали, сбылись ли чаяния.
 
даДата: Среда, 14.12.2011, 14:44 | Сообщение # 9
местный
Группа: Заблокированные
Сообщений: 41
Статус: Offline
Олег! НЕ кажется ли вам, что в России в последне время бои идеологические не прекращаются ?
В 2017 году можно отмечать 100 - летие.


Сообщение отредактировал да - Среда, 14.12.2011, 14:45
 
Сапожников_ВладимирДата: Четверг, 26.01.2012, 16:26 | Сообщение # 10
новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 11
Статус: Offline
Когда закрылась выставка в Манеже, оголтелая агитация против Храма Христа Спасителя не прекратилась. Все эти нападающие атеисты перебрались на Пушкинскую площадь и там агитировали народ против Храма, против церкви вообще, против всего исторически-русского. Туда была вынуждене перейти и наша группа, сплотившаяся благодаря Храму, который был как наше знамя, который объединил нас. По голосованию в Манеже проект возрождения Храма Христа Спасителя получил подавляющее большинство голосов, а в прессе все переиначили и старались откинуть его как можно дальше. Мы с этим согласиться не могли. Мы каждый день приходили на площадь, вокруг нас сразу же возникала бурная полемика, мы всеми силами отстаивали православие, русскую культуру, призывали людей возродить Храм Христа Спасителя, что в то время казалось абсолютно невозможным. Паралельно наша группа собирала подписи людей под письмами властям с призывом возродить взорванный храм. С нами на Пушке активно работали: Щеглов Игорь, Валера Громов, Петраченков Володя, Галина Шипилова, Вячеслав Леньков, Геннадий Фрыгин, Олег Облоухов, Соколов Федор Николаевич, Лев Филькин, Березуцкий Виктор. Мы с Тамарой ездили в Радонеж, получали там от о. Федора Мушинского (о. Хведора) и в общине "Радонеж" газеты и распространяли их на Пушкинской площади и по другим местам.
 
Игорь_ЩегловДата: Вторник, 29.05.2012, 12:57 | Сообщение # 11
частый гость
Группа: Друзья
Сообщений: 33
Статус: Offline
Я не мог не ходить на Пушкинскую площадь, потмоу что считал своим долгом отстоять ростки того, что могло стать началом возрождения Храма Христа Спасителя. Мои походы туда глубоко поддерживала моя мать - Татьяна Николаевна Щеглова (Царствие ей небесное!). Раньше она жила на Собечьей площадке и из окна всегад видела Храм. Его разрушение было для нее большим горем. Все рыдали, потом испугались слез друг друга - соседи по коммуналке могли настучать- и все разбежались, спрятались, боялись обнаружить свое горе. Первые же вести о попытке возрождения Храма вызвали в ней слезы радости и большие надежды.
На площади бурлил народ, много было людей как врагов, так и людей ищущих, в которых оставалось зерно, заброшенное нами. Люди постепенно привыкали к идее возрождения Народной Святыни. Наша группа разъясняла людям необходимость возрождения через веру. На площади мы продолжали собирать подписи под нашими обращениями в прессу, к власти, к людям. К сожалению там не было священников в облачении, которые бы проповедовали, которые бы помогли нам призывать людей возродить Храм.
Там были две монашенки, котрые приходили и собирали деньги в церковную кружку на свой монастырь. Они молились о наших усилиях и о помощи нам и говорили, что "вот собираем пожертвования на малые храмы, а главного храма в России нету." Монашки очень нас молитвенно поддерживали.
В нашей группе тогда были Сапожников Володя и его жена Тамара, Галина Шипилова, Берзуцкий Виктор, Соколов Ф.Н., Фрыгин Геннадий, Лев Филькин, Анатолий Карякин, Ледина Люда, Леньков Вячеслав, мой сын Андрей, Ирина Мнева, и другие.
Пушкинская площадь явилась стартовой площадкой реального воплощения идеи возрождения Храма Христа Спасителя для большинства людей, случайно попадавших в центр Москвы, порой и из других городов. Люди несли как свечу слово о возрождении Храма, возвращаясь на свою малую родину.
 
валераДата: Понедельник, 22.10.2012, 20:29 | Сообщение # 12
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 65
Статус: Offline
Игорь, привет! Это Громов.Забыл?
 
Галина_ШипиловаДата: Понедельник, 22.10.2012, 21:02 | Сообщение # 13
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 731
Статус: Offline
Валер! Тебя забудешь, как же!
А помнишь, как ты меня спасал на Пушке? Мы жили по одной ветке, вместе ездили домой, помнишь, как от "хвостов" убегали? Не знаю как ты, а мне было тогда ужасно страшно. Без твоей поддержки я бы не решилась на такие подвиги.Спасибо тебе, Валера Громов.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
валераДата: Вторник, 25.06.2013, 12:12 | Сообщение # 14
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 65
Статус: Offline
Как же не помнить... Выставку в Манеже закрыли и все атеисты, ненавистники Храма Христа Спасителя перебрались на Пушку. Там орали - агитировали народ, что храм - это мракобесие и темнота, а они, мол светлые и продвинутые. Я тебе тогда и позвонил, тебя тогда на Пушку-то и позвал, на защиту храма-мученика, царя-мученика, православия - мученика от КГБ. Поэтому я за тебя и отвечал, за твою безопасность.
Народу тогда было - туча. И в каждой группе споры велись на самые разные темы и в очень даже горячие споры... Я за тобой, Галина, приглядывал всегда, даже издали, ведь мы столько всего вынесли вместе еще в Манеже. Мы с Игорем Щегловым были у тебя типа группы охраны. А в Манеже еще и за Валентиной Мокроусовой тоже присматривали. Если кто к вам агрессивно наезжал, мы всегда были тут как тут. И тебе всегда помогал тащить тяжелые сумки с нашими листовками.
А после Манежа на Пушке каждый день из наших рядом были я, Щеглов, Галина, Леньков, Соколов, Фрыгин, Филькин, Сапожников Володя и его жена Тамарико Джугашвили, Березуцкий - архитектор, Нил Трифонович Поляков, Владимир Никанорович, который потом Никольский храм на Берсеневке поднимал. Ясно дело, что Тамара и ты нуждались в нашем присмотре... Хоть с Тамарико муж был рядом. Я с ними всегда дружил, до самой смерти Тамары, это на даче у них случилось - я сразу и не знал... Тамарико меня на Пушке познакомила с о. Федором Мушинским из Сергиева Посада, который тогда назывался "Загорск". о Хведор - он нам очень там помогал.Не боялся даже печатную продукцию - самиздат - раздавать людям. И Леньков раздавал листовки. И мы ему помогали.
А помнишь, как я тебя на Пушке вытаскивал из лап озверелых бейтаровцев каких-то? Они все накачанные, нахрапистые, а ты, горящая идеей возрождения храма, Галина, не побоялась с ними вступить в дискуссию и до последнего защищала Храм Христа Спасителя. Я тогда находился в отдалении, вдруг слышу буквально рев, руками замахали, смотрю, тебя обступило агрессивное кольцо человек в 50-60, как капкан.Оно все сжималось и сжималось.  Ну, думаю, сейчас они ее затопчут - и все, следов потом не найдешь.Самой тебе не выбраться оттуда.  Я  очень испугался за тебя, что-то заорал, еле-еле пробился сквозь толпу, вытянул тебя оттуда буквально. А толпа за нами. Мы к нашим ребятам бегом.  Опасное было время. Милиция стояла далеко по периметру, никаких мер не принимала. А у "оппонентов"- особо агрессивных - кастеты и ножи всегда были в карманах. Они пытались запугивать, показывая все это. Наши никакого оружия не носили, мы за правое дело стояли, собирали подписи под письмами в защиту Храма Христа Спасителя, под обращениями на Партконференцию, к Горбачеву и т.д.
Помнишь, мы с тобой собрали под одним таким письмом больше чем 2 тысячи подписей? А когда Соколов сказал, что надо собирать двадцатку-общину, ты этими тысячами подписей потрясла и сказала, что нет вопросов, что сейчас хоть сто человек запишешь. Сей минут... На что старый Соколов лишь головой покачал... В результате на твоем листочке записались только Ты, Щеглов, Березуцкий,Сапожников, Джугашвили... Я записался, а потом мне пришлось по уважительной причине свою фамилию снять. И Березуцкий потом снял свою фамилию. А Соколов сразу не стал записываться, сказал, что он в Кремле работает - там КГБ за ним наблюдает и все запрещено. И тот священник с длинными седыми волосами - не помню его имя - друг Соколова - тот тоже свое имя и не собирался ставить. Он только объяснял нам, рассказывал что да как, как надо двадцатку создавать и т.д. И телефон свой он никому из нас не давал, только с Соколовым связь держал. Тогда еще очень много сидельцев за православную веру  было, их еще не выпустили по амнистии - кто не помер, кто выжить сумел в тюрьме. Првославные считались у КГБ как политические какие.
Теперь-то, когда годы прошли, кажется всем, что все было легко и просто. Но даже наши из наших и то боялись свое имя давать...


Сообщение отредактировал валера - Вторник, 25.06.2013, 12:37
 
Петр_МурановДата: Вторник, 25.06.2013, 19:06 | Сообщение # 15
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 75
Статус: Offline
Ничего себе "колыбель демократии"! Если с кастетами, то что это за демократы! То есь как только кончался словарный запас и словесные аргументы, то хватались за ножики... А казалось, что в СССР все контролировала милиция и КГБ. что все было тихо и спокойно...
Галина, видно тогда совсем увлеклась бурной дискуссией, что даже опасности не замечала. А Валерий молодец, все замечал, все видел вокруг. Типа, спасатель был.
Интересно, а тот гайд-парк, что теперь пытаются сделать, тоже станет местом боев? Но только думаю, что кастетами уже не ограничатся. Пушки свои приволокут, хвастаться, палить начнут, как те придурки палили на ул Горького , где Госдума... Свадьба, вишь, у них. Радуются так. Как дикари.
Наши казаки тоже раньше имели традицию палить, чуть ли не в храме - радость свою выражали. Тоже национальная традиция. Но ведь у казаков ума хватает где и как применять старинные традиции. На то и голова дадена...


Сообщение отредактировал Петр_Муранов - Вторник, 25.06.2013, 19:09
 
Форум » История инициативной группы и общины Храма Христа Спасителя. Воспоминания » Второй этап. Работа инициативной группы "на Пушке" и улицах Москвы. » Пушка - Гайдпарк 1988 года в Москве
Страница 1 из 212»
Поиск: