Приветствую Вас Гость!
Среда, 26.04.2017, 14:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Как вы узнали о сайте "Община. Возродившие Храм Христа Спасителя"
Всего ответов: 55

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Содержание сайта

  • История возрождения Храма Христа Спасителя
  • Кто автор идеи реального возрождения в СССР Храма-мученика
  • Е.М. Пашкин и Ф.Я. Шипунов. И их поддержка В.А. Ленькова - автора проекта возрождения Храма Христа Спасителя
  • Инициативная группа, начавшая в СССР реальную работу по возрождению Храма
  • Молитвенники России о возрождении Храма
  • Многолетние богослужения Общины у кромки работающего бассейна. Сень- часовня.
  • Создатели и члены Общины
  • Священники, поддержавшие инициативную группу и идею возрождения Храма оказали неоценимую помощь Общине.
  • Первый настоятель общины Храма Христа Спасителя.
  • Москва 1988 год, «гайдпарк - Пушка».
  • Общественность СССР: от агрессивного неприятия до активной поддержки Общины.
  • Просветительские вечера, работа с советскими СМИ.
  • Тысячелетие крещения Руси, 1988 год.
  • Создатели Фонда возрождения Храма, его работа при газете "Литроссия"
  • Закладной камень храмового комплекса в 1990 году закрыл «черную дыру» кощунственного взрыва на Волхонке.
  • Распятие и икона, отлитые в бронзе скульптором В.П. Мокроусовым – старостой Общины.
  • Вспомним всех поименно, расскажем о том, что они сделали для возрождения Храма-мученика.
  • Коллективы – члены Общины: «Русичи», «Казачий кругЪ»
  • Кровавый 1993 год…40 панихид…
  • 1994 год начало строительства Храма.
  • Храм- часовня Державной иконы Божьей Матери.
  • Ключарь Храма Христа Спасителя
  • Церковь Похвалы Богородицы «в башмачках»
  • Церковь Святого Георгия Победоносца – верим! Будет!
  • Музей истории Храма Христа Спасителя
  • Стихи о Храме Христа Спасителя
  • Литературная страница
  • Отвечаем на публикации

    Форма входа

    Поиск

    Фотоальбомы Общины

     

    Новое на форуме

  • Владимир Алексеев (15)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Siver_Igor)
  • Читая Солоухина. Его творчество - неисчерпаемый источник. (96)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Галина_Шипилова)
  • Экспромты художника В.А. Ленькова (1)
    [ Литературное творчество]: (Вячеслав_Леньков)
  • Стихи русского поэта Игоря Дмитриевича Гревцева. (46)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • Михаил Ножкин (50)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Олег_Рубан)
  • Стихи о Храме Христа Спасителя (4)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • ...одна монахиня сказала... и другие легенды о Храме (54)
    [ Московские мифы, легеды и байки о Волхонке]: (Петр_Муранов)
  • Лужков.Был ли он автором идеи возрождения Храма (по Ресину)? (12)
    [ Фальсификаторы истории возрождения в СССР Храма Христа Спасителя]: (Galina_Stan)
  • Рождественские и другие традиции русского народа (33)
    [ Многотысячные благотворительные вечера, организованные Общиной.]: (Галина_Шипилова)
  • Где и какие храмы уменьшенные копии Храма Христа Спасителя. (9)
    [ Находки, фотографии, документы]: (Vit)
  • Друзья сайта

    Календарь

    «  Апрель 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Архив записей

    Аполлос Феодосьевич Иванов

    Аполлос Феодосьевич Иванов (Царствие небесное!) был одним из самых уважаемых членов Общины, которая в своей работе опиралась на собранные им материалы.
    Благодаря ему в советской и зарубежной печати впервые появилась конкретная, достоверная информация инженера о Храме Христа Спасителя. Этот человек делал все, что было в его силах ради возрождения поруганой Народной Святыни.
    Персональная страница находится в процессе оформления. Имеющиеся у вас материалы об этом человеке просим присылать админу.
     
    Аполлос Феодосьевич Иванов родился в январе 1911 году в деревне Хорошево Архангельской области в семье учителя начальной школы. По образованию инженер-строитель, прошел путь от простого рабочего (работал на Архангельской электростанции) до по­мощника министра. С 1931 по 1933 г. работал в Управлении строительства Дворца Советов, с 1934 г. — на стройках «Мосэнерго». В первый год Вели­кой Отечественной войны принимал участие в сооружении оборонитель­ных рубежей в Подмосковье. Имеет награды.
    В 1945 г. по спецзаданию Министерства обороны СССР был в длитель­ной командировке в ряде стран Европы. Несколько лет работал в Берлине.
    В 1955 г. в период подписания Государственного договора о восстанов­лении независимости демократической Австрии — уполномоченный Со­ветского правительства в Вене. В последующие годы работал помощником министра строительства РСФСР, министра строительства СССР, министра Нефтегазстроя СССР.
    С 1976 по 1981 г. — старший референт председателя Оргкомитета "Олимпиада-80".
    В 1970 - 1986 гг. — внештатный редактор отраслевой редакции изда­тельства «Советская энциклопедия». Автор более ста статей, опубликован­ных в БСЭ и в ежегодниках БСЭ. Соавтор книги «Москва: энциклопедия». Автор многочисленных эссе, очерков и статей, посвященных истории Мос­квы, опубликованных в центральной прессе.
    А. Ф. Иванов являлся членом Общины и членом правления Фонда вос­становления Храма Христа Спасителя, а также членом секции Националь­ного комитета по истории и философии, науки и техники Российской ака­демии наук, в настоящее время — член научно-консультационного совета Штаба поисков библиотеки Ивана Грозного. За пожертвования на воссоз­дание порушенной святыни награжден благодарственной грамотой Храма Христа Спасителя.
    С 1989 г. в отечественных и зарубежных периодических изданиях им опуб­ликовано много статей, очерков, эссе, интервью об истории Храма, о воссоз­дании его, а также о проблеме поисков либереи Ивана Грозного. Сокращен­ный вариант романа «Тайны Храма Христа» публиковался в 1993 — 1994 гг. в журнале «Россияне» и в газете «Москвичка».
    Большой жизненный и практический опыт позволил А. Иванову вос­создать в романе атмосферу и быт Москвы 30-х годов, рассказать трагическую историю варварского разрушения Храма Христа Спасителя, свидете­лем которого он был. Как и начало истории возрождения Храма-Мученика, в котором А.Ф.Иванов принимал самое непосредственное участие.
    Умер 4 ноября 1999 г.
     
     
    Это второе издание романа «Тайны храма Христа». Его автор Аполлос Иванов.
    Роман был написан давно — более сорока лет назад. При жизни автора попытки в разные годы опубликовать его превращались в подлинный детектив. Автор оказывался героем событий, грозящих его жизни. Рукопись теряли, были предложения «купить ее», но не для издания, а для того, чтобы похоронить книгу. Но вот наступило время, когда автор получил возможность рассказать о событиях, свидетелем и участником которых он был, о событиях являющихся страницей истории Москвы.
    Отрывки из романа публиковались в периодической печати у нас и за рубежом — в Италии (на четырех европейских языках), в Чили и США. В них рассказывается о печальной судьбе храма Христа Спасителя; об открытии давно забытых подземных ходов Малюты Скуратова в Чертолье; о смертельной опасности, которой подвергался автор в подземелье при неожиданной встрече с жестокими преступниками. А затем словно дамоклов меч в течение нескольких лет висела над его головой угроза от наследников Малюты — огэпэушников, сфабриковавших «дело» о заговорщиках, использовавших открытый подземный ход в Чертолье, готовясь проникнуть в Кремль с целью покушения на И. В. Сталина.

    А.Ф. Иванов - автор книги "Тайны Храма Христа" - был невольным свидетелем разрушения Храма Христа Спаси­теля в Москве. Имя этого Храма окружено легендами и тайнами. К разгадке одной из таких тайн он подошел, обна­ружив в стене, оставшейся после взрыва Храма, потайной ход, ве­дущий в подземелье. Проникнув туда, исследователь установил, что подземные ходы вели к Ваганьковскому холму, где в свое вре­мя был двор Ивана Грозного, а через подворье Малюты Скуратова к палатам Ивана Грозного в Кремле. Все это позволило предполо­жить, что вновь открытые пути ведут к сокровищам библиотеки Ивана Грозного. Тайные подземные ходы Древнего Чертолья были исследованы автором книги с опасностью для жизни: его ожидали встречи с авантюристами, охотившимися за золотыми и серебряными монетами и другими ценными реликвиями. Автор чудом избежал расстрела, будучи знаком с начальником строительства Дворца Советов, репрессированным за то, что, якобы через тоннель, ведущий к подзе­мелью Кремля, готовилось покушение на И.В.Сталина. Эти и другие события придают повести приключенческо-детективный характер. В ней с документальной достоверностью описана любопытная история сооружения Храма Христа, печальная судьба, постигшая его в 1931 году, изложены проблемы его восстановления и приводятся факты, которые нигде не публиковались.
    Главы повести чередуются со страницами истории Москвы. Подробно рассказывается о беспрецедентной инженерной операции по передвижке старого Крымского моста. Поэтому книга будет интересна как школьникам, изучающим москвоведение, так и историкам, археологам, ведущим поиски библиотеки Ивана Грозного.
    Работа над рукописью велась более 10 лет и была практически закончена в середине 70—х годов. Однако публикация с таким содержанием в то время была невозможна. Только летом 1989 года удалось опубликовать отдельные главы в газете «Вечерняя Москва». Затем отрывки из повести печатались во многих газетах, в журналах "Наука и жизнь", "Мегаполис", а также в периодических изданиях Италии и США. Первое издание книги было осуществлено при помощи компании "Гермес" в 1995 году.
    С участием автора книги, студиями документальных фильмов и центрального телевидения были сняты четыре фильма о Храме Христа Спасителя.
    Автор книги являлся членом Общины и правления Фонда восстановления Храма Христа Спасителя, а также входил в научно-консультативный Совет Штаба поисков библиотеки Ивана Грозного.
    Повесть была одобрена Патриархатом, Кафедральным Патриаршим Собором и Храмом Христа Спасителя и признана как большой вклад в Святое дело воссоздания Храма Христа Спасителя, что подтверждается благодарственной грамотой, врученной Московским Патриархатом.
    Издание этой повести вызвало большой общественный интерес, о чем свидетельствует такой факт. В сентябре 1997 года Ю.М.Лужков лично приехал к моему отцу на окраину Москвы и имел с ним продолжительную беседу. Об этом факте сообщалось в газетах и на телевидении.
    После этого под руководством мэра начались активные раскопки в местах, указанных моим отцом, которые проводились до последнего времени. Одним из последних мест поисков был подземный ход под домом Пашкова. Планы этих ходов опубликованы в данной книге.
    В 1997 году вышло 2-е издание книги, которое сразу же стало библиографической редкостью.
     
     
    Статья из газеты "Литературная Россия" №38 за 22 сент. 1989г.
    «Под ключ? Нет, под крест!»
    Вот уже несколько месяцев еженедельник «Литературная Россия» ведет рубрику «Это памятник на века», под которой публикуются материалы, посвященные восстановлению хра­ма Христа Спасителя в Москве.
    Сегодня, 22 сентября, исполняется 150 лет со дня закладки храма. А 24 сентября в столичном кинотеатре «Россия» состоится благотворительный вечер, посвященный этой знаменательной дате в истории Отечества. Сегодня же мы публикуем беседу корреспондента «ЛР» с Аполлосом Феодосьевичем Ивановым, который много лет занимается темой возрождения памятника, и фотодокумен­ты о жизни и гибели храма Христа Спасителя.
    Инженер А. ИВАНОВ.
    — Аполлос Феодосьевич, гото­вясь к встрече с вами, я, естест­венно, сделал попытку изучить со­ответствующую литературу и с ужасом понял, что широкий чита­тель почти ничего не знает об ис­тории храма. И в этом не его ви­на, а «заслуга» издателей, средств массовой информации. Публикаций крайне мало, серьезных исследо­вательских или даже популяриза­торских работ совсем нет. Что мы хотим, если даже в книге А. Смир­нова «Москва — героям 1812 года» о храме не сказано ни полслова.
    — Согласен с вами. Лично я черпаю интересующую меня информацию в ос­новном из книг, изданных «там». Обидно, конечно.
    — У большинстванаших читате­лей такой возможности нет. Хотя бы вкратце расскажите об истории создания храма Христа Спасителя
    —Если конспективно изложить исто­рию сооружения храма, то это будет вы­глядеть примерно так. Как известно, на Руси традиционно отмечали военные победы закладкой церквей. Так было и в XVI веке, и позднее. Не стала исключе­нием и замечательная победа русского на­рода в войне 1812 года. В декабре того же года был обнародован манифест Алек­сандра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спа­сителя. Был проведен специальный архи­тектурный конкурс, на котором победил проект художника А. Л. Витберга, и уже в 1817-м в октябре состоялась торжест­венная закладка храма на Воробьевых го­рах. Профессиональный живописец, Витберг был далек от строительных работ. Хозяйственника из него не получилось. Не были произведены инженерные и гео­дезические изыскания, нечистые на руку подрядчики воспользовались неопытностью Витберга, в общем, строительство при­шлось свернуть, а самого художника, об­виненного в казнокрадстве и халатности, выслали в Вятку. Случилось это в 1827 году.
    Затем был объявлен новый конкурс и утвержден новый проект. Император Ни­колай I принял проект архитектора Тона, который, в отличие от Витберга, уже зарекомендовал себя как автор мно­гочисленных гражданских и культовых со­оружений в различных городах России. А 10 сентября по старому стилю в 1839 году состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на новом мес­те — на берегу Москвы-реки, близ Крем­ля. Сооружение храма и исполнение внут­реннего убранства потребовали почти 45 лет. Наконец 26 мая 1883 года произош­ло освящение храма, на котором присут­ствовал император Александр III, Тогда же был обнародован манифест, отрывок из которого я позволю себе процитиро­вать: «Да, будет сей храм во все гряду­щие роды памятником милосердного про­мысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой... не для завоеваний, но для защиты Отечества от угрожающего за­воевателя...».
    — Во все грядущие роды... И тем не менее не прошло и пяти­десяти лет, как храм был разру­шен. Как вообще могла прийти в голову идея уничтожить один из наиболее знаменательных памятни­ков российской истории? Кому? Во имя чего?
    — Начну издалека. Декабрь двадцать второго года. Первый съезд Советов. На трибуне — Киров, который предлагает соорудить здание, где смогли бы «соби­раться представители труда», это «здание должно являться эмблемой грядущего мо­гущества». Позволю себе еще одну ци­тату из этого выступления Кирова: «О нас, много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей... Воздвигнем же на месте их но­вый дворец рабочих и трудящихся кресть­ян...». Так было принято решение о строи­тельстве Дворца Советов. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие советские архитекторы, мастера из-за рубежа. При общем энтузиазме тех лет сама идея сооружения Дворца Советоввоз­буждала умы. Да и сейчас я уверен, что Дворец Советов, как говорится, имел пол­ное право на существование. Другой вопрос: стоило ли ради этого сносить сооружение, близкое сердцу рус­ского народа? Можно было найти и дру­гое место. Однако тогда решили не так. Идея же сноса храма ради сооружения дворца пришла в голову первому градо­строителю Москвы — Кагановичу и, как говорят, его ближайшему помощнику, к тому же связанному с ним родственными узами, архитектору Иофану. Когда же на заседании Совета строительства Сталин согласился с мнением Кагановича, участь храма была решена.
    — Позволю и я себе цитату из книги Н. Атарова «Дворец Сове­тов»: «Обсуждалось смелое пред­ложение — снести храм Христа Спасителя... Товарищ Сталин всех внимательно выслушал, а затем спросил: разместится ли наш Дво­рец Советов на этой площадке? Как только был задан этот, каза­лось бы, простой технический воп­рос... место Дворцу Советов было найдено в «тот день не только на плане Москвы, но и в сознании са­мих строителей». Вы ведь тоже тогда работали в управлении строи­тельства Дворца Советов?
    — Я приехал в Москву в тридцать пер­вом году, когда было создано управление строительства Дворца Советов. Можно сказать, что с работой мне повезло: най­ти работу в столице в те годы было очень сложно, но у меня была записка к на­чальнику строительства Михаилу Василье­вичу Крюкову. И хотя выяснилось, что человека, который рекомендовал меня на работу, Крюков не знал, мне все же при­шли на помощь. Управление находилось в «Доме на На­бережной», на первом этаже, окна как раз выходили на храм Христа Спасителя. 1 ноября меня зачислили на работу. Первое, что я услышал, было: «Храм готовится к взрыву». Я, честно говоря, удивился, хотя слухи об этом ходили. Были сложности чисто технические: сметы не было, не зна­ли мы, какие объемы надо подготовить взрывпрому. Помимо управления, был организован трест «Дворецстрой», который занимался подготовкой площадки. Я получил зада­ние рассчитать на основании чертежей объемы кирпичной кладки стен, пилонов и сводов храма. Работал, стараясь не думать о последствиях. Сами понимаете, кат­кие времена тогда были...
    — Вы были свидетелем разру­шения храма?
    — Я бы так не сказал. 5 декабря был назначен взрыв храма. Тысячи москвичей пришли посмотреть на это. Я не пошел. Мне было тяжело. В конце двадцатых я был свидетелем разрушения храма в Архангельске. Зрелище очень тяжелое, мне его на всю жизнь хватило. Но как про­исходил взрыв, я знаю. Надо сказать, что и создание, и разру­шение храма породили много легенд. Храм ведь создавался на месте женского монастыря, так вот, его настоятельница будто предрекла, что ничто не устоит на этом месте. Так и вышло — храм снесли. Дворец Советов не построили. Всерьез говорить о бассейне «Москва» как о со­оружении архитектурном, согласитесь, не приходится.
    — Взрыв осуществлялся так, что тоже породил различные легенды.
    — Мне придется, увы, разочаровать вас: ничего сверхъестественного не было, хотя и взрывали храм трижды. Раздался первый взрыв, но храм устоял, не разрушил его и второй, более мощный взрыв, прозвучавший через час после первого. Собравшиеся, а их было, наверное, несколько тысяч, реагировали по-разному. Были в толпе верующие лю­ди, которые говорили, что Господь услы­шал их молитвы и не дает уничтожить храм.
    Но еще через час был третий взрыв. Купол медленно осел, и гордость нескольких поколений москвичей, всего русского народа превратилась в руины.
    Объяснение тому, что храм не был уничтожен сразу, кроется в архитектурных особенностях здания. Центральная часть держалась на четырех внутренних колон­нах. Первый взрыв, причинив разрушения фасаду здания, подорвал одну из них, но купол держался на трёх оставшихся ко­лоннах, после второго взрыва были целы две колонны, удерживающие купол, и лишь третий взрыв уничтожил централь­ную часть здания. Буквально сразу началась, расчистка площадки: кирпич, облицовочные мате­риалы, арматуру вывозили на машинах в район нынешних Фрунзенских улиц, в Лужники. Расчищали площадку очень дол­го, если мне не изменяет память, не­сколько лет. Хотягрозились сделать это в сжатыесроки, чуть ли не к майским праздникам 1932 года. Но те, кто при­нимал эти «повышенные обязательства», просто не представляли реальных объе­мов работ.
    — Аполлос Феодосьевич, если я вас правильно понял, все строительные материалы с храма были просто выброшены на свалку?
    — Ну, это не совсем так. Ведь храм был облицован весьма ценными материалами — яшмой, малахитом, мрамором. Очевидно, что в переплавку пошел крест, весивший полтонны.
    Кстати, Думаю, интересно будет уз­нать, как снимали крест с храма. Снача­ла верхолазы подпилили его в нескольких местах, затем крест тросами зацепили за грузовой автомобиль. Машина разогна­лась, тросы натянулись, крест слегка на­кренился, но не упал, зато вверх пополз кузов грузовика. Операцию пришлось повторить, нагрузив кузов. И только тогда тяжелый крест с грохотом упал на землю, подняв буквально тучи пыли.
    — Вспоминая любимую поговорку наших строителей «ломать — не строить», трудно даже представить, насколько тяжело было установить крест. Реально ли сегодня восстановить храм?
    — На мой взгляд, храм необходимо восстановить. Ведь он не просто культовое сооружение. Это крупнейший исторический памятник нашего Отечества. Памятник убиенным во славу России. Не только погибшим в Отечественную войну 1812 года. Боюсь, широкому читателю не известно, что во время первой мировой войны люди приходили к храму и писали на его стенах имена своих родственников и друзей, павших на полях сраже­ний. Никто их, кстати, не прогонял, это не считали осквернением храма. Человек, приезжавший в Москву, будь то рабочий, крестьянин, мещанин, пред­ставитель интеллектуального труда, считал своим долгом, а вернее сказать — духов­ной потребностью, поклониться этому свя­тому для русского человека месту.
    — Наших читателей, естествен­но, интересуют и чисто технические вопросы. Сколько понадобится времени и средств, можно ли вос­становить храм Христа Спасителя на прежнем месте?
    — Как строитель, скажу однозначно: храм лучше восстанавливать на месте бассейна «Москва». Дело в том, что бассейн находится на фундаменте, заложенном под Дворец Советов, фундаменте, который по всем параметрам способен выдержать, храм, Таким образом, не нужен новый «нулевой цикл». А это до двадцати процентов стоимости строительства, пятнадцать процентов — трудоза­трат и материалов, треть времени.
    Кроме того, важно восстановить исто­рическую справедливость. Словом, я обеими руками голосую за сооружение храма на Волхонке.
    Чертежи храма сохранились. Я работал по ним а 1931 году. Чертежи подробней­шие, прекрасно сделанные, вцвете. По ним можно восстановить здание в перво­зданном виде.
    Необходимо создать организацию, которая возьмет на себя строительные работы. Может быть, новый строительный трест, подчиненный, скажем, Московской Патриархии. Уверен, будет много добро­вольцев, желающих помочь строителям. Финансирование строительства мож­но осуществить за счёт добровольных пожертвований: уверен, наш народ и русские, живущие за рубежом, не пожалеют денег на благое дело. Сумма, по моим подсчетам, потребуется немалая — миллионов 200—300. Мне кажется, понадобится 20—25 лет, чтобы сдать храм «под крест». Десять—пятнадцать лет уйдет на само строительство, затем пять лет здание должно «сохнуть», иначе нельзя приступать к росписи стен и потолков, еще пять лет — на художественные работы.
    — А где взять иконостас, картины, горельефы? Придется копиро­вать? Но ведь любая копия хуже оригинала.
    — Часть интерьера, к счастью, сох­ранилась. Правда, незначительная часть. Иконостас, по моим сведениям, находит­ся в Ватикане.
    В Третьяковской галерее и ГИМ СССР должны находиться снятые картины: «Пок­лонение волхвов» и «Помазание на Царст­во» Верещагина. «Александр Невский от­вергает папских послов» Семирадского, четыре картины «Вселенский Собор» Су­рикова, пятнадцать фрагментов «Тайной Вечери» Семирадского. Были сняты неко­торые горельефы. Все остальное, очевид­но, придется восстанавливать по фотогра­фиям, другим архивным материалам...
    Гонорар за публикуемый материал А. Ф. Иванов передает в Фонд восстанов­ления храма Христа Спасителя.