Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 25.02.2024, 07:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 66

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Содержание сайта

  • История возрождения Храма Христа Спасителя
  • Кто автор идеи реального возрождения в СССР Храма-мученика
  • Е.М. Пашкин и Ф.Я. Шипунов. И их поддержка В.А. Ленькова - автора проекта возрождения Храма Христа Спасителя
  • Инициативная группа, начавшая в СССР реальную работу по возрождению Храма
  • Молитвенники России о возрождении Храма
  • Многолетние богослужения Общины у кромки работающего бассейна. Сень- часовня.
  • Создатели и члены Общины
  • Священники, поддержавшие инициативную группу и идею возрождения Храма оказали неоценимую помощь Общине.
  • Первый настоятель общины Храма Христа Спасителя.
  • Москва 1988 год, «гайдпарк - Пушка».
  • Общественность СССР: от агрессивного неприятия до активной поддержки Общины.
  • Просветительские вечера, работа с советскими СМИ.
  • Тысячелетие крещения Руси, 1988 год.
  • Создатели Фонда возрождения Храма, его работа при газете "Литроссия"
  • Закладной камень храмового комплекса в 1990 году закрыл «черную дыру» кощунственного взрыва на Волхонке.
  • Распятие и икона, отлитые в бронзе скульптором В.П. Мокроусовым – старостой Общины.
  • Вспомним всех поименно, расскажем о том, что они сделали для возрождения Храма-мученика.
  • Коллективы – члены Общины: «Русичи», «Казачий кругЪ»
  • Кровавый 1993 год…40 панихид…
  • 1994 год начало строительства Храма.
  • Храм- часовня Державной иконы Божьей Матери.
  • Ключарь Храма Христа Спасителя
  • Церковь Похвалы Богородицы «в башмачках»
  • Церковь Святого Георгия Победоносца – верим! Будет!
  • Музей истории Храма Христа Спасителя
  • Стихи о Храме Христа Спасителя
  • Литературная страница
  • Онлайн уроки русского языка
  • Отвечаем на публикации

    Форма входа

    Поиск

    Фотоальбомы Общины

     

    Новое на форуме

  • Православие и культура. Русская цивилизация. Обсуждаем (7)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Сергий Токарь! Отзовись! (2)
    [ Ищу человека! Отзовись!]: (Галина_Шипилова)
  • Русский язык онлайн:лексика фонетика дефекты чтения и письма (30)
    [ Объявления Общины]: (Галина_Шипилова)
  • Лазоревы бусы, донецкая бабушка, 9 мая (1)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • Русичи - коллективный член Общины. (16)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Алекс)
  • Русь верующая (26)
    [ Все обо всем. Беседка.]: (Валентин)
  • Обсуждаем закон об образовании (9)
    [ Семья, школа, общество]: (Siver_Igor)
  • Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г (55)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • тест файлы с изображением (7)
    [ Тест]: (Siver_Igor)
  • профессор Пашкин Евгений Меркурьевич и идея- возродить Храм (31)
    [ О возрождении Храма Христа Спасителя в СССР до 1987 года]: (Галина_Шипилова)
  • Друзья сайта

    Каталог статей.

    Главная » Статьи » Община Храма Христа Спасителя » Община. Лица.

    ШКОЛА РАДОСТИ доклад Биро Г.П. на Рождественских чтениях 2023

    Доклад:         ШКОЛА РАДОСТИ

     Докладчик Биро Галина Павловна, психолог, общественный деятель, член правления ООО "Комитет "Безопасная старость"

    Доклад представлен на научно-практической конференции МОО «Союз православных женщин» «Воспитание и образование — создание духовного мира человека»  на XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях  «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Москва, 2023

    В докладе сделан  анализ состояния образования в РФ, его краткая история и его будущее - пути реформирования, рассмотрены вопросы как духовности воспитания, так и внесенных послеперестроечных новшеств в виде Болонской системы и ЕГЭ. 

     

    ШКОЛА РАДОСТИ

    часть 2

    (продолжение)

    Издревле в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, обучались переписчики и переводчики, начиналось их обучение с осваивания каллиграфии. Видимо, уже тогда было опытным путем известно, что речь и рука связаны с одной зоной головного мозга и развитие их взаимосвязано. Искусство русской каллиграфии, как и домашние ученические работы по чистописанию, сегодня буквально повергают нас в изумление. Чистописание закладывает прочные навыки орфографии, грамотность ученика в дальнейшем зависит от его первых работ сначала простым карандашом, а потом и тонким пером. И вовсе не случайно в таких странах как Япония и Китай каллиграфия считается искусством, обучению которому придается очень большое значение. А чистописание – дисциплина, подразумевающая обучение чёткому, аккуратному, правильному письму. Занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, внимательность, наблюдательность, стимулируют воображение, восстанавливают дыхание. Каллиграфическое письмо улучшает работу правого мозга. Оно положительно влияет на успеваемость в школе, так как требует усердия, аккуратности, внимания к деталям. Не могу не назвать имена методистов, способствовавших накоплению большого методического наследства нашей школы: дореволюционный педагог-каллиграф  П.Е. Градобреев, который создал свою школу, разработал шрифт, В.С. Гербач, впервые составивший учебные прописи, И.Е. Евсеев, Ф.В. Греков и советские методисты Д.А. Писаревский, В.А. Саглин, Е.В. Гурьянова, М.Л. Закожурникова, А.И. Воскресенская, Н.И. Ткачнко и др. Сегодняшние специалисты хорошо понимают как влияет чистописание на развитие мозга и умеют из двоечника сделать блестящего отличника.

    Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности. В «Повести временных лет» (конец XI — начало XII вв.) высказывается идея воспитания уважения к отечественной истории и традициям, любви к родной земле, в качестве способа воспитания называется праведная жизнь. Также в этом труде есть упоминание об открытии первых школ на Руси.

    В «Поучении князя Владимира Мономаха детям» говорится о необходимости овладения грамотностью, любви к Родине, уважительном отношения к старшим.

    Из дошедших до нас берестяных грамот мы знаем, что на Руси умели читать и писать (даже на бытовом уровне, обмениваясь записками) все, даже дети, о чем свидетельствует, например, Онфим — новгородский мальчик, который жил в XIII веке. В 1956 году были обнаружены его записи на бересте. Всего было 12 грамот и несколько рисунков. Специалисты определили по почерку, что все они принадлежат именно Онфиму. На данный момент эти кусочки бересты являются одними из самых ценных артефактов истории Руси домонгольского периода.

    К XVI в. процесс обучения грамоте упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания — полууставное письмо. В этот период используются специальные устройства для счета абаки – то есть та самая наимоднейшая ныне «ментальная математика», за обучение которой сегодняшние родители выкладывают большие суммы.

    В качестве учебной литературы на начальном этапе обучения чаще всего использовались Часовник и Псалтирь. В 1574 г. Иван Федоров (1510–1583) уже издал первый русский печатный учебник — «букварь».

    О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлений — «Домострой». В нем описаны правила поведения в общественной жизни и быту.

    С XVII века Россия начинает создавать высшую школу.

    Развитие педагогической мысли и образования связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) — ученого-энциклопедиста, художника, поэта. Он писал «один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина.» По его инициативе в 1755 г. в Татьянин день был открыт Московский университет. Он состоял из трех факультетов: юридического, философского и медицинского. Для подготовки студентов при университете были открыты две гимназии, в программу обучения которых входили родной язык, латынь, иностранные языки, словесность, математика, история. Благодаря этому удалось создать преемственную систему высшего и среднего образования. Университет стал центром светского образования, а его выпускники составили цвет российской науки и культуры.

    19 октября мы отмечаем «Лицея день заветный», в этот день 1811 года открылся, ставший феноменом культуры, Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались Александр Пушкин и многие другие люди, прославившие Россию. День лицея торжествовать никогда не придется кому-то одному, поскольку он давно стал знаковым, настоящим праздником юности, дружбы, поэзии, а сам лицей – как бы идеалом классического образования, духовных исканий выдающихся умов России, символ педагогической поэтики, романтической мечты, сбывшихся и несбывшихся ожиданий школы будущего. По оценкам международных экспертов, образование в Царскосельском лицее признается одним из лучших в истории цивилизации. И вовсе не потому, что оно было приравнено к университетскому. Этот прекрасный пример дает вдохновение и сегодня. Уже 200 лет уникальному и самобытному Царскосельскому лицею и 20 лет как вновь в современной России стали учреждаться новые лицеи, т.е. начались практические старания раскрыть его тайну многими творческими учителями в их живом стремлении постичь образование как явление культуры.

    Концепция уникального образовательного учреждения была разработана в 1808 году при непосредственном участии М. М. Сперанского Она предлагала новую модель не только воспитательного процесса, но и была призвана сформировать новый тип личности, соответствующий высоким идеалам русской культуры. С тех пор мир узнал имена великих людей – бывших лицеистов, образование которых в конечном счёте сводилось к воспитанию всесторонне развитых, широко эрудированных молодых людей, которые впоследствии блистали на любой государственной службе и где бы ни оказались. Этому способствовал тщательнейший подбор преподавателей, которые считались передовыми людьми эпохи на учебном поприще. «Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, и других чиновников, знаниями и нравственностию своею общее доверие заслуживающих». Кстати, первый директор лицея, Василий Фёдорович Малиновский, знаменитый русский дипломат и публицист, проповедовал исключительные принципы гуманизма и просвещения. Особое внимание в создании уникальной концепции лицейского воспитания он уделял вопросам войны и мира, считая, что в борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать всё человечество.

    Былое придает смысл современному. Царскосельский лицей стал педагогическим символом времени. Чем острее кризис, тем острее осознание необходимости перемен, это мы сегодня понимаем, как никогда. Лицеи нашего времени сосредоточены на том, что еще не выкристаллизовалось в образовании. Задача этого вида образовательного учреждения — поиск глобальных идей развития образовательного процесса. Сегодня, как и прежде, лицей призван бросать вызов состоявшимся, но несостоятельным нормам образования. Лицей лечит образование. Он заставляет думать и пробуждает желание двигаться на волнах памяти вперед сквозь стандартизацию, универсализацию и унификацию, интеллектуально трудиться и получать от этого удовольствие, учиться и создавать ауру своего образования. Взращивание человека, исполненное любовью и добротой, стало новым пониманием воспитательного процесса. Лицей воспитывает человека и, как человек, воспитывает себя. Возможно практический опыт этой работы, этой как бы лаборатории педагогического творчества, будет изучен и внедрен во все образовательные учреждения страны.

    Необходимо соединить педагогические искания прошлого с современной жизнью, столь непохожей в деталях и единой в своей сути с теми далекими временами в главном — душевной красоте и щедрости. Сегодня стремительно тает духовность. Практичность и накачка информацией пытается истребить все живое и превратить все живое в мертвое. Православным хорошо известна та черная сила, которая протаскивает эту убийственную практику. Противостояние этому требует прокладывать культурологический дискурс образовательным линиям, связывающим прошлое и современность.

    Мы беремся изучать «передовой опыт» стран, где есть единый государственный экзамен, болонская система, стандарты образования «всё более и более нового поколения», вживляемые в стремительно меняющуюся образовательную среду, не успев осознать и освоить стандарты предыдущих эпох, свой богатейший многовековой опыт. При этом обнаруживаются глубокие различия выбираемых для подражания объектов. Это и понятно: лучшие образцы образовательной деятельности не подлежат копированию, они всегда уникальны. В их основе — свободное развитие личности, реализуемое в невероятном многообразии форм и условий социокультурной среды. Ценностью развития оказывается не соответствие кем-то прописанной норме, а скорее расхождение с традиционным, уже существующим образом когда-то воплощенной «модернизации»; несоответствие, возникающее в результате совмещения процессов воспроизводства ценностных ориентиров и рождения новых.

    Чтобы не растерять свои жемчужины, надо четко представлять, чем отличается европейская система образования от российской, есть ли разница в школьных программах, как поступают в университет европейские школьники, и что представляет собой Болонская система высшего образования. Что из опыта Запада может пригодиться нам. А что нам заведомо непригодно. Ведь между Восточной и Западной моделями образования наблюдается существенная разница.  Основное различие между восточным и западным образованием – мировоззрение, лежащее в основе обучения.

    Вот, в 2003 году Россия перешла на Болонскую систему образования, хотя не все толком понимали, что это такое, в чем ее суть и какова история возникновения. Сегодня мы видим, как в результате этой реформы изменилась образовательная программа вузов в нашей стране. Бакалавр в российской образовательной действительности воспринимается как недо-специалист с неполным багажом фундаментальных знаний, а вторая ступень (магистратура) в европейской реальности воспринимаемая практически как ученый, в то время как в нашей стране это не так, основной приоритет отдается аспирантам и окончившим аспирантуру студентам. Болонская система практически не учитывает национальные интересы в рамках образовательной системы. Ее система тестирования не обладает точностью при оценке знаний, умений и навыков учащихся. Многие высказывают резкое недовольство снижением широты, глубины и качества, т.е. деградацией российского высшего образования, понижением его уровня, ведь всегда российские студенты обучались по программам специалитета, обеспечивающим качественную всестороннюю подготовку квалифицированных кадров. Каждого нынче волнует - сохранится ли методика обучения по Болонской системе в нашей стране ведь на практике обучения по Болонской системе в Российской Федерации с 2003 года, по прошествии определенного времени, выявились такие недостатки, как риск потери ценного образовательного опыта в истории национального высшего образования; практическая недееспособность некоторых новаций процесса; ограничение доступности студентов к магистратуре; снижение уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке, развивающей аналитическое и критическое мышление

    (Справка): Болонская система - единые стандарты обучения, объединяющие Высшие учебные заведения разных государств, которые призваны создать единое европейское пространство высшего образования «единой Европы знаний». В доктрине образовательного права основной целью создания Болонской системы образования называется создание и повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Название связано с университетом в итальянском городе Болонья, в котором не так давно, в 1999 году, представители нескольких европейских стран подписали соглашение о введении единых образовательных стандартов. С тех пор количество участников множилось, а в 2003 году к ним присоединилась и Россия. История создания системы началась в 1986 году, когда представители Болонского университета в преддверии его 900-летия выступили с предложением о подписании Хартии, которая бы обеспечила возможность обмена научными, преподавательскими кадрами и специалистами высокого класса между странами, но для этого необходимо было привести к единой форме саму систему образования и документы, подтверждающие его получение. Корни идеи идут от иезуитов средневековья (см. справку выше): когда преподавание во всех высших учебных заведениях велось на одном языке (латыни), поэтому не возникало проблем с общением между учителями и учениками из разных стран. Если говорить кратко, то Болонская система высшего образования — это концепция, при которой учебный процесс делится на 2 части. Первая длится 4 года и называется бакалавриат. Вторая — это магистратура, обучение на которой ведется в течение 2-х лет. Вузы стран, которые подписали Болонскую декларацию, создают единое учебное пространство, а критерии и методологии в разных университетах становятся сопоставимыми.

    Нам, россиянам, есть с чем сравнивать. Высокий уровень и универсализм отечественного образования, качество знаний, умений и навыков, которые давали советские школы, техникумы, вузы, позволяли создавать платформу для развития новых областей научных знаний, для великих научных свершений.

    Оторопь берет при анализе состояния нынешней школы. Уровень ее деградации зашкаливает. Нет и речи ни о какой радости от познания и творчества, а вот слезы от тяжелых домашних заданий, причем как детские, так и родительские, кажется, вот-вот зальют все вокруг. Дошло до того, что репетиторов нанимают уже в начальных классах. Родителям приходится учить своих детей даже грамоте, хотя без специалиста такое обучение по наитию приводит лишь к стойким нарушениям устной и, главное, письменной речи детей. Даже в СМИ без конца натыкаешься на грубые речевые ошибки, режущие слух. Явно заметно, что к работе приступили выпускники постсоветской школы. Учителя в школе перестали учить, они лишь выдают домашние задания, разбирать которые, разъяснять материал вынуждены родители все вечера напролет после возвращения с работы.

    Бесконечный стресс и давление со всех сторон принесли нам и три страшных буквы «ЕГЭ» пока мы наблюдаем итог: слезы, крики, истерики, усталость и нежелание делать что-либо вообще. Ученики пытаются угнаться за двумя зайцами: и к ЕГЭ подготовиться по 3-5 предметам, и в школе пытаются успевать, чтобы получить заветный аттестат со всеми пятерками и медаль. Только вот проблема: за медаль во многих ВУЗах и балла дополнительного не дадут. Поэтому есть ли смысл держать в порядке успеваемость, когда при поступлении в университет все решает только суммарный балл ЕГЭ? При этом родители с 1 класса слышат от учителей, что пятерки – это важно, и когда ребенок говорит, что экзамены важнее, происходит абсолютное непонимание с обеих сторон.

    ЕГЭ школьники начинают бояться задолго до наступления момента сдачи. Этот экзамен начинает наводить глубокую тоску еще до начала подготовки к нему, когда этим страшным явлением учеников пугают все: от учителей и завучей до родителей и одноклассников А еще каждый год происходят различные скандалы вокруг этого экзамена. Этот экзамен прививает шаблонность мышления и специфический новояз.

    ЕГЭ (Единый государственный экзамен) - вот уже более десяти лет эти три буквы наводят ужас на родителей и их детей. Идею предложил министр образования Владимир Филиппов в 1997-м.  ЕГЭ в России введён официально в 2001 году. Вышел указ правительства, который вводил новые нормы сразу в нескольких регионах. Участвовали в новой оценке знаний порядка 30 тысяч выпускников. На проведение эксперимента потратили около 1 млрд рублей. Большая часть ушла на подготовку тестов, зарплату сотрудников и компьютеры. В 2003-м эксперимент проводили уже в 47 регионах РФ. Участвовали более 18 тысяч школ, количество предметов увеличили с восьми до девяти. По итогам можно было поступить в один или несколько из 245 вузов. Официально ЕГЭ в России ввели в 2009 году. Он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзаменов.

    Проверяет ли ЕГЭ знания ученика? ЕГЭ и знание предмета - это не одно и то же. Все задания в Едином государственном экзамене одинаковые, поэтому для получения высокого балла необходимо уметь решать эти самые задания. Не знать много всего, а уметь решать, причем уметь решать конкретные задания. Надо знать, что включает в себя каждое задание и какой материал следует изучать. Учить все подряд не имеет никакого смысла. Например, в 2019 году задание 22 в русском языке – это всегда работа с текстом, а задание 4 проверяет знания орфоэпии. Если это история, то в заданиях 13-16 неизменно будет работа с картами, а 17-19 задания проверяют знания культуры. Вывод: задания в ЕГЭ типовые, проверяются одни и те же блоки. Следовательно, подготовиться к экзаменам и сдать их хорошо вполне реально. И цель ЕГЭ вроде бы благая – создать список тех, кто сможет в конечном итоге попасть в ВУЗ на бюджет. Но если все сдадут экзамены на 100 баллов, то мест в университетах точно не хватит. А возможно, что в итоге образование вообще полностью станет платным. Практика показала, что без подготовки в каких-либо платных учреждениях сдать ЕГЭ на 75 - 80 баллов и выше практически невозможно. Обратимся для примера к тому же русскому языку. Вы можете обладать писательским талантом, но вот беда: сочинение для ЕГЭ в русском языке тоже имеет свою структуру. И если вы напишете гениальную работу, высокий балл по ней все равно не получите. Увы и ах, но таковы правила. Есть специальные критерии оценки даже для сочинения.

    Школа дает ученикам школьную программу. А вот Государственные экзамены – ЕГЭ - составляются отдельным от школы институтом (ФИПИ), поэтому так и получается, что наших детей никто не обязан готовить к ЕГЭ. Поэтому важно понимать, что многие учителя не являются экспертами и не обязаны ими быть. А значит, школа ученикам в данном случае, к сожалению, не помощник. Хотите сдать экзамены на высокие баллы – отдавайте свое чадо репетиторам и другим специалистам. И никого не волнует, есть ли у вас возможности, особенно денежные. Давно пора, наконец, определимся с тем, кого мы хотим выпустить — егэшника или человека глубоко мыслящего, яркого, интересного, ведь школы-то оценивают по результатам сдачи учащимися ЕГЭ.

    Нынешнюю школу превратили из храма образования и воспитания в сферу услуг, высасывающую как пылесосом деньги из семьи. Родители – нынешние молодые люди – уже не очень-то и понимают, зачем водить ребенка в школу, если его учат дома репетиторы. Начинают звучать речи про то, что если ребенок не будет физиком, то для чего ему изучать этот школьный предмет, тратиться на репетитора по физике. Ну представим, что не будут дети учить химию, физику, математику, биологию… При том, что школьная программа дает лишь представления об этих науках, и те, кто почувствует к ним вкус, могут углубиться в их изучение в вузе. Таким недалеким родителям невдомек, что образование дает возможность ребенку увидеть грани мироздания, ведь все в мире гармонично взаимосвязано. Оказывается, что социальные науки или законы биологии действуют в математике, и наоборот. «Ученик узнает, что есть высшая невербальная сила, выстроенная по законам космической гармонии, космических вибраций, – это музыка. Ребенку нужно дарить гармонию! Математика, музыка и культура связаны воедино! У них единый знаменатель!  Задача учителя, школы – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. И его надо ремонтировать.»- говорит М.С. Казинник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени, активно работающий над созданием авторской школы, поскольку считает совершенно необходимым проведение реформы школьного образования как в России, так и во всем мире. По его мнению, «современная школа формирует у ребёнка «клиповое мышление», поскольку он получает не связанные между собой разрозненные знания по разным предметам. Школа набила их голову, как мешок соломой, набила кучей сведений, из которых 90 % им не понадобятся никогда, и не дала парадигму знания, жажду знания, тягу к знаниям, способа познания через культуру, через искусство, через математику. Нынешняя школа находится в состоянии цивилизационного тупика, потому что формирует это клиповое сознание. Отсутствует комплексный подход в передаче знаний. Нет понимания, что бессмысленно читать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, а историю Норвегии – отдельно от Ибсена и Грига. Ибо подлинная история Англии – это Шекспир, а подлинная история Италии – эпоха Возрождения. Школа клипового мышления должна уйти в небытие, нужна школа нового типа, школа будущего, где география – это место, история – это время, а искусство и мысль – наполнение. Вчера я был на уроке, где учитель физики пел, учительница химии читала стихи. Когда я слышу: мой ребенок станет инженером, и ему не нужна музыка, я понимаю, что это из Козьмы Пруткова. Если хотите погубить ребенка, так и делайте. Только потом не спрашивайте, почему он вырос чудовищем, ведь ни в чем ему отказа не было? Да потому, что нам изначально дается дух, который нельзя пощупать, у которого нет формулы, но именно он делает человека гениальным творением. А мы этому духу не даем расти и развиваться. Каждый раз, когда я вижу ребенка, играющего в компьютерные игры, я испытываю жалость – передо мной очередная жертва глупых родителей, тупого сообщества, дичайшей школы. Все они превращают ребенка в ужасное существо, у которого мир духа не развит. Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова! Когда вы его не отпускаете гулять, он начинает ныть, как принято говорить. Так вот: ваш ребенок не ноет, он поет, чтобы воздействовать на вас. Пение – это магия, музыка – это магия. Это знаки и знания тысячелетий. Почему я музыкой наполняю школу, потому что в ней скрыты все знаки науки, все IQ. Великая музыка – это источник особых вибраций. Она способна проникать в душу до самой глубины. Если люди остроумны, парадоксальны, междисциплинарны - значит у них в детстве была музыка. Музыка — это пища для мозга. Не случайно в моей школе многие вещи подаются через музыку. В противовес агрессивности, которая сейчас нарастает вокруг, моя школа несет в мир радость и любовь. Любовь к детям, к учителям, к знаниям. Думать надо легко и весело, а не тоскливо и тяжело. Порой ошибки совершают целые страны в вопросах воспитания детей, а это страшнее. Родители должны бояться не того, что он или конкретная школа, или конкретный учитель совершит ошибку, а того, что вся система, в которой ребенок растет, – система масс-медиа, телевидения, система привития вкусов, система попсы, которая все заполонила, мыльных опер, рулеток, – несет в себе огромную опасность. И вполне естественно, что школа не может быть иной, чем вся система. Опасность чаще всего заключается не в отдельных людях, а в той структуре, которая не позволяет человеку раскрыть свои способности, быть творческим человеком.

    Я убежден в том, что есть два мира. В первом никогда не будет достаточно денег, квадратных метров, рыбок в пруду и так далее. А второй мир – это мир духа, в котором человек предстает перед высотой, его сотворившей в том подлинном человеческом виде. Сегодня этой высоты почти нет, она подменена массой всевозможных понятий. Но я знаю, что в этом втором мире люди могут почувствовать гармонию и счастье, радость общения друг с другом, радость владения прекрасной музыкой и прекрасным языком, тайными знаками культуры, которая только и ждет обращения к ней. Ведь это самое значительное, самое лучшее, что накоплено человечеством веками.

    В больном обществе нужна «оздоравливающая школа». Традиционная школа полна минусов. С этим никто не спорит, но то, что предлагается взамен или, лучше сказать, довеском к ней чиновниками Минобра, плюсами назвать трудно. Надо взорвать атмосферу нешколы, необучения, необразования, абсолютного движения в никуда. Конечно, в обозримом будущем это вряд ли получится, но я убежден: за моей школой будущее. О ней надо только почаще говорить».

    На весь мир прославились не только уникальные находки Лицея, русские педагоги, но и советские авторские школы учителей с уникальной методикой преподавания. М.С. Казинник прочно занял свое место в ряду Народных учителей СССР Шаталова Виктора Фёдоровича, Лысенковой Софьи Николаевны, автора гуманной педагогики Амонашвили Шалвы Александровича и их последователей. Уроки перечисленных и других талантливых самобытных учителей записаны на видео. По ним учатся в Европе, Америке, других странах мира.  Главным в этом бесценном опыте является одно: любого двоечника можно сделать отличником, подарив ему радость от процесса постижения знаний. «Отличник — это прежде всего правильное мышление: постарайтесь, чтобы у ребенка и мысли не возникало о том, что у него что-то может не получиться» -говорил В.Ф Шаталов, Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Продолжает М.С. Казинник: «Именно поэтому я сделал школу, где детям интересно учиться. Потому что то, что я называю «игрой», характерно для всех здоровых и биологически активных детей и детенышей. Они развлекаются, балуются, вступают во всякие отношения между собой. Моя школа — это не «развлекуха», а радостное, счастливое, остроумное детство. Это школа, в которой все понятия связаны друг с другом. У школы, где все предметы выглядят как клипы — клип географии, клип истории, клип физики... — нет будущего. Вы когда-нибудь видели учителя истории, который приходит в класс и спрашивает у детей, что они сегодня изучали на географии? Ему это вообще интересно? А учитель географии, говоря о полезных ископаемых Германии, даже не догадывается, что на уроке истории час назад говорили о Великой Французской революции. О чем же должен тогда говорить учитель географии? Наверное, о географии Франции. А учитель литературы о французской литературе. Но эти темы идут в разных классах. Как тогда у детей сформировать нормальные логические связи? Они должны знать, что то, что мы наблюдаем вокруг, это результат каких-то событий в прошлом. И эта данность приведет к каким-то событиям в будущем. Просто так ничего не возникает. Образно говоря, моя школа — это школа, в которой дети непрерывно думают ассоциативно и соотносят между собой факты, явления, события. Я утверждаю, что человек по своей природе если и не гениален, то невероятно талантлив. Он рождается таким — всем интересующимся, задающим вопросы.»

    Радость от получения знаний, от процесса творчества, от наполнения личности духовностью делает ученика счастливым. Он в своих достижениях легко перегонит полукиборга, набитого информацией через чипы. Можно носить этот чип с собой в виде смартфона, можно вживлять его прямо в свой мозг – результат будут тот же. Потреблять придется лишь то, что придумают и создадут творцы. Мы понимаем, что духовность бывает не только белая, но и черная, что много чего творят часто во вред человеку и обществу. Тот, кто видит мир во всей его полноте, кто чувствует гармонию мира, кто доверился Богу – никогда не будет обманут, запутан или околдован. Ему всегда будет доступно самопознание и саморазвитие, что дает духовной, творческой личности неоспоримые преимущества по сравнению с запрограммированным, зазомбированным существом.

    Россия – самая лучшая в мире страна, поэтому столь богата ее педагогическая мысль, которую подхватывают и применяют во многих странах мира. Школа радости помогает вырасти настоящим творцам, понимающим гармонию мироздания.

    Запад создал мощную сеть научных центров во главе с Товистокским институтом изучения человека, в рамках которой за несколько десятилетий была разработана и внедрена система, разрушающая образование. Сегодня становится очевидным, что образование в целом необходимо рассматривать как важнейшую составляющую системы национальной безопасности нашей страны.

    Нам давно пора внимательно изучить разработки западных «партнеров», как и свою богатейшую историю русской педагогики и работы современных новаторов, найти противоядие и выставить защиту для своих детей, исключив все вредоносное и создав такую систему образования и воспитания, которая станет образцом для мира, стремящегося жить в мире. Сидеть и ждать, когда снова приедет добрый дядя и все это сделает для нас -  вряд ли стоит. Как показывает опыт – ничего, кроме изощренных мышеловок такие заботливые дяди не приносят. Гражданское общество, Церковь, общественные организации, педагогическая общественность уже научились взаимодействию с чиновниками от образования, ряд нужных инициатив уже принят к реализации. Родительские комитеты все чаще исполняют функции народного контроля, выявляя и исправляя нарушения, недоработки. Власть слышит голос народа.  «Россия нужна нам» - подчеркнул Президент В.В. Путин, и от нас зависит, какими вырастут наши дети. а значит и то, каким будет будущее страны.

     

    СПРАВКА:

    По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви XXXI Международные Рождественские образовательные чтения прошли в период с 25 по 27 января 2023 года. 

    Международные Рождественские образовательные чтения – крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни.

    Начиная с 2002 года, каждые Чтения получали и свое название, отражающее их основную тематику.

    Председатель Рождественских Чтений – Святейший Патриарх Кирилл.

     

     

    Категория: Община. Лица. | Добавил: Галина_Шипилова (23.02.2023) | Автор: Биро Галина Павловна E
    Просмотров: 132 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]