Приветствую Вас Гость!
Вторник, 03.12.2024, 20:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 10
  • 1
  • 2
  • 3
  • 9
  • 10
  • »
Читая Солоухина. Его творчество - неисчерпаемый источник.
Галина_ШипиловаДата: Вторник, 12.08.2014, 12:38 | Сообщение # 1
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
Эта тема открыта после получения вот этого сообщения от пользователя нашего сайта. Вера пишет:

".... Поделиться мыслями о В.А.Солоухине буду рада... Все события в жизни промыслительны...
Вижу Промысел Божий в том, как открыла для себя этот неисчерпаемый источник мудрости и простоты одновременно под названием "Владимир Солоухин". Я раньше жила в Петербурге и в последние годы окормлялась у известного старца. о. Василия Ермакова. И вот в прошлом году в книге с его проповедями и воспоминаниями нахожу настоятельную просьбу всем прочитать "Ледяные вершины человечества" его любимого писателя В. Солоухина. Мне был дан знак, в каком направлении мне двигаться. Причем, именно в довольно непростой момент жизни. И как это "открытие" обогатило мою жизнь! Сначала я думала , как же я раньше могла не знать Солоухина? А теперь понимаю, что Господь берег для меня эту драгоценность и подарил мне ее в нужный момент для моего утешения. Как часто, перечитывая книги Владимира Алексеевича, поражаюсь, настолько точно он выражет мои же мысли, но только удивительно красивым и понятным слогом. Это и понимание "тайны времени", и отношение к прошлому, и любовь к природе и конечно же духовное состояние... Надеюсь хотя бы своими недостойными молитвами как-то выразить свою благодарность р.Божьему Владимиру и дай Бог нам всем вместе осуществить его заветную мечту, когда будет снова разноситься колокольный звон над алепинскими проселками. С уважением, Вера.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Вторник, 12.08.2014, 12:59 | Сообщение # 2
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
Какие точные слова нашла Вера! Многие из нас испытывали те же самые чувства при соприкосновении с творчеством нашего любимого и столь значимого для России писателя - В.А. Солоухина.
давайте поделимся на этих страницах радостью и впечатлениями от прочитанных книг вдохновенного и честного русского писателя.

Лично для меня Владимир Алексеевич когда-то тоже явился потрясающим открытием. С младых лет и на всю жизнь во мне живет, ставшее теперь моею сущностью, знаменитое солоухинское:

РОССИЯ ЕЩЕ НЕ ПОГИБЛА
ПОКА МЫ ЖИВЫ, ДРУЗЬЯ!

С глубоким волнением я всегда вспоминаю наш разговор с последним русским классиком - композитором Георгием Свиридовым и его слова о своем большом друге - Владимире Солоухине. Именно после этого разговора нами было решено, что Фонд Возрождения Храма Христа Спасителя может возглавить лишь этот честный, прямой и решительный человек, рожденный во владимирской глубинке, в маленьком Алепине, и заслуживший почет и авторитет во всем мире. Ведь не секрет, что на такие огромные деньги и на такой лакомый земельный участок близ Кремля стремились прилипнуть ловкачи всех и всяческих мастей. И только такая глыба, как Солоухин могла сдержать этот неистовый напор жадных лап. Он чувствовал душой и своим русским сердцем любую неправду и решительно говорил: "Я в этом принимать участия не буду!"

Давайте, вспомним его произведения и расскажем о своих мыслях и чувствах в данной теме: "ЧИТАЯ СОЛОУХИНА"


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Вторник, 12.08.2014, 13:08 | Сообщение # 3
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
И продолжая тему про восстановление родового солоухинского алепинского храма не могу не поделиться вот этим произведением русского поэта:

Сказка

В храме - золоченые колонны,
Золоченая резьба сквозная.
От полу до сводов поднимались.
В золоченых ризах все иконы,
Тускло в темноте они мерцали.
Даже темнота казалась в храме
Будто бы немного золотая.
В золотистом сумраке горели
Огоньками чистого рубина
На цепочках золотых лампады.

Рано утром приходили люди,
Богомольцы шли и богомолки.
Возжигались трепетные свечи,
Разливался полусвет янтарный.
Фимиам под своды поднимался
Синими душистыми клубами.
Острый луч из верхнего окошка
Сквозь куренья дымно прорезался.
И неслось ликующее пенье
Выше голубого фимиама,
Выше золотистого тумана
И колонн резных и золоченых.

В храме том за ризою тяжелой,
За рубиновым глазком лампады
Пятый век скорбела Божья Матерь
С ликом, над Младенцем наклоненным,
С длинными тенистыми глазами,
С горестью у рта в глубокой складке.
Кто, какой мужик нижегородский,
Живописец, инок ли смиренный,
С ясно-синим взглядом голубиным,
Муж ли с ястребиными глазами,
Вызвал к жизни тихий лик прекрасный,-
Мы о том гадать теперь не будем.
Живописец был весьма талантлив.

Пятый век скорбела Божья Матерь
О распятом сыне Иисусе.
Но, возможно, оттого скорбела,
Что уж очень много слез и жалоб
Ей носили женщины-крестьянки,
Богомолки в черных полушалках
Из окрестных деревень ближайших.
Шепотом вверяли, с упованьем,
С робостью вверяли и смиреньем:
"Дескать, к Самому-то уж боимся,
Тоже нагрешили ведь немало,
Как бы не разгневался, накажет,
Да и что по пустякам тревожить?
Ну а Ты уж буде похлопочешь
Перед Сыном с нашей просьбой глупой,
С нашею нуждою недостойной.
Сердце материнское смягчится,
Там, где у судьи не дрогнет сердце.
Потому тебя и называем
Матушкой-заступницей. Помилуй!"


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Вторник, 12.08.2014, 13:09 | Сообщение # 4
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
А потом прошла волна большая
С легким хрустом рухнули колонны,
Цепи все по звенышку распались,
Кирпичи рассыпались на щебень,
По песчинке расточились камни,
Унесло дождями позолоту.
В школу на дрова свезли иконы.
Расплодилась жирная крапива,
Где высоко поднимались стены
Белого сверкающего храма.
Жаловаться ходят нынче люди
В областную, стало быть, газету.
Вот на председателя колхоза
Да еще на Петьку-бригадира.
Там, ужо, отыщется управа!

Раз я ехал, жажда одолела.
На краю села стоит избушка.
Постучался, встретила старушка,
Пропустила в горенку с порога.
Из ковша напился, губы вытер
И шагнул с ковшом к перегородке,
Чтоб в лоханку выплеснуть остатки
(Кухонька была за занавеской.
С чугунками, с ведрами, с горшками).
Я вошел туда и, вздрогнув, замер:
Средь кадушек, чугунков, ухватов,
Над щелястым полом, над лоханью,
Расцветая золотым и красным,
Божья Матерь на скамье ютится
В золотистых складчатых одеждах,
С ликом, над Младенцем наклоненным,
С длинными тенистыми глазами,
С горечью у рта в глубокой складке.
- Бабушка, отдай ты мне икону,
Я ее - немедленно в столицу...
Разве место ей среди кадушек,
Средь горшков и мисок закоптелых!
- А зачем тебе? Чтоб насмехаться,
Чтобы богохульничать над нею?
- Что ты, бабка, чтоб глядели люди!
Место ей не в кухне, а в музее.
В Третьяковке, в Лувре, в Эрмитаже.
- Из музею были не однажды,
Предлагали мне большие деньги.
Так просили, так ли уж просили,
Даже жалко сделалось, сердешных.
Но меня притворством не обманешь,
Я сказала: "На куски разрежьте,
Выжгите глаза железом,
Божью Матерь, Светлую Марию
Не отдам бесам на поруганье".
- Да какие бесы, что ты, бабка!
Это все - работники искусства.
Красоту ценить они умеют,
Красоту по капле собирают.
- То-то! Раскидавши ворохами,
Собирать надумали крохами.
- Да зачем тебе она? Молиться -
У тебя ведь есть еще иконы.
- Как зачем? Я утором рано встану,
Маслицем протру ее легонько,
Огонек затеплю перед ликом,
И она поговорит со мною.
Так-то ли уж ласково да складно
Говорить Заступница умеет.
- Видно, ты совсем рехнулась, бабка!
Где же видно, чтоб доска из липы,
Даже пусть и в красках золотистых,
Говорить по-нашему умела!
- Ты зачем пришел? Воды напиться?
Ну так - с Богом, дверь-то уж открыта!

Ехал я среди полей зеленых,
Ехал я средь городов бетонных,
Говорил с людьми, обедал в чайных,
Ночевал в гостиницах районных.
Постепенно стало мне казаться
Сказкой или странным сновиденьем,
Будто бы на кухне у старушки,
Где горшки, ухваты и кадушки,
На скамейке тесаной, дубовой
Прижилась, ютится Божья Матерь
В золотистых складчатых одеждах,
С ликом, над Младенцем наклоненным,
С длинными тенистыми глазами,
С горечью у рта в глубокой складке.

Бабка встанет, маслицем помажет,
Огонек тихонечко засветит.
Разговор с Заступницей заводит...

Понапрасну ходят из музея.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
валераДата: Пятница, 15.08.2014, 09:29 | Сообщение # 5
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 65
Статус: Offline
Цитата Галина_Шипилова ()
В храме том за ризою тяжелой, За рубиновым глазком лампады
Пятый век скорбела Божья Матерь
С ликом, над Младенцем наклоненным,
С длинными тенистыми глазами,
С горестью у рта в глубокой складке.

Владимир Солоухин умел очень точно передать саму суть, причем самыми простыми словами, без ненужного "умничанья", без принятого в среде интеллигентов кликушества, закатывания глаз "в божественном" как бы изображении состояния.
Я его книги люблю за простоту и за правду. И за точность.

Влади́мир Алексе́евич Солоу́хин  русский советский писатель и поэт, считаю его великим русским писателем.
Он родился в духов день14 июня 1924 в селе Алепино, Владимирской губернии (ныне Собинский район Владимирской области
ушел из жизни  4 апреля 1997Москва) —
 
валераДата: Пятница, 15.08.2014, 09:35 | Сообщение # 6
местный
Группа: Друзья
Сообщений: 65
Статус: Offline
И еще. После того, как прочитаешь Солоухина, всегда задумаешься. Вот и теперь я думаю, что стало с той старушкой, приютившей Богородицу, кто и куда увез ту пятисотлетнюю икону, когда ее хранительница ушла в мир иной... Хочется надеяться, что не на Измайловский рынок...
Солоухин чувствовал, что времена тяжелые, что Богородица ходит по Руси, людям помогает, Землю спасает, сына своего молит о милосердии к нам, грешным. В любую церковь, в любой дом она может зайти в любой момент. Только бы знали об этом люди...
 
Siver_IgorДата: Понедельник, 18.08.2014, 23:08 | Сообщение # 7
старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 532
Статус: Offline
Те русские люди, которые были вынуждены после революции жить в эмиграции, очень ценили творчество В. Солоухина. Его заграница очень любила...
Но ведь и коммунистические властьимущие тоже с ним считались. Уважали за правду...


Siver Igor. Админ сайта.
 
ВераДата: Среда, 20.08.2014, 10:41 | Сообщение # 8
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
Читая  в письмах Солоухина В.А. из разных мест «Продолжение времени», а также  в его «Чаше» о замечательном явлении русской культуры, связанное  с именем   М.К. Тенишевой и ее Талашкино, меня посетило  желание  побывать в этом  месте. Думаю, что всем  в той или иной степени известно о Тенишевой и  ее Талашкино. Напомню  только, что Талашкино сравнивали с Абрамцево. Там: Мамонтов – и его Абрамцево. Здесь: Тенишева – и её  Талашкино. Тенишева создала в Талашкино центр притяжения русских национальных сил на рубеже 19 и 20 веков,  очаг культуры того времени. В своем имении она организовала сельскохозяйственную школу для крестьянских детей, пчеловодческий музей, оркестр балалаечников и талашкинский театр, мастерские прикладного искусства: столярные, резьбы по дереву, живописные, керамические, красильные, вышивальные, эмалевые. Но самое главное, что подтолкнуло меня  к поездке в Талашкино  и написать  о ней на  солоухинской  странице, это  собирательство  Тенишевой  предметов русской старины.  Она собрала уникальную коллекцию народного и декоративно-прикладного искусства,  икон, разнообразных изделий народного быта  и создала музей «Русская старина», который  впоследствии подарила  Смоленску. В.А.Солоухин был тоже собирателем русской старины. Вспомним его «Черные доски»… И  это было  не просто  увлечением, в этом видится, как и у Тенишевой,  стремление  передать   будущим поколениям  исконно русское национальное искусство.
  И так решено. Ранним субботним  утром 9 августа  еду в Смоленск, а оттуда 18 км на автобусе до Талашкино. Здесь надо напомнить, что Талашкино неразрывно связано с  соседним  Фленово,  которое княгиня прикупила к своим землям специально для своей деятельности. Хотя я и читала, что в самом Талашкино  до наших дней ничего не сохранилось, мне хотелось начать свое путешествие именно от этого места, ведь здесь некогда располагался господский дом и парк вокруг него. Местный пожилой житель решил мне помочь  и   показал тенишевские тополя, огромный раскидистый дуб и …. остатки кирпичной стены, рядом с которой раньше стояли мольберты Репина, Коровина, Врубеля, Коровина. О бывшем прекрасном парке напоминают только старые деревья. 
 Еще он  рассказал, что на своем участке в земле находил старые кирпичи с вензелем МТ (Мария Тенишева). Он же показал мне дорогу во Фленово, где сейчас и находится историко-архитектурный комплекс «Теремок». Почему Теремок, вы сразу догадаетесь, как только войдете на территорию музейного комплекса. Сразу же вас встречает сказочный деревянный  домик - теремок, творение рук С.В. Малютина, украшенное воздушной резьбой  в русском стиле. Яркая раскраска, сказочные мотивы на фасадах создают  очень праздничное настроение. 
 
Но самое приятное меня ожидало внутри Теремка, где собраны подлинные  изделия талашкинских мастерских и произведения тех, кто принес Талашкино славу –  разнообразная резная мебель, изготовленная  Малютиным и по его эскизам, акварели Врубеля, керамика.Рериха  и  расписные балалайки, произведшие фурор на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В музее выставлены 3 балалайки, расписанные Врубелем. Я была поражена ярким эмалевым порталом одной из двери  Теремка, который создан руками самой Тенишевой. И многое, многое  другое можно увидеть в Теремке, который открылся для меня как ларец с драгоценностями, глядя на который не  хочется расставаться. 
Другая  музейная экспозиция представлена  в здании  бывшей сельскохозяйственной школы. Здесь можно увидеть парты, учебные принадлежности, одежду бывших учеников школы, а также старинное оборудование и инструменты ремесленных мастерских и их изделия. А рядом  воссоздан зал театра, находившегося в усадьбе Тенишевой, оформленный по эскизам  Малютина ( здание театра погибло во время войны).
 
Рядом со зданием школы находится небольшой домик, служивший интернатом для мальчиков. В нем сейчас сувенирный киоск «Родник» по названию тенишевского магазина, в котором продавались изделия талашкинских мастерских.
А по другую сторону от  здания школы  на холме  возвышается  церковь Святого Духа, некогда расписанная Рерихом. Он же  украсил её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой.  Сохранившаяся  на фасаде главного входа  мозаика «Спас Нерукотворный» поражает своей яркостью и проникновенным взглядом Спасителя.
  
  Территория музея небольшая, но все как-то гармонично здесь, и природа, и архитектура, и музейные экспонаты.
Фленово осталось в моей памяти как застывшая сказка.  И это чувство  не покидает меня  все эти дни после поездки. А не читая Солоухина, вряд ли бы я соприкоснулась с этой удивительной сказкой. Поэтому мое обращение ко всем: читайте Солоухина, не лишайте себя встречи не только с богатым кладезем познания, но  и, как  видите,  с источником  неожиданно приятных   событий.
Читайте Солоухина!
 
Галина_ШипиловаДата: Среда, 20.08.2014, 14:46 | Сообщение # 9
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
Вера!
Это настроение - собирания уходящей натуры, уходящей русской культуры, уходящей русской нравственности - ИМХО основа творчества Владимира Солоухина. Не могу опять не процитировать:

А потом прошла волна большая
С легким хрустом рухнули колонны,
Цепи все по звенышку распались,
Кирпичи рассыпались на щебень,
По песчинке расточились камни,
Унесло дождями позолоту.
В школу на дрова свезли иконы.
Расплодилась жирная крапива,
Где высоко поднимались стены
Белого сверкающего храма.
Жаловаться ходят нынче люди
В областную, стало быть, газету.
Вот на председателя колхоза
Да еще на Петьку-бригадира.
Там, ужо, отыщется управа!

Мудрым словом и добрым делом он убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. И даже в мою силу, пусть самую хилую, он тоже верил - я это всей душой чувствовала и старалась работать, работать с утра и до вечера, чтобы не подвести, чтобы оправдать эту его веру в народ, в людей. Не буду говорить за других, но свою работу с общественностью, (с людьми, которые остерегались, даже откровенно боялись в СССР нашей деятельности по возрождению Храма Христа Спасителя, которых надо было уговаривать, агитировать, убеждать), я строила на тональности именно солоухинской. Он, сам не зная того, очень мне помогал, когда я придумывала, как провести информационные вечера, что и как рассказать публике, кого пригласить для выступления. Сам он до открытия фонда Возрождения Храма Христа Спасителя при газете "Литературная Россия" не принимал участия в наших вечерах. Но его слова, его мысли были всегда со мною.
И как мне было радостно, что он оказался другом Георгия Свиридова, убедившего его в том, что именно он должен возглавить Фонд Возрождения. Думаю, что без такой поддержки мы бы получили отказ... Владимир Солоухин был очень щепетильным человеком. И справедливым. Очень правдивым. И требовательным.


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Среда, 20.08.2014, 15:03 | Сообщение # 10
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
Продолжу свое сообщение, чтобы не перегружать объемом предыдущий свой пост.

Вот эти строки ("Колодец")  Владимира Алексеевича я тоже берегу в своей душе - они мне как руководство по жизни:
небольшая цитата отрывка:

И понял я, что верен он,
Великий жизненный закон:
Кто доброй влагою налит,
Тот жив, пока народ поит.

И если светел твой родник,
Пусть он не так уж и велик,
Ты у истоков родника
Не вешай от людей замка,
Душевной влаги не таи,
Но глубже черпай и пои!
И, сберегая жизни дни,
Ты от себя не прогони
Ни вдохновенья, ни любви,
Но глубже черпай и живи!


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Среда, 20.08.2014, 15:07 | Сообщение # 11
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
Вера! Спасибо, что инициировали открытие этой темы! Такое наслаждение  - говорить о творчестве этого уникального человека!

Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
Галина_ШипиловаДата: Четверг, 21.08.2014, 12:32 | Сообщение # 12
эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1167
Статус: Offline
Если кто не бывал - вот теремок из имения   М.К. Тенишевой в Талашкино




Вениамин Сибирский. Портрет М. Тенишевой, художника, педагога, мецената

Вот так вот творчество Владимира Солоухина побуждает читателя знать и ценить родную культуру. Говорим о его книгах, а вспоминаем иконы, храмы, людей, художественное богатство родной земли. Вот так и собирается "калашный ряд": Владимир - Алепино, Смоленск - Талашкино, Сергиев Посад - Абрамцево и нет числа этим островам, хранящим русскую культуру. И я бы в этот список добавила непременно семью наших современников, продолжающих этот великий список: Это семья Глазуновых, сам Илья Сергеевич, мать его детей Нина, сын Иван, дочь Вера, их дети... Зайдите в бывшее ДК Волхонка, рядом с Храммом Христа Спасителя, там теперь галерея Ильи Сергеевича, полюбуйтесь теми шедеврами, которые спасены из "неперспективных" деревень, из разрушенных, брошенных церквей, из повалившихся домов... Эх, власть Советов!!! Спасибо вам, хранители нашей истории и нашей культуры! 


Илья Глазунов. Художник, меценат, педагог, ИМХО создатель и спасатель. Неравнодушный горячий человек, творец и хранитель.
Прикрепления: 1167208.jpg (85.8 Kb) · 7475005.jpg (15.0 Kb) · 0584362.jpg (8.3 Kb)


Где стоишь - там и Поле Куликово....
 
ВераДата: Понедельник, 25.08.2014, 18:07 | Сообщение # 13
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
Действительно, имя Ильи Сергеевича Глазунова нельзя не вспомнить говоря о хранителях нашей истории и культуры. И нелься это имя не вспомнить говоря о Владимире Солоухине. Когда я читала "Черные доски", впомнила, что в одном из залов галереи на Волхонке, я видела что-то подобное, о чем пишет писатель. И при первой же возможностти я поспешила снова туда, в первую очередь из-за небольшого зала на 3-м этаже, где выставлены старые иконы, красивая старинная мебель и предметы дореволюционного быта из личной коллекции художника. В то время я еще не ведала, что именно Илья Глазунов открыл для Владимира Солоухина "черные доски".
А я бы еще продолжина ряд достойных хранителей русской культуры именем другого нашего современника, увы безвременно покинувшего земной мир, -Саввы Васильевича Ямщикова. Замечательный реставратор и искусствовед был неутомимым борцом за сохранение культурного наследия России. Это благодаря его усилиям сохранен еще один из островков, хранящих русскую культуру, Пушкиногорье.
 
АлексДата: Среда, 27.08.2014, 21:30 | Сообщение # 14
бывалый
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Статус: Offline
Молодцы, что такую тему открыли. Ее явно не хватало на форуме, потому что об этом хочется говорить, поделиться, ведь речь-то об истинных сокровищах!

  
Прикрепления: 5934627.jpg (57.3 Kb) · 5524736.jpg (35.3 Kb)


Сообщение отредактировал Алекс - Среда, 27.08.2014, 21:39
 
АлексДата: Среда, 27.08.2014, 21:52 | Сообщение # 15
бывалый
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Статус: Offline
Цитата Вера ()
в первую очередь из-за небольшого зала на 3-м этаже, где выставлены старые иконы, красивая старинная мебель и предметы дореволюционного быта из личной коллекции художника. В то время я еще не ведала, что именно Илья Глазунов открыл для Владимира Солоухина "черные доски".

Прикрепления: 5033466.jpg (280.3 Kb)
 
  • Страница 1 из 10
  • 1
  • 2
  • 3
  • 9
  • 10
  • »
Поиск: