Рождественские и другие традиции русского народа
|
|
Галина_Шипилова | Дата: Пятница, 06.01.2012, 16:49 | Сообщение # 1 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Народный календарь... Традиция учит, что и когда надо сделать. В какой день про какое наиважнейшее дело на забыть. Как отметить праздник. Какое имя дать человеку, рожденному в тот или иной день, чем исцелится человек, чем он более всего полезным окажется своей общине... Народные традиции идут из глубин веков. Их отрабатывали многие и многие поколения для того, чтобы и домочадцам помочь, для того, чтобы передать потомкам самое важное для жизни человека, верные способы защиты своего здоровья, ухода за домашними животными, земледельческие секреты. Община Храма Христа Спасителя, работая над возрождением народных традиций, изучала и собирала все возможные материалы экспедиций, изучала публикации и семейные традиции. В этой теме поделимся своими богатствами:
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Алекс | Дата: Пятница, 06.01.2012, 16:52 | Сообщение # 2 |
бывалый
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Статус: Offline
| Спасибо, что откликнулись на мою просьбу!
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Пятница, 06.01.2012, 17:36 | Сообщение # 3 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Рады помочь! Итак, начнем. Прямо с сегодняшнего дня. 6 января (24 декабря ст. стиль) Канун Рождества. Святой вечер. Сочельник. Тихий вечер, светлый вечер. Последний день поста. Православные не принимают пищу до появления на небе первой звезды. На Святой вечер хозяину и хозяке из дома уходить не годится. Дом свой в такой вечер не оставляют. Вот что пишет исследовательница Полина Рожнова: Приносила большуха ввечеру 6 января (24 декабря) немолотые зерна, в ступу ссыпала. А хозяин тем временем по воду шел. С зерен шелуху ободрать, о здоровье родных и близких задумывать было в обычае этого вечера. А после из тех зерен кашу варили, кутьей она называлась. Кутья - это русская обрядовая еда, почиталась как хранительница здоровья. В кутью меду добавляли, соку конопляного, коровьего масла. Томилась каша в протопленной русской печи. И пахла она дурманно, сладко. В ней таились и солнце, и чистота природной водицы. Эта рождественская обрядовая еда должна в животе тепло держать, не дать нутру исхудать. Кутья уродилась накануне Рождества - и день уродился, и год в гору пошел. А вот худая кутья - сверху без поджаристой пенки, впалая в горшок - сулила худой год. Без кутьи и в избе зябко, неладно. Ну, а незамужние девицы на кутью слушали, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумывает сватов засылать... Традиционно в Сочельник устраивают торжественное застолье, ритуал которого неизменен на протяжении долгих веков. Хозяйка старается приготовить 12 рождественских блюд. Еще задолго до Рождества и в городах и в селах хозяйки начинали готовиться к этому большому празднику: растили и кормили скотину, взбивали свежее подсолнечное масло, готовили злаки на крупы, мололи муку. А уже в сочельник начинали готовить Рождественскую трапезу. С вечера пекли хлеба, садили в печь калачи и постные пироги (поскольку в сочельник продолжался пост). В каждом дому начинали готовить традиционное Рождественское блюдо кутью: в новом горшке замачивали обмолоченную пшеницу, при этом воду брали еще ночью. Кутья и узвар считаются традиционно Божьей едой.
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Пятница, 06.01.2012, 17:37 | Сообщение # 4 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| На Святую вечерю готовили традиционно 12 блюд: 1. Кутья – каша из обмолотой пшеницы. Крупу перебирала вся семья несколько вечеров. Эту кашу подают традиционно с маком и медом. Кутья - это главное традиционное блюдо сочельника. В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. Кутью делали и теперь делают и из риса. Первоначально кутью готовили с медом или сытой (разведенным медом). В поздние времена в кутью стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп. Продукты, из которых готовилась кутья, имеют символическое значение. Зерно является символом воскресшей жизни. Мед считается символом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни). А мак символизирует достаток в семье. Считают, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. В канун Рождества кутью называли богатой и делали ее очень вкусной. 2. Вар или узвар – компот из сушеных фруктов: груш, яблок, слив и вишни. 3. Тушеная капуста, заправленная постным маслом и пшеном. 4. Горох, сваренный до мягкости. 5. Постный борщ или щи с рыбой и грибами. 6. Жареная рыба. 7. Холоженная рыба или строганина. 8. Вареники с мороженой ягодой, капустой или картофелем. 9. Блины. 10. Каша пшенная или гречневая, приготовленная особым способом. 11. Постные пироги с капустой, сливами, ягодами и т. д. 12. Голубцы (постный вариант с овощами и крупами, часто с рисом, реже с пшеном или гречкой). Кроме того, как вариант подавали вареную фасоль или бобы, отварные грибы с маслом. Все блюда, которые подавали в Святой вечер, имели одну магическую функцию - обеспечить благополучие на целый год. В некоторых местностях готовили и 17 разных блюд. .Почему именно двенадцать блюд принято готовить: во-первых, по числу апостолов, которые принимали участие в тайной вечере; во-вторых, по количеству месяцев в году. На Святой вечер следовало приготовить блюда из всех овощей и фруктов, которые были в хозяйстве, чтоб все это плодоносило и в будущем году. Кроме того, постный стол на Святвечер можно было объяснить и тем, что древние славяне приносили в этот день бескровную жертву богу урожая, и ни одно животное не должно было пострадать. После молитвы начинался ужин. При этом взрослые ничего не ели до первой звезды, кушать разрешалось только детям. Ужин начинают с кутьи, потом подаются первые блюда и горох с блинами, а уж потом голубцы и все остальные описанные выше блюда. Ужин тянулся 2-3, а то и 4 часа. Частенько вспоминали и о колядках. Колядников одаривали конфетами и выпечкой, а также семечками и орехами и приглашали за стол. До сих пор существует обычай, по которому дети должны принести ужин дедушке и бабушке или крестным родителям. По традиции вечером все отправляются в церковь, чтобы встретить рождение Христа в молитве. В полночь в церквях начинается всенощное бдение с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!". А сама рождественская литургия правится уже 7 декабря, традиционно она начинается в 9:00. На ней впервые полностью поется канон "Христос рождается…" – один из самых красивых канонов в православном богослужении, во время которого верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. В первый день Рождества, уже 7 числа, накрывали ранний обед, тогда уж наши предки разговлялись, употребляя мясо. До Рождества забивали свинью и готовили многочисленные мясные блюда: домашнюю колбасу, кровянку, холодец, жаркое с кашей, буженину, кутью с салом и другие. Кроме того, на обед было принято подавать хоть одно молочное блюдо, например, вареную в молоке лапшу.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Пятница, 06.01.2012, 17:50 | Сообщение # 5 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| 7 января (25 декабря) Рождество Христово. Играет солнце в этот день! Старые люди говаривали: "В этот день земля слышит!" Нельзя было в этот день солгать. За неверное слово разверзнется земля, заберет покривившего словом. После сочельника и светлой чистой рождественской службы поутру, когда солнце играет, можно выходить на улицу и, встретив того, по кому душа покой потеряла, спросить: "Ты меня любишь"? (Например. Или о чем другом, что волнует). И полагается отвечать по совести. В стародавние времена цепко всякую по наследству сказанную примету в голове держали. Да не к случаю сказывали, а ко дню прикладывали. Примечали, примета к примете - и как добрая помоЧь с хозяйством управляется. Ладнее в житье-бытье с приметой-то становится, дом легче вести.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Воскресенье, 08.01.2012, 14:44 | Сообщение # 6 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Начались СВЯТЫЕ ВЕЧЕРА. Славят Христа, заходя в каждый дом. Мы Общиной даже на телевидении в Останкино делали такую передачу: ряжеными приезжали в дом к известным и любимым нами людям, пели тропари, потом песни. И хозяева тоже нас одаривали в ответ своими талантами и дарами. Яркая, красочная передача была. И мы очень рады, что после нас на телевидении Святки стали потихоньку делать и другие коллективы. А потом, лет через 10, уже каждая ТВпрограмма считала необходимым хоть что-то сказать про Свяятки. См. соседнюю ветку форума. А 8 января называется БАБЬИ КАШИ. В этот день полагается навестить со вкусным угощением бабку-повитуху, которая тебя в родах принимала, или нянюшку, что тебя растила, или тетушку, что о тебе заботилась. А уж хозяюшка угождала своим гостям, отменной гурьевской кашей с изюмом да медком потчевала, а дети, которым она когда-то помогала появиться на свет, угождали бабке - кто воды натаскает, кто дров наколет, малыши и те дрова в сенцы нанесут. Бабка повивальная в селе всем родня дальная. Она знала свое дело, знала обычаи старины. Бабканье - повивание - утворялось добрым словом, добрыми травами, молитвами.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Воскресенье, 08.01.2012, 14:53 | Сообщение # 7 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| 9 января - Степанов день. На 9 января Степан колья тешет! А колья осиновые тесали, да ставили по углам двора, чтобы ведьмы не смогли к избе подойти. Уж больно нечистый досаждает людям в эти дни! И на Красной горке, что имеется близ каждого села, да и в городах тоже, ставили 9 января осиновые колья. А 10 января - домочадцев день. Шли на ту самую Красную горку все домочадцы, повязывали на колья всякий свою тряпицу. Девицы загадывали, чтобы с сердца тоска тоскучая канула, взрослые бабоньки, загадывали, желали себе, чтобы не стоять в поле нивой без пахаря. Мужики от всяких недугов поспешали избаву сыскать. Здоровья желали себе. 11 января - СТРАШНОЙ ВЕЧЕР. В этот день вытрясали старые люди солому да сено из постелей своих, приносила ведунья уголья из печи, вспыхивали на Красной горке колья, сгорали боли, переполохи, всякое ненужное старье. Не тащилось это все все в новый год. Сжигали все на Красной горке 11 января, за два дня до Васильева вечера. 12 января - ПОРЕЗУХА. Т.к. резали поросенка, топили нутряное сало. Мыли нутро поросенка и шкуру на реке, выскабливали. В печах жарили печенку, селезенку, готовили колбасы, лепили пельмени, варили холодцы. 13 января - ОНИСЬИ - желудочницы. Время поросячих ножек, пышек, лепешек..Они покуда еще в печь только посажены. Но уже, мол, из печи глядят. Васильев вечер поторапливается, готовится.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Катеринка | Дата: Воскресенье, 08.01.2012, 21:37 | Сообщение # 8 |
местный
Группа: Проверенные
Сообщений: 98
Статус: Offline
| Даже если кто-то забыл, что бабушку, доктора, воспитательницу или учительницу надо навестить старенькую, значит традиция напоминает, что все пошли и тебе надо навещать. А то мы все думаем, что вот потом, в другой раз пойду навещать, а потом другие дела начнутся. А если традиция именно в этот день, то уже не пропустить, а то будет стыдно перед родственниками, что все пошли, а ты забыл. Я про 8 января, когда кашу вкусную варят. Ведь если тетушка много малышей грудных приняла и растила, значит к ней целый класс приедет на ее вкусную кашу. Хотя я кашу не люблю. Я мюсли сухие ем.
Как я люблю лето!!!
|
|
| |
Siver_Igor | Дата: Среда, 11.01.2012, 08:36 | Сообщение # 9 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| по просьбе Галины продолжаю выкладывать ее записи: 14 января - ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР - вечер накануне дня василия Великого (Сильвестр по - западному). СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД. РУССКИЙ НОВЫЙ ГОД. Начинаются страшные вечера. А в Рязанской волости и в Московии считали, что спускался на землю ОВСЕНЬ. ( Может быть так переводилось имя Василий - царь -на древнерусский язык?- ВС - и ВСилий и ОВСень - типа осеняющий силой, царствующий) Он отвечал за плодородие, за прибыток, приплод , как и Василий. Василий - Овсень шумно ехал на поросенке, а следом за ним с фонариками, рожками, свистками, колокольцами, с рогатинами, в личинах - потешные - ряженые. Нечистую силу распугивали. Хозяева встречали Овсеня-Василия, а он обсыпал головы хозяина и хозяйки зерном, желая и предвещая: НОВО СЧАСТЬЕ УРОДИСЬ, С ЗЕМЛИ ХЛЕБОМ ПОДЫМИСЬ! На Васильев вечер ставили на стол голову поросенка. На Севере, ближе к Вологде и Архангельску в обычае было печь коровок-масляных головок, козулек. (В наши дни козули из ржаного теста превратились в ажурные витушки из застывшего шоколада.) Заклинали, желали о здоровье овечьем, чтобы в хлеву было всякой сотинки вдосталь: и поросят, и жеребят, и козлят. А сейчас козули из шоколада делают, да в торты ставят витые узорчатые. Как кружева. На фото козули Татьяны Вальковой и Веры Колтовой. Они, конечно, грубоватые, подлинные козули - тончайшая работа, чуть ли не нить, когда плетут из теста немыслимые кружева - олени-лошадки-коровки-тетерки. Загадочное печнье - кружева из русской печи -обрядовые козули хозяйка с любовью скет. ("Скать" - здесь означает тесто раскатывать). С необыкновенной ловкостью раскатывает тесто, постепенно превращая его в тончайшие жгуты длиною чуть ли не до двух метров, затем начинает завивать, выкладывать кружевные узоры. И уж какая ребятишкам, забава. Сначала хозяйке помогут козули завивать, а уж потом бегают с "тетерками" по домам, хвалятся, у кого самые красивые да вкусные... В наш век козулями стали называть обычные праздничные пряники в виде подков, птичек или животных. Такие пряники богато расписываются глазурью, часто в них продеваются ленточки, тогда пряники становятся съедобной елочной игрушкой. На Святки дети ходили от дома к дому, пели "виноградия", колядки. А сейчас, когда мы собираемся по друзьям ходить- Христа славить, то начинаем с рождественских тропарей, а кончаем уже всем подряд, кто что вспомнит. Но стараемся придерживаться зимней тематики. И берем с собой рис или зерно им посыпаем (да и конечно еще и конфетти) головы своих друзей - на долгий век, на счастье, на благополучие. Так что деньки святочные горячие и радостные. На морозе жарко!
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
Siver_Igor | Дата: Среда, 11.01.2012, 08:54 | Сообщение # 10 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| Поподробнее про козули да тетерки. Леонид Лернер съездил на русский Север, поглядел, как мастеристы скут загадочное обрядовое печенье верстах в сорока от Каргополя, в районе села Ошевенск, в деревне Гарь: (цитата) "...Здесь живут старушки-бобылки Савинова да Соколова. Они и делают "тетерок". Узоры лучше других помнят - настоящие мастерицы. Многие им "тетерок" заказывают. В тесной горнице, добрую половину которой занимает большая русская печь, две старушки - опрятные, крепкие, проворные - раскатывали на столе тесто. От печи шел густой дух загадочного печенья. С необыкновенной ловкостью раскатывали тесто, постепенно превращая его в тончайшие жгуты длиною чуть ли не до двух метров. Я вслух высказал свое восхищение, на что Савинова с гордостью сказала: - Я бы еще тоньше выскала, да узоры после выпечки ломаются. Ну, - обратилась она к подруге, - начнем завивать? И, взяв в руки один из жгутов, она выложила три круга - один к другому. - Что это? - спросил я. - Солнышко, - объяснила Савинова. - А внутри его все живое. И, взяв другой жгут, начала "рисовать" внутри колец. - Для "тетерок" мастерице настроение подавай, - говорила она. - Чуть разволнуешься, лучше бросай: все равно испортишь. Первая "тетерка" вышла у нее в виде многолепестковой розетки - такой элемент орнамента встречается на резьбе изб, вышивках, в орнаментах древнерусских миниатюр. В другом кольце она "распустила" березку, приговаривая: "Вот лапки у березки, ветки длинные с листочками. Чем больше детей да внуков у тещи - тем больше веточек да листочков". Попутно подсказывала Соколовой: - Сначала большое колечушко уложи, потом косыночки. Околыш завьешь - и "тетерка" готова. А я сейчас восьмерушками уложу, так у нас на Севере хороводы водят, поют "Солнышко, высокое солнышко". Вот погоди, - обещала она, - навью курей да коников, и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко. Савинова будто сказку говорила, которая на глазах оживала: из теста в солнечном ореоле появлялись дивные фигуры, кружева, звери, птицы, цветы. Осторожно укладывала она "тетерок" на поднос и совала в печь. - Почему их "тетерками" зовут? - улучив минуту, спросил я. - Не знаю, - отвечала Савинова. - А кто учил вас "тетерок" лепить? - Да никто. Как маленькая была - сунут "тетерку" в зубы, чтоб не мешала. А я ем да гляжу. Так вот и запомнила. (конец цитаты) Фото тетерки-солнышка, испеченного руками этих мастериц размещено в предыдущем посте. См. выше.
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
Siver_Igor | Дата: Среда, 11.01.2012, 09:16 | Сообщение # 11 |
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
| Васильев вечер - щедрый вечер - каким он будет, таким и весь год будет - тоже сытным, щедрым, счастливым. И во всем тогда будет прибыток, изобилие. Это такой обряд русский народный. Старинный. Иностранцам замучаешься объяснять что значит Старый новый год. Нерусским никогда не понять что такое - РУССКИЙ НОВЫЙ ГОД. Советские, которые неправославные, тоже не всегда въезжают... Однако, советская интеллигенция, особенно московская, непременно собиралась ежегодно в ночь с 13 на 14-е и праздновала этот самый Старый Новый год как в знак протеста, как демонстрацию неповиновения безбожным властям проводила в каждом доме. И елку никогда не убирали до этого дня. А уж в старые-то времена, дореволюционные, шуму-то понаделают! И поросенка в санки запрягут, и Василия в те санки усадят (роль он заранее репетирует) и снарядят его как надо, и свиту шумную со свистками -гудками, да в колпачках ярких, да ряженых экскорт - это -мигом! Уже и горку для парадного въезда зальют, чтоб прямо в ворота-то саням тем и вкатиться! И бенгальских огней да феерверков разных заготовят. Ждут, когда Василий придет. Ничего нет лучше, как святки за городом проводить! В наше время мы уезжаем из городов, собираемся у кого дом побольше, да печь потеплее. Елку прямо во дворе наряжаем. Гирлянды световые на деревья развешиваем... Свинина и всякие пирожки-булочки со шкварками или окорока, колбасы и т.д. - это фишка Васильева вечера. Ну, конечно, не считая всего остального. Каждая семья старалась богато стол свой накрыть, загадать на изобилие в новом году. Каков стол на Васильев вечер - таков он и весь год будет, говаривали старики. В ночь с 13 на 14 января русские отмечают старый Новый Год. Этот праздник не является официальным, однако это не мешает миллионам людей гулять и веселиться в соответствии с народной традицией. Традиция отмечать старый Новый год впервые появилась в 1918 году. Именно тогда в России было введено новой властью новое летоисчисление, и вместо юлианского календаря начал действовать григорианский. Разница между этими календарями составляет 13 дней. В России традиция отмечать старый Новый год связана еще с тем, что православная церковь продолжает встречать церковные праздники по юлианскому календарю (по старому стилю). При этом современный Новый год выпадает на рождественский пост - православный пост в честь Рождества Христова. В годы советской власти встреча русского нового года была символом, протестом, знаком несогласия с безбожною властью и знаком поддержки родной православной Церкви и старинных традиций. 14 января это Васильев день, весьма почитаемый нашими предками. По старинной традиции с 13 на 14 (на Васильев вечер) принято накрывать богатый стол. Особенно ценились блюда из свинины, ведь Василий Великий считался покровителем свиноводов. Пирожки со свининой и свиные ножки получали парни и девушки, ходившие по домам с колядками. День благоприятен для гаданий. Считается, что на Васильев день гадания всегда сбываются. А в Васильев вечер особым образом варили кашу и потом гадали на ней, чтобы узнать насколько благополучным будет наступающий год. Если каша полезет из кастрюли - беда будет всему дому. Нехорошей приметой считалось, если треснет горшок или кастрюля, в которой готовится каша. Если каша удалась ее съедали дочиста, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет - выбрасывали вместе с горшком в прорубь А ряженые в страшные вечера и правда народ пугают. Есть одно поселение, где наши старинные предки жили, так и теперь оно знаменито тем (хоть уже и в составе другого государства числится), что однажды враг напасть на них решил, а у них как раз ряженые ходили в вывороченных щубах и страшенных личинах. Враг пришел, а как увидал этих страшилищ, так и сбежал от страха,- войско подумало, что это такие чудища проживают в домах. И по сей день там традицию чтут и особо страшенные ряженые там - приманка для туриста. Ряженые ведь нечистую силу запутывают, распугивают. Ряженые - гонители порч. Ряженые - хранители здоровья. Ряженые чудят. Возьмут и двери соседу водой обольют ночью. На морозце-то они и примерзнут. Как нонче дверцы автомобиля. Утром хозяева давай по дверям изнутри бить! Ну шутники -то водичкой горяченькой польют, сжалятся. Соседи все ж, да и друганы.
Siver Igor. Админ сайта.
|
|
| |
Катеринка | Дата: Четверг, 12.01.2012, 15:43 | Сообщение # 12 |
местный
Группа: Проверенные
Сообщений: 98
Статус: Offline
| Как же они так тонко тесто раскатали, что как веревочки такие тонкие получились? Как завивать узоры - это я смогу, это понимаю, а какой состав теста, чтобы оно так в ниточку раскатывалось? Я про козули и тетерки. Пряники-то я умею - их надо формочкой вырезать из теста. А как же такую веревочку-то сделать, чтобы завивать узор?
Как я люблю лето!!!
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 16.01.2012, 12:35 | Сообщение # 13 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| Вопрос, конечно! Я и сама не умею, состав теста не знаю. Чтобы оно раскатывалось в тонкую вервочку для завивания... Кто знает - научите! Итак, продолжим наш народный календарь. 15 января Слыл днем Кура и Курки... Так вот. 15 января, 2 января по русскому календарю. У кого на дворе животинка живет, так чтобы оберечь ее выработался такой обычай: Торопилась всякая хозяйка печь скутать, уголья горящие в ведре унести во двор. Из-под коровы брала навоз, которым уголья-то и обминала - дым сотворяла. И дымом тем шла окуривать курятник. Может бактерии убивались, может, куры согревались. Но говорят, что надо мох у курятников трясти, чтоб лихоманку извести. А лихоманка та - жуть какая вреднючая! У дорог на семи следах, у белого бора, у ворот на семи ветрах, у нежилого подворья стоит та лихоманка. О трех клювах она. Кика на ней из черного да белого пера. Желта с лица лихоманка, рукаста, зоб набит, а глаза голодны. Куролапая она. Порченой немочью ее называют. "Где я пройду, там три года куры нестись не будут!" - и насылает куриную слепоту, куриный грипп, ощипывает перо с кур. Жуть какая вредная! Но сперва искала лихоманка двора, где петух о семи годах, петух черного пера. Этому-то петуху кланялась лихоманка низехонько, ведь есть поверье, что семигодовалый черный петух откладывает 15 января (2 января) яйцо, в навозе причем. Греется там яйцо, а 4 июня из этого яйца родится царь змеиный Василиск. Тогда в деревне усыхает земля, гуляют пожары от избы до избы, начинает сохнуть все молодое. И был еще такой такой обычай: искали ту, что рождена 15 (2) января. Только ей доверялось трясти около курятников мох болотный - шелк лягушачий. А бабы валяли из золы лепехи, да выносили их поскорее на тот мох. Вот де бросится лихоманка мох подбирать, чтоб себе поддевку скрутить, да и увидит лепеху, примет ее за хлебную, да и заглотнет. Тогда нутро у лихоманки зола из домашнего очага и изожжет, изведет ее, лихоманку. А рожденная 15 января особыми способностями обладает. Знает какое куриное крылышко или перышки подобрать, да связать красной тряпицей - ометалочку свою сотворить. А как у кого в печи призором назола пробегала (т.е. печь сглазили), и не пеклось в ней, а подгорало, и сколь дрова не жги - тепла не прибывало - так звали рожденную 15 января. И приходила она ни свет ни заря. Сперва совок возьмет и кочергу, всю золу из печи выгребет, приговаривает: "К добру выгребись!", потом ометалочкой своей шесточной вьюшки да шесток ометет, на поду поленья крест-накрест сложит, лучину подоткнет, а поверх срубом поленья кладет. Да что-то приговаривает. Печь истопит, исправит, да бежит скорехонько мох у курятников трясти от лихоманки. Среди наших есть одна, рожденная 15 января. И не училась никогда ничему такому, и в деревне не бывала. А как приехали мы в оледеневший дом, никто, кроме нее не смог печь растопить быстро да ладно. Вот и думай тут! Шесточная ометалочка! И что такого ей известно, о чем другим не ведомо?
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 16.01.2012, 12:40 | Сообщение # 14 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| 16 (3) января. Малахин. В этот день особо оберегалась корова. Ей варили кашу на молоке, прямо в горшке несли в хлев. Потчевали коровушку-кормилицу. На блюдо клали хлебный каравай, клеверным сенцом обсыпали. Соломки поболе под ноги коровки постилали, бока скотине соломой отирали.В прошлом году даже по телевизору передавали в новостях без политики что сегодня такой день, что и правда ведьмы коров насмерть задаивают. А мы-то думали, что это в шутку типа сказку нам написали. И передали - кто малахольный, это кто в такой день этому святому не помолился, тот и стал малахольный. 17(4) января гнали чорта от дворов. От двора ко двору кричали: "Гоним начистого, снегом сокрытого, вольного в этот день не только на своем болоте страх на все живое наводить, но и среди людей добро со злом смешивать, скатывать любовь с белой горы, в сердце человека сомненье вселять, тяготу". Потому-то и приспело время гнать чорта из деревни. Главный тут - огненоша. Это тот, кто рожден 17 (4)января. У нас есть такой. Звать его - Иннокентий Чулков - автор песен и стихов. Точно, огненоша - по всем признакам. 17 января мы каждый год у него собираемся, даже если он не приглашает - мы сами приходим. А раньше было так: Мужики да бабы ввечеру наизнанку тулупы надевали. С собой прихватывали кочерги, да ожиги, за лыковые пояса сковороды затыкали. Огненоши - те мужики, что с ветошью зажженной по дворам ходили, кричали: "Выходи, сила нечистая!". И выходил он в тулупе, что наизнанку не вывернут. А был он обликом под стать парню, что красотой обжигает девичьи сердца. Только на лбу у него из-под кожи рога бугрились. Но об ту пору с лица был задумчив он. Тоска снедала нечистого. Томим он был любовью. Тосковал, стонал. А как увидит нечистого толпа людская, накинется на него, да и забьет, если не успеет чорт обернуться в тварь неведомую. На том месте, где чорта били, зажигали кострище и начиналось гулянье. Чтобы оберечь свое здоровье, сжечь невидимые черные вихри, парни и девушки прыгали через кострище. А тем временем прибывало дня на куриный скок.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
Сообщение отредактировал Галина - Понедельник, 16.01.2012, 12:47 |
|
| |
Галина_Шипилова | Дата: Понедельник, 16.01.2012, 12:45 | Сообщение # 15 |
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1163
Статус: Offline
| 18 января - тихий день. Канун Богоявления. Голодная кутья. Второй сочельник. Крещенский сочельник. Хоть все еще ходят ряженые по улицам, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. А девушкам, конечно, надобно узнать о суженом-ряженом. И, конечно, если красну ленту да гребень положить под подушку и спросить "Кто придет меня причесать?" - то ОН обязательно покажется во сне. И уже по тому, как Он будет волосы причесывать: драть ли? ласково ли плести? аль за косу вздумает таскать? - смекали девушки, каков ОН норовом.А поутру в храм бегут, Крещение пришло. В храме и книгу нужную найдут, про что им надобно - прочтут. Где ж еще, как не в храме! Потому Крещение еще и днем просвещения считается. Боголюбский храм в День Крещения. открытка Г. Биро кликни мышкой -развернется Вот и окончились Святки, веселье, гаданья, катанья, шум и гам.Наступает День трех королей-волхвов. В ночь на 19 января все воды (даже в ванне или в кувшине) приобрели особые свойства. В храмах прошли водосвятные молебны, освящена вода в источниках и водоемах. Люди совершили омовения, омыли все свои грехи. Каждый освятил свой дом: святой крещенской водой окропили все уголочки, все дверцы, все входы и выходы, все свои шкапчики и изнутри и снаружи. Теперь в легкости и чистоте начнем новую жизнь, не будем возвращаться к старым грехам и тяготам. С нами БОГ! День особый - Богоявление! Какое счастье, что мы - православные, что мы знаем как избавиться от маеты, от греховной грязи и ее тягот! Все прошли исповедь, причастились. Так начнем же, братия, новый, 2012год и проживем его достойно! И вода Крещенская нам будет в этом помогать весь год.
Где стоишь - там и Поле Куликово....
|
|
| |