Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 19:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Содержание сайта

  • История возрождения Храма Христа Спасителя
  • Кто автор идеи реального возрождения в СССР Храма-мученика
  • Е.М. Пашкин и Ф.Я. Шипунов. И их поддержка В.А. Ленькова - автора проекта возрождения Храма Христа Спасителя
  • Инициативная группа, начавшая в СССР реальную работу по возрождению Храма
  • Молитвенники России о возрождении Храма
  • Многолетние богослужения Общины у кромки работающего бассейна. Сень- часовня.
  • Создатели и члены Общины
  • Священники, поддержавшие инициативную группу и идею возрождения Храма оказали неоценимую помощь Общине.
  • Первый настоятель общины Храма Христа Спасителя.
  • Москва 1988 год, «гайдпарк - Пушка».
  • Общественность СССР: от агрессивного неприятия до активной поддержки Общины.
  • Просветительские вечера, работа с советскими СМИ.
  • Тысячелетие крещения Руси, 1988 год.
  • Создатели Фонда возрождения Храма, его работа при газете "Литроссия"
  • Закладной камень храмового комплекса в 1990 году закрыл «черную дыру» кощунственного взрыва на Волхонке.
  • Распятие и икона, отлитые в бронзе скульптором В.П. Мокроусовым – старостой Общины.
  • Вспомним всех поименно, расскажем о том, что они сделали для возрождения Храма-мученика.
  • Коллективы – члены Общины: «Русичи», «Казачий кругЪ»
  • Кровавый 1993 год…40 панихид…
  • 1994 год начало строительства Храма.
  • Храм- часовня Державной иконы Божьей Матери.
  • Ключарь Храма Христа Спасителя
  • Церковь Похвалы Богородицы «в башмачках»
  • Церковь Святого Георгия Победоносца – верим! Будет!
  • Музей истории Храма Христа Спасителя
  • Стихи о Храме Христа Спасителя
  • Литературная страница
  • Онлайн уроки русского языка
  • Отвечаем на публикации

    Форма входа

    Поиск

    Фотоальбомы Общины

     

    Новое на форуме

  • Возрождение храма Похвалы Богродицы - принимай эстафету! (32)
    [ Община - делай, как я!]: (Галина_Шипилова)
  • Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г (61)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Православие и культура. Русская цивилизация. Обсуждаем (7)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Сергий Токарь! Отзовись! (2)
    [ Ищу человека! Отзовись!]: (Галина_Шипилова)
  • Русский язык онлайн:лексика фонетика дефекты чтения и письма (30)
    [ Объявления Общины]: (Галина_Шипилова)
  • Лазоревы бусы, донецкая бабушка, 9 мая (1)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • Русичи - коллективный член Общины. (16)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Алекс)
  • Русь верующая (26)
    [ Все обо всем. Беседка.]: (Валентин)
  • Обсуждаем закон об образовании (9)
    [ Семья, школа, общество]: (Siver_Igor)
  • тест файлы с изображением (7)
    [ Тест]: (Siver_Igor)
  • Друзья сайта

    Каталог статей.

    Главная » Статьи » Община Храма Христа Спасителя » Община. Лица.

    ШКОЛА РАДОСТИ Доклад Биро Г.П. на Рождественских чтениях 2023 г.

    Доклад:         ШКОЛА РАДОСТИ

    часть 1

     Докладчик Биро Галина Павловна, психолог, общественный деятель, член правления ООО "Комитет "Безопасная старость"

    Доклад представлен на научно-практической конференции МОО «Союз православных женщин» «Воспитание и образование — создание духовного мира человека»  на XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях  «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Москва, 2023

    В докладе сделан  анализ состояния образования в РФ, его краткая история и его будущее - пути реформирования, рассмотрены вопросы как духовности воспитания, так и внесенных послеперестроечных новшеств в виде Болонской системы и ЕГЭ. 

     

    ШКОЛА РАДОСТИ

    часть 1

    Нам довелось жить в очень интересное время, не просто в эпоху перемен, а в эпоху прямого столкновения цивилизаций, которое меняет ход мировой истории. Никогда еще противостояние в мире не формулировалось настолько жестко. Об этом четко заявил Президент РФ В.В. Путин: «Диктатура западных элит направлена против всех обществ, в том числе и народов самих западных стран. Это вызов всем, такое полное отрицание человека, ниспровержение веры и традиционных ценностей, подавление свободы приобретает черты религии-наоборот, откровенного сатанизма… Для них прямая угроза – наша мысль и философия, поэтому и покушаются на наших философов. Наша культура и искусство представляют для них опасность, поэтому пытаются их запретить. Наше развитие и процветание тоже для них угроза – конкуренция растёт. Им вообще не нужна Россия, она нужна нам. Хочу напомнить, что претензии на мировое господство в прошлом уже не раз разбивались о мужество и стойкость нашего народа. Россия всегда будет Россией.»

    Российская Федерация приступила к последнему, решительному и победоносному сражению войны света и тьмы, к борьбе с ценностями Запада, которые полностью отрицают человека, веру, т.е. к борьбе с античеловеческой идеологией. С этой миссией не справиться больше никому. Громко зазвучали слова о спасительной роли русского народа и православия в великой битве сил Добра и Зла. Каждый нынче понимает, что в скором времени начнутся глобальные изменения, люди полностью осознали, что с лукавым не договориться. Наши западные враги, некогда иронично именовавшиеся Президентом "партнёрами", прекрасно понимают, что опаснее всего для них именно метафизическая сущность России. То, что не прописано ни в Конституции, ни в одном из действующих законов.

    Идет жестокая битва – она не за власть, не за деньги или за новые территории. Это борьба за выживание русской цивилизации. После окончания холодной войны, которая четко определяла двухполярный  геополитический расклад, остался только один критерий разделения цивилизаций – этнокультурный. Отсюда и вывод: после уничтожения СССР войны будут не между странами за их конкретные интересы, как это было раньше, а между культурами. Какой у страны культ, кому поклоняются люди, такая в стране и культура. Российская Федерация стеной встала за свою православную тысячелетнюю культуру, за свою духовность.

    Знаменательно, что в это суровое время Президент РФ В.В. Путин в своих выступлениях говорит не только о военной промышленности и экономике, о ядерном оружии, и военных задачах, но не забывает и об образовании, о школах и студентах в России : «Учитель формирует в каждом из нас основы мировоззрения». По словам В.Путина, от деятельности педагога в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства. Во все времена, подобные тем, которые мы переживаем сегодня, мы отчётливо, ясно осознаём роль и значение учительского труда, деятельности педагога. Потому что именно педагог, учитель формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения. И от этого в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства». «Не случайно, что 2023 год объявлен у нас Годом педагога и наставника.

    В борьбе со вселенским злом аспект образования является краеугольным. Каждому известен лозунг иезуитов: хочешь победить врага – воспитай его детей.

    (Справка): Орден иезуитов основал Игнатий Лойола в 1534 году в поддержку Папы Римского. Ставя перед собой миссионерские задачи, орден по факту являлся боевой единицей католической церкви, для которого все способы хороши. “Цель оправдывает средства” - самое известное иезуитское изречение. Политика двойной морали, казуистика, мысленная оговорка, действие чужими руками, мимикрия, жесткая дисциплина и иерархия - все это позволило ордену вершить государственные вопросы мирового масштаба и распространять католицизм по всей земле. Но самым эффективным способом воздействия иезуитов на общество являлось образование.

    “Хочешь победить врага - воспитай его детей”.

    Иезуиты рьяно взялись за воспитание аристократии и просто перспективных талантливых детишек. Одной за другой возникают в Европе, в Белой Руси, в Галиции школы иезуитов, т.н. коллегиумы. Родители охотно отдают своих детей в новые учебные заведения, ведь там быстро и успешно учат латинскому языку! А секрет прост!

    В коллегиумах было запрещено разговаривать на своем родном языке, можно только на латинском (методика погружения), а система доносительства и взаимной слежки делала методику обучения суперэффективной. Например, провинившемуся вешали печать позора. Ученик ходил с ней до тех пор, пока не настучит на проступок своего однокашника. Печать передавалась следующему в этой бесконечной эстафете. При этом учебный год в иезуитских коллегиумах длился 180 дней, и прерывался постоянными каникулами. Дети учились мало, но фундаментально. В коллегиумах была принята классно-урочная система, (кстати, изобретение иезуитов, а не Коменского, который ее просто теоретически обосновал,) жесткая иерархия и регламентация. Иезуиты были мастера по зарабатыванию дешевого авторитета у юношества. Для этого они употребляли не столько научные доводы и убеждения, сколько разные легкие и действенные средства, как например: показное богослужение, устройство празднеств, игр и сценических представлений, имевших целью незаметно приклеить сердце и воображение детей к новому католическому мировому порядку после Реформации. Иезуиты находили оправдание детским шалостям (индивидуальный подход плюс «демократическое образование») и обращали, переворачивали, развивали ситуацию в свою пользу, преследуя свои цели. Большое внимание уделялось физическому воспитанию (выращивали воинство), музыке, светским манерам и этикету. Иезуиты готовили себе преемников и последователей, ведь после коллегиума учение продолжалось в семинариях, а после - в Академиях, где готовили учителей, философов, теософов и прочих ученых.

    Орден существует до сих пор, как и его весьма продуктивные методы работы с людьми, каждый легко вспомнит их применение и воздействие на себе. Кто-то выработал свои способы защиты от них, а кто-то защититься от них не сумел… А кто-то занимается их планомерным изучением для выработки системной защиты населения своей страны.

    Многие из нас жили в СССР, а значит были свидетелями уничтожения нашей сильной и непобедимой могучей державы. Каждый вспомнит, как добрый западный дядюшка – Джордж Сорос не жалел средств, уж очень трепетно заботился о состоянии образования в молодой постсоветской  стране - РФ, щедро оплачивал создание новых учебников для школьников и студентов, занимался фондами, изменением учебных программ, проводил обучение руководящих кадров в системе образования, активно проводил реформу школы в целом, попутно увеличивая значительно и свой капитал за «бескорыстную» работу на территории бывшего СССР. Результаты этого сегодня налицо: уровень грамотности, знаний, умений и навыков выпускников советской школы кажется нынче недосягаемой высотой.  «Мы учились в СССР» - нынче это как знак особого качества знаний. Выпускник самой обычной советской школы ответит на любой вопрос, разберется в любой теме. А что же говорить про тех, кто получал советское педагогическое образование. Вспоминая, какими же были учителя советских учителей, мы легко составим список того, что никак нельзя терять из этого блестящего опыта, что непременно надо принести новым студентам. Напомню слова В.Путина: «У нас за последние два года приём в вузы по педагогическим специальностям растёт. За последние два года рост составил примерно 10 тысяч человек. Это свидетельствует о том, что популярность профессии педагога, учителя растёт. Нужно сделать всё для того, чтобы поддержать этот позитивный тренд, работая по всем направлениям, о которых мы хорошо знаем».

    Мир меняется и очень быстро, прежним он уже точно не будет никогда. И как порою хочется вернуть то, хорошо знакомое и родное, что проверено на собственной практике, что давало прекрасные плоды. Казалось бы, это и впрямь возможно, если тот же Китай скупает наши советские учебники, если после полета Гагарина В 1961 году президент США Джон Кеннеди произнес знаменитые слова: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». В том же, 1961 году в США и в странах Запада были созданы специальные комиссии по изучению феномена советского образования, прорабатывались советские учебники и система преподавания в школах СССР. Английский профессор Артер С. Трейс-младший опубликовал статью «Что знает Ваня, и не знает Джонни» («What Ivan Knows That Johnny Doesn't»), где даётся анализ факторов, определяющих преимущество советской системы образования. Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу». Шли десятилетия, а советское образование оставалось мировым лидером, о чём высказался и американский президент Рональд Рейган: «Самое мощное оружие русских — это их образование».

    В 1980-х Китай провёл реформу образования, фактически скопировав советскую систему школьного и высшего образования. Элитные школы Запада начинают работать по образовательным методикам Советского Союза, в Израиле средняя школа полностью переняла опыт СССР.

    А в нашей стране, в СССР с конца 1960- х годов начала вдруг внедряться серьезная реформа образования, которая началась с изменения шрифтов в учебниках, и самих учебников, отмены каллиграфии, переводе с тонкого перышка на шариковые ручки, внедрением неряшливой скорописи. Все ждали от изменения учебной программы больших улучшений, всплеска интеллекта у нового поколения, новых научных свершений, открытий и светлого будущего. А кончилась реформа школы гибелью СССР.

    Многие нынче высказывают мнение, что вот вернуть бы всю советскую систему обучения и старые программы...

    Однако, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. За постсоветские годы изменилось многое, если не все. Нашим детям и внукам предстоит жить в совершенно других условиях с новой наукой и техникой и с совершенно иными вызовами. Родители, бабушки, дедушки уже знают, чувствуют, что их маленькие детки, внуки – другие. Они очень отличаются от детей постарше, тем более от самих взрослых, какими те были в детстве. Наше воспитание и образование, существующие на сегодня, не в силах дать детям те знания, которые пригодятся им на грядущей обновленной Земле. Пока не ясно кто и как будет давать необходимые новые знания новым поколениям, какие чипы им будут вживлять и какие википедии для них сочинять…

    Поэтому прямая задача родителей и воспитателей заняться духовным развитием ребенка. Только духовность спасет человека и поможет найти правильный путь и выстоять в неизвестном новом мире. Необходимо, чтобы в процессе образования человек становился существом духовным и духовно возвышенным, сформированным сообразно духовной природе человека.

    В 1924 году С.Л.Франк так определил современное ему состояние человечества: «Мы живем в эпоху глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлаждённости». «Мы не знаем, чему мы должны служить, к чему нам стремиться и чему отдавать свои силы. Именно это сочетание духовного безверия с шаткостью и бурностью стихийного исторического движения образует характерное трагическое своеобразие нашей эпохи… Мутные, яростные потоки стихийных страстей несут нашу жизнь к неведомой цели; мы не творим нашу жизнь, но мы гибнем, попав под власть непросветленного мыслью и твердой верой хаоса стихийных исторических сил». Эпоху Франк называет «самой многосведующей», в то же время эта эпоха пришла «к сознанию своего полного бессилия, своего неведения и своей беспомощности». Состояние бессилия, неведения и своей беспомощности хорошо знакомо и современному человеку. Тем, кто занят поиском путей, маршрутов выхода из возникшей ловушки, четко и внятно отвечает С.Л. Франк. «В таком духовном состоянии самое важное – не забота о текущих нуждах и даже не историческое самопознание; самое важное и первое, что здесь необходимо, – это усилием мысли и воли преодолеть усиливающееся наваждение скептицизма и направить свой взор на вечное существо общества и человека… Мы должны вновь проникнуться сознанием, что есть, подлинно есть вечные незыблемые начала человеческой жизни, вытекающие из самого существа человека и общества, и попытаться вспомнить и понять самые основные и общие из этих начал».

    (Справка): Семен Людвигович Франк (28 января 1877, Москва, Российская империя — 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) — русский философ и религиозный мыслитель. Франк Семен Людвигович - видный представитель русской религиозной философии конца ХIX - первой половины XX вв., создавший на основе апофатической теологии и христианского платонизма свое собственное, глубоко оригинальное учение. С 1922 года жил за границей, где и стал одной из самых ярких фигур православной мысли русского зарубежья.

    Наши нынешние дети как маленькие мудрецы, они знают о многом. Некоторые малыши даже могут рассказать о том, как нужно жить на Земле, и своим примером они учат нас строить новые отношения на основе любви и доверия к миру. Они очень чувствительны, их невозможно обмануть, у них хорошо развита интуиция: они как будто видят человека насквозь.

    Современные дети отличаются от детей прошлого, XX века больше, чем дети, жившие во времена мамонтов, от ровесников маленького Пушкина. Все благодаря революционным изменениям в нашей жизни, прежде всего, появлению интернета и информационной революции. А школа порой делает вид, что ничего не произошло, что дети по-прежнему всю информацию получают от нее. На самом деле уже 4-5-летние дети пользуются гаджетами и легко могут нажатием кнопки вызвать целый мир. Школа перестает быть тем, чем она была. Раньше учитель географии преподавал географию только потому, что у него на полочке стояла книжка по методике преподавания географии и он окончил профильный факультет пединститута, получив богатую информацию по своему предмету. Сегодня учитель истории или, скажем, физики, без труда заменит учителя географии, если тот заболеет. Он зайдет в интернет и найдет там все необходимое для урока. Но это все равно не убережет его от вопроса какого-нибудь серьезного мальчика: «Иван Петрович, вы рассказываете 112-ю страницу учебника, которую я могу прочитать за пять минут. Зачем же я сижу целый урок и слушаю вас, когда я могу получить мгновенно через свой гаджет в миллион раз больше информации?». В нашей школе еще не так много учителей, которые понимают это и умеют учить в сегодняшних условиях, становясь для ученика незаменимыми. И дело не в новомодной интерактивной доске, от которой порой учитель не поспевает повернуться к классу лицом. Встреча с настоящим Учителем делает из двоечника яркого отличника и глубокого исследователя - открывателя. Вопрос где же взять таких учителей.

    Коалиция западных стран ведет хорошо проплаченную информационную войну по разрушению того, что наша школа как раз призвана создавать, разрабатывает специальные методички, в которых науськивает школьников на то, что все, что было в СССР априори плохо, что надо дождаться, когда вымрут все те, кто родом из СССР, якобы они мешают свободно развиваться и жить им, т.е. новому поколению, что «совки» тащат страну и образование «в средневековье», в тупик, что весь их опыт идет из дремучего  советского прошлого, когда не было интернета, а вся информация по предмету лежала на убогой полочке учителя. А сегодня, смотрите, любой нормальный ребенок может получить моментально больше знаний, чем учитель той же географии получил за пять лет обучения в вузе. И тут же делается и активно навязывается  вывод, что и учиться как бы уже не надо. Компьютер и его интернет, только он, решит все проблемы. А тут еще и «гость из будущего» Илон Маск предлагает вживлять в мозг продвинутый восхитительный чип, позволяющий мгновенно считывать любую нужную информацию из заботливо созданной где-то кем-то и предложенной какой-нибудь Википедией. Понятно, что конкуренцию с таким чипированным полуроботом нормальному человеку не выдержать и рабочих мест приличных ему не видать. Пока и он, совершенно отчаявшись, тоже не всадит себе чип Маска.

     

    Становится страшно. Однако, чтобы уж совсем не отчаиваться, вспомним (да и своим детям расскажем) популярную фантастическую повесть «Профессия» А. Азимова, где ярко описана «прогрессивная» система образования будущего. Художественно и убедительно даны ответы на многие, вызывающие сегодня жесточайшие споры, вопросы, даже указываются пути выхода из угнетающей интеллектуальной клетки. До боли узнаваемые моменты и выводы заставляют напомнить подробно это, практически программное, произведение.

    Итак:

    Дети будущего, рассказывает А. Азимов, больше не учатся читать и писать. Вместо этого по достижении 8 летнего возраста все проходят так называемый «День Чтения», когда специальная программа за 15 минут со специальных лент записывает прямо в мозг ребенка навык чтения. Далее, до 18 лет все свободны от любого образования, вплоть до намеченного «Дня Знаний». Человека пропустят через компьютер, который выберет каждому оптимальную профессию и заложит в его мозг соответствующую профессии программу.  Человеку повлиять на выбор профессии компьютером никак нельзя. Его образовывают помимо его желаний и стремлений. После этой процедуры вкладывания знаний (в другом переводе «Дня Образования») каждый год в том далеком будущем проводились очень престижные «Олимпиады», на которых в регионах отбирались лучшие «специалисты» для трудоустройства на другие планеты. При этом многое зависело от того, с каких лент записывались знания в головы молодых людей. Были ленты самые лучшие, для особых регионов, а были несколько отсталые, где не предусматривались сверхновые знания, что, естественно, не позволяло обойти конкурентов. А самим «вручную» получить дополнительные знания из книг или новых журналов людям казалось невозможно. Их настойчиво убеждали в том, что никак невозможно прочитав какую-то книгу, запомнить достаточно, чтобы сравняться с теми, кто «действительно знает» через закачку в «День Знаний». Люди и слышать не хотели, что без ленты компьютера можно чему-то научиться.  Оспаривать выбор компьютера тоже было невозможно. Ведь только программа решала для чего лучше всего подходит мозг конкретного человека. Последние модели специалистов отбирались на планеты класса «А», более отсталые модели скатывались до слаборазвитых планет низших классов. При этом инопланетные покупатели понимали, что это монополия, что, продавая специалистов последней, все более новой модели, их заставляют покупать и покупать снова и снова, потому что иначе планета покупателей будет отставать. «Вы втянули нас в заколдованный круг, вы, лицемерные земляне. Но берегитесь, может быть, где-нибудь есть из него выход.» А. Азимов пытается подсказать какой именно существует выход из заколдованного круга «образования с компьютерной ленты», в который оказались загнаны и люди и их покупатели. Это создание своей собственной системы образования, получение знаний вручную, к чему вплотную подошел главный герой повести. Он страстно любил учиться. Тайком от всех читал, стал изучать книги по программированию. Компьютер, после обследования его мозга и отказа ему в получении профессии программиста, направил героя мимо всех многолюдных секторов в особую комнату, где тот находился в одиночестве. Ему только много позже сообщили, что на самом деле он не одинок, что по всей Земле таких, как он, наберется несколько тысяч. Это люди, чей интеллект не поддается классификации и наложению на него знаний «с ленты» - получению профессии через компьютерную программу. Таких людей особо оберегают. Героя направляют жить с ему подобными в приют для слабоумных, где были созданы специальные условия и велся особенный отбор под пристальным наблюдением. Автор, А Азимов, выдает в своей небольшой повести «Профессия» целый трактат об образовании людей. Конечно же, излагая  западную тенденцию, которая большое значение придает не духовному воспитанию, не созданию личности, а точным наукам. Практическими следствиями этого увлечения является то, что люди не имеют никакого представления о мироустройстве, о его взаимосвязях, об их гармонии, об истории, даже о культурологии, хотя культура – «это совокупность всех сторон жизни. К культуре относится, например, то, каким путем мы зарабатываем себе на жизнь, от чего получаем удовольствие, во что верим, наши представления о хорошем и плохом и так далее.» И с тем, что происходило в далеком прошлом, люди не умеют разобраться, хотя «С прошлым никогда не бывает покончено, мой друг. Оно объясняет настоящее.» Видимо, чтобы запутать людей в настоящем от них скрывается их собственное прошлое. А. Азимов объясняет зачем потребовалась компьютерная реформа образования: «из-за недостатка специалистов человечество в течение почти полутора тысяч лет не могло по-настоящему колонизировать планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы. Перелом наступил, когда был установлен механизм хранения знаний в человеческом мозгу. Как только это было сделано, появилась возможность создать образовательные ленты на основе этого механизма таким образом, чтобы сразу вкладывать в мозг определенное количество, так сказать, готовых знаний. Это позволило выпускать тысячи и миллионы специалистов, и мы смогли приступить к тому, что впоследствии назвали "заполнением Вселенной". Сейчас в Галактике уже существует полторы тысячи населенных планет, и число их будет возрастать до бесконечности.

          Вы понимаете, что из этого следует? Земля экспортирует образовательные ленты, предназначенные для подготовки специалистов низкой квалификации, и это обеспечивает единство культуры для всей Галактики. Так, например, благодаря лентам чтения мы все говорим на одном языке... Не удивляйтесь. Могут быть и иные языки, и в прошлом люди на них говорили. Их были сотни. Земля, кроме того, экспортирует высококвалифицированных специалистов, и численность ее населения не превышает допустимого уровня. Поскольку при вывозе специалистов соблюдается равновесие полов, они образуют самовоспроизводящиеся ячейки, и это способствует росту населения на тех планетах, где в этом есть необходимость. Более того, за ленты и специалистов платят сырьем, в котором мы очень нуждаемся и от которого зависит наша экономика.»

    Искусство, творчество, возможное только для одухотворенного человека, лишь через духовного человека оно способно выявить, создать формулы и показать маршруты и пути спасения. Герой повести А. Азимова заявляет, что может составить программу и руководить другим, более продуктивным способом получения знаний для молодежи.

    А. Азимов просто кричит и Илону Маску, и нам, людям, размышляющим о том, каким должно быть образование в нашей будущей прекрасной стране: «Ленты попросту вредны. Они учат слишком многому и слишком легко. Человек, который получает знания с их помощью, не представляет, как можно учиться по-другому. Он способен заниматься только той профессией, которой его зарядили. А если бы, вместо того чтобы пичкать человека лентами, его заставили с самого начала учиться, так сказать вручную, он привык бы учиться самостоятельно и продолжал бы учиться дальше. Разве это не разумно? А когда эта привычка достаточно укрепится, человеку можно будет прививать небольшое количество знаний с помощью лент, чтобы заполнить пробелы или закрепить кое-какие детали. После этого он сможет учиться дальше самостоятельно. Таким способом вы могли бы научить металлургов, знающих спектрограф Хенслера, пользоваться спектрографом Бимена, и вам не пришлось бы прилетать на Землю за новыми моделями специалистов.»

     В конце повести герою открывают самые секретные принципы образования: «Я хотел отправиться на Новию, чтобы собрать группу юношей, не получивших образования, и учить их по книгам. Я хотел открыть там приют для слабоумных... вроде этого... а на Земле уже есть такие приюты... и много.

          Омани улыбнулся, сверкнув зубами.

          - Институт высшего образования - вот как точно называются эти заведения.

          - Теперь-то я это понимаю, - сказал Джордж, - до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрел спектрограф Бимена? В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрел спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперед.  А кто создает образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создает ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создает ленты... Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению…  - Но почему нельзя сказать людям, что один из... из ста тысяч попадает в такое заведение? - спросил Джордж. - Тогда тем, с кем это случается, было бы легче.

          - А как же остальные? Те девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять человек, которые никогда не попадут сюда? Нельзя, чтобы все эти люди чувствовали себя неудачниками. Они стремятся получить профессии и получают их. Каждый может прибавить к своему имени слова "дипломированный специалист по тому-то или тому-то". Так или иначе каждый индивид находит свое место в обществе. Это необходимо….»

    А.Азимов пытается нащупать способы взращивания человека, способного к творчеству, к герою применяются методы, из-за которых он совершает побег, но его снова возвращают в интернат, чтобы продолжать работать с ним:

     «Нельзя же сказать человеку: "Ты можешь творить. Так давай, твори". Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: "Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет". Есть около десяти тысяч людей, подобных тебе, Джордж, и от них зависит технический прогресс полутора тысяч миров. Мы не можем позволить себе потерять хотя бы одного из них или тратить усилия на того, кто не вполне отвечает необходимым требованиям.»

    А. Азимов убедительно рассказал нам, что необычайно важно найти, не пропустить детей, из которых могут вырасти творцы. И их способности обусловлены вовсе не количеством информации, вставленной в их мозг. Никакие чипы Илона Маска в данном случае не сработают. А значит, духовному человеку их пугаться не надо, поскольку его творческие способности и хорошее образование, а прежде всего духовность, не только поставят его выше биоробота, но и позволят быть генератором идей и программ в него заложенных.

     

    Нам, православным, хорошо известно, что не будет никакого творца, если человека не осенит дух. И никакая, полученная хоть каким путем, информация не поможет создать нечто новое, ранее не известное, как написал Ю. Ким «…из миража, из ничего, из сумасбродства моего вдруг возникает чей-то лик и обретает цвет и звук, и плоть, и страсть…». Вдохновение невозможно купить ни за какие деньги.

    Налицо два разных вектора, по которым идет образование православных и западных стран. Католическое образование всегда подчинялось идеалу соревновательности и самоутверждения, изучению технических наук. В России педагогика обращалась к духовности, христианским общечеловеческим ценностям, к постижению Божественной симфонии. Русская школа рассматривала самого человека как венец Божественного творения. Речь всегда шла о спасении души на основе веры, надежды и любви к Богу, что способствовало борьбе с «латинской ученостью», которая порой может даже поколебать истинную веру. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что считалось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной – «мудрости разума». Православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Гармонии, к Богу, в наставлении его на путь спасения. Однако приобщиться к Богу человек мог двумя путями - путем познания (умопостижения) и путем дел (праведного образа жизни). Византийская православная традиция осваивала оба эти пути. Западная католическая традиция сосредоточилась на первом, на «умопостижении», встав на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер и педагогики Запада, и его культуры в целом. На Руси после принятия в 988 году православия вплоть до конца XVII в. преимущественное внимание уделялось второму пути. Рассудочное познание рассматривалось как «внешнее» и противопоставлялось истинному, «внутреннему», обращенному к Богу и связанному со «светлым» состоянием души. Считалось, что истинная душевная мудрость (просветление) могла быть достигнута только «сердцем». Педагогика «душевного строения» была направлена на то, чтобы помочь человеку встать на «путь истинный», и не касалась его профессиональной подготовки, а также социализации в быту. Древнерусская педагогика в своих попытках теоретического обобщения воспитания сосредоточилась не на осмыслении мира опытным путем в ходе трудовой деятельности, а стремилась помочь овладеть мудростью христианского смирения и любви к Богу, что было необходимо для спасения души. И только потом нужны были технические знания и навыки.

    Образование человека – это глубокий, многогранный, творческий процесс. А.С. Пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, её духовного обогащения. Создание образа всего мира для ребенка и создание в нем образа его самого – это созидание, образование личности, то есть человека – этому служит образовательная система нашей страны.

    Сегодня всем понятно, что нынешнее состояние образования в новой России неудовлетворительно и требует срочных реформ.

    Так что же надо делать? Как привести образование в полное соответствие с национальной идеей страны, с национальным характером ее людей? Попытки поймать сигналы вышестоящего руководства приводят к тому, что чиновники наперегонки стараются унифицировать систему «воспитания патриотов», забывая про ряд важных наработок прошлого. Ежедневный подъем флага – это важно, но далеко не все, что нужно нашей современной школе.

    Для меня национальная идея такова: Россия – самая красивая, самая большая, самая лучшая в мире страна и в ней должно быть все только самое лучшее. Осмотримся вокруг, и, отбирая для себя самое лучшее в образовательной системе мира, изумимся. Оказывается, почти все это лучшее исходит из многовековой истории нашей страны, из русской педагогической мысли, из работ наших выдающихся методистов, психологов, ученых. Каждый век развивал школу в России, находил драгоценные жемчужины, которые надо тщательно изучать и отбирать, внедряя то, что обязательно пригодится сегодня. Большая красивая яблоня вырастает из маленького семени, которое дал плод. И любое, самое огромное дерево проходит все этапы развития, развивает крепкую корневую систему и лишь потом украшает собой мир. Не бывает большого крепкого дерева без корней.

    Исследуя многовековую историю русской школы прежде всего обращаешь внимание на то, что во главу угла ставилось воспитание. «…Отсутствие воспитания, – утверждает А. С. Пушкин, – есть корень всякого зла».

    Народная педагогика древней Руси оставила нам в наследство свое основное средство воспитания, его нынче изучают и широко пропагандируют энтузиасты фольклорного движения. Это произведения устного народного творчества: колыбельные и игровые песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, чистоговорки-скороговорки, былины, предания. Обратите внимание, если маленький ребенок прошел школу фольклорного пения, то из него вырастает высокоразвитый певец с сильным, богатым голосом. И в каком бы жанре он не работал позже, его навыки, база, корни, сила непременно проявляются. Дикция, уверенные движения в пространстве, осанка – безупречны. Устное народное творчество - лучшая художественная педагогика - за века доказало свою важность и необходимость. Ребенок, прошедший школу фольклора, не имеет нарушений письменной речи, не путает звуки, не теряет, не переставляет слоги на письме. Если малыш выучил и четко проговаривал простейшие потешки- чистоговорки и поговорки-скороговорки то его речевой слух получил твердую базу и хорошее развитие. Для того эти песенки и сказки с их рефренами и создавались многовековой народной педагогикой. Дети постарше развивали память и связную речь, слушая и пересказывая сказки и предания. Формировалась и картина мира, ребенок имел четкие представления что – хорошо, а что – плохо, воспитание духовности осуществлялось через песни, былины, календарные обрядовые праздники. Неотъемлемой частью было трудовое воспитание - передача молодежи профессиональных навыков и умений. С развитием ремесел обучение ремеслу сочеталось с обучением чтению, счету и письму. Таким образом, труд выступал средством физического и духовного развития Простые навыки превращались в умения, умения -  в настоящие знания. Развитие мелкой моторики немедленно оказывало свое влияние на речевые зоны мозга, а нравственное отношение к результатам труда, радость от постижения новых этапов все более повышающейся сложности вызывало в ученике уважение к самому себе, веру в свои силы, просто – таки безграничные, если ты с Богом. Вспомним слова Сухомлинского: «…как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит.» И никакие чипы с самой обильной информацией тут не помощники.

    (ниже см. продолжение - вторую часть доклада)

     

    Категория: Община. Лица. | Добавил: Галина_Шипилова (23.02.2023) | Автор: Биро Галина Павловна E
    Просмотров: 174 | Теги: воспитание, реформа, Доклад, биро_галина, образование, шипилова _галина, рождественские_чтения, духовность | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]