Леньков Вячеслав Александрович
русский художник советского периода,
автор идеи реального возрождения в СССР Храма Христа Спасителя,
инициатор возрождения Храма Христа Спасителя,
автор комплексного проекта ВОЗРОЖДЕНИЯ, представленного широкой публике на выставке 1988 года в московском выставочном зале "Манеж". Проект В.А. Ленькова включал 2 макета и 8 планшетов, 1 большую модель, создавался с участием творческой группы соавторов и помощников - ученых Е.М. Пашкина, Ф.Я. Шипунова, архитектора А.И.Титова, скульптора В. Мокроусова и др.
Создатель и руководитель инициативной группы возрождения Храма Христа Спасителя, соорганизатор общины Храма Христа Спасителя, член общины.
Известен как благотворитель, подаривший иконы для иконостасов церквей в г. Кармыш Нижегородской области (для церкви Николая Чудотворца), г. Дагомыс, г.Пицунда, г. Гагра, г. Сумы, г. Москва - в храм Николы Чудотворца в старом Ваганькове - на территории румянцевского музея библиотеки им. Ленина, находящийся там, где семья Леньковых проживала в 60-е годы (тогда в разоренной церкви размещалась милиция, а в здании - жилые квартиры.)
В.А.Леньков родился 8 марта 1942 года в г. Нижний Тагил, в семье военнослужащего.
Крещен в церкви Казанской Божьей Матери в годы войны. До августа 1945 года проживал на Дальнем Востоке в г. Цесаревич Алексей (ныне г. Свободный Амурской области). В первый класс начальной школы пошел в г. Тбилиси.
1957 году начал учиться рисованию у художника Шаповалова Якова Яковлевича в изостудии Дворца пионеров города Свердловска напротив дома Ипатьева, где была расстреляна царская семья.
В 1959 году поступил на живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища, которое закончил в 1966 году.
С 1966 по 1972 гг. продолжил свое образование в Московском Высшем художественно-промышленном училище (Строгановское).
С 1979 года член Союза художников СССР,
ныне член Союза художников России и Московского Союза художников. В скульптурном комбинате Художественного фонда РСФСР в Москве. Выполнял работу по созданию памятников, въездных знаков, детских площадок, мемориальных досок и бронзовых медалей. Автор крупных полотен, портретов, пейзажей, плакатов, получивших широкую известность. В 90-е годы его картины в виде фототкрыток активно производили и продавали спекулянты, что является самым явным свидетельством популярности работ художника - люди охотно покупали то, что считали для себя необходимым.
1986-87 г."Плот Спаса-на крови" картина В.А. Ленькова 210х160 см, холст, масло. Находится в музее антибольшевисткого сопротивления
Произведения художника Ленькова В.А. находятся в
музее-панораме «Бородинская битва» на Кутузовском пр. Москва;
в Областном музее «Бородино»;
Музее А.В. Суворова, Санкт-Петербург;
Музее В.И. Ленина в Горках, Московская область;
в Музее Вооруженных Сил г. Москва;
в Екатеринбургском краеведческом музее;
Музее Павлика Морозова, с. Герасимовка, Свердловской области;
в частных коллекциях России, США и Финляндии;
иконы работы В.А. Ленькова находятся в храмах Абхазии,
г.г. Сочи (Дагомыс), Москва, Сумы
в музее Антибольшевистского сопротивления
1980 г. Рельеф "Но мне осталось, мне осталось... " 70х80 см, гипс.
В студенческие годы работал совместно со своим педагогом над фризом декора Триумфальной арки, которую в 60-е годы власть установила у Поклонной горы, почему-то к месту встречи Наполеона, перенеся подлинные Триумфальные ворота Бовэ с их "родного" фундамента, оставшегося на площади Белорусского вокзала.
Образы Героев Отечественной войны 1812 года привлекали В.А. Леньков еще в студенческие годы, поэтому его дипломной работой стала серия из 8 медалей "Герои Бородинской битвы", которая была закуплена музеем "Бородино".
С 1979 по 1980 г.г. работал над созданием памятника «1943 год-освобождение города» в Калужской области города Жиздра.
С 1973 года, участник более 25 художественных выставок (всесоюзных, республиканских и городских)
Прослыл "антисоветчиком". Написал несколько циклов работ, раскрывающих суть тоталиторизма.
В 1985 году работал как художник фильма Ф.Я. Шипунова "Земля в беде", написал для фильма ряд работ, которые ныне выставлены в музее Антибольшевисткого сопротивления. Это известные публике работы "Плот Спаса-на-крови" , "На семи холмах", "Да воскреснет Святая Русь!" и др.
Там же находятся и его работы из серии "Россия в огне", где художник раскрывает духовную трагедию России, пережившей все ужасы революции и большевизма. В этом музее можно увидеть так же портреты, плакаты и другие работы В.А. Ленькова: "Диоген. Ищу человека", "Люди" (солдаты в кузове грузовика), первая из жанровых работ художника - "Дуэт" - две женщины" ("Печальная" и "Дама из "Березки"") и др.
1986 г. фрагмент картины В.А. Ленькова "На семи холмах" 110х180 см, холст, масло. Находится в музе антибольшевистского сопротивления.
В 1988 году участник Всесоюзного конкурса «Памятник Победы для города Москвы в Великой Отечественной войне» (Манеж) с авторской идеей-концепцией воссоздания Храма Христа Спасителя. Представил на данный конкурс реальный проект Возрождения, созданный в 2 макетах, 1 большой модели и 8 планшетах:
а) воссоздание разрушенного храма К. Тона на прежнем фундаменте вместо бассейна «Москва» на ул Волхонка;
б) перенесение Триумфальной арки О.И. Бове с Поклонной горы на ее родной фундамент на площадь Белорусского вокзала;
в) возведение на ул. Волхонка храма Георгия Победоносца в память Победы 1941-1945 гг. (напротив Храма Христа Спасителя).
г) создание комплекса мемориала Победы с крупным памятником Родине-матери в центральной части столицы, т.е. уход с Поклонной горы, на которой художник предложил поставить лишь поклонный крест.
То есть проект В.А. Ленькова предусматривал безусловное перенесение с Поклонной горы, где "напрасно ждал Наполеон - победитель Москвы коленопреклоненной", всего масштабного мемориального комплекса в память Победы в центральную часть столицы. Мемориал по замыслу В.А. Ленькова должен был размещаться на удобном центральном месте Москвы - от стен Кремля (Волхонка) по центральной ул. Горького до ее окончания на пл. Белорусского вокзала с созданием пешеходной зоны и траспортной развязки в тонеле. Что особенно оценили ветераны-фронтовики. Ведь именно Белорусский вокзал встречал наших победителей, возвращавшихся из поверженной Германии. И наши войска в 1812 году из поверженной Европы. Все праздничные шествия в таком случае имели бы свое логическое звучание.
Для работы над своим масштабным комплексным проектом создал творческую группу, включавшую специалистов-ученых Е.М. Пашкина и Ф.Я. Шипунова, архитектора А.И. Титова, скульптора В.П. Мокроусова и др. Совместно с ними, как с соавторами, работал над макетом-проектом возрождения Храма Христа Спасителя на Волхонке с храмом в честь св. Георгия Победоносца. Привлекал их и к некоторым работам по части проекта, продолжавшегосяот стен Кремля по центральной ул.Горького до площади Белорусского вокзала, где предусматривалась первая в Москве пешеходная зона с устройством транспортных тоннелей.
Для помощи в размещении своего революционного комплексного храмового проекта на партийном конкурсе-выставке в Манеже сотрудничал со скульптором В.П. Мокроусовым и архитектором А.И. Титовым, которые были заявлены как участники на этом же конкурсе. Другого пути для обхода препонов советской приемной комиссии найти в то сложное время не удалось. Комплексный проект, созданный рабочей группой, стратегически был разбит на два участка - площадь Белорусского вокзала - ул Горького и отдельно Волхонка - это позволяло легче протащить масштабный храмовый проект через партийных цензоров и, что было для конкурса было немаловажно, набрать и большее количество голосов и добиться принятия именно этого проекта, чтобы отменить то, что предлагал возвести на Поклонной горе Полянский.
Художник В.А. Леньков написал по данной масштабной проблеме, поднятой и разработанной им, несколько статей, опубликованных в прессе, делал доклад и выступления на публичных обсуждениях, в том числе и в "Манеже", писал обращения-письма во властные структуры СССР от себя лично как и совместно с профессором Е.М. Пашкиным и членами инициативной группы по возрождению Храма Христа Спасителя.
(фото из архива В.А. Ленькова. На выставке в Манеже весна 1988. Художник Вячеслав Леньков дает пояснения руководству журнала "Наш современник")
В.А. Леньков активно работал с представителями прессы, которых горячо агитировал, рассказывал, просвещал, давал всю необходимую информацию, неустанно работал и с посетителями конкурса (в том числе и высокопоставленными представителями советских властей, например с ним долго беседовал на выставке Глава МГК КПСС Зайков, начальник политуправления Минобороны Д. Волкогонов, маршалы, в том числе и трижды герои СССР Кожедуб, Покрышкин и др.) в выставочном зале "Манеж" на протяжении всего срока выставки, именно В.А. Леньков дал толчок для сбора инициативной группы, собирал, если не сказать "направлял" в эту группу всех своих знакомых, появлявшихся на выставке, лично определил, чтобы не сказать "назначил", и администратора - директора этой общественной стихийно создавшейся группы - Шипилову Г.П., давал конкретные задания, снабжал ксерокопиями, а чаще машинописными копиями, информацией, просил обеспечивать постоянное дежурство у макета с Храмом Христа Спасителя и храмом св. Георгия, рекомендовал группе куда и какие телеграммы направить, к кому и какое заявление написать, т.е. В. Леньков был реальным создателем и руководителем инициативной группы по возрождению Храма Христа Спасителя, собравшейся в 1988 году на выставке в "Манеже", как ранее, с 1987 года, был создателем и руководителем творческой группы по созданию того самого комплексного проекта Возрождения. В итоге под руководством В.А. Ленькова в "Манеже" сформировалась хоть и невеликая, всего в десяток человек, но зато активная рабочая инициативная группа, поставившая целью своей работы возрождение Храма Христа Спасителя и создания храмового комплекса на Волхонке: архитектурный комплекс Храма Христа Спасителя должен включать: сам возрожденный Храм-мученик, храм Святого Георгия Победоносца, возрожденную церковь Похвалы Богродицы "в башмачках", храм - часовню, водосвятную часовню.
После окончания выставки работал вместе с инициативной группой на Пушкинской площади, вел просветительскую работу с населением, с советскими людьми, воспитанными в атеизме, вошел в число основателей, создателей общины Храма Христа Спасителя. Рекомендовал кандидатуру своего однокашника и земляка - скульптора Мокроусова на должность старосты общины, но поскольку тот не счел себя достойным для этой работы и отказался, община выбрала Кононову М.В. на должность первого Председателя первой в СССР общины взорванного коммунистами Храма Христа Спасителя, существующего тогда лишь в сердцах и душах небольшой группы энтузиастов.
Принимал в своей творческой мастерской Б.Н. Ельцина с супругой Наиной. Исторический разговор между ними шел несколько часов, практически весь рабочий день. Показывал свои работы, рассказывал о истории России, о потерях, которые понесла Москва в советские времена, о Храме Христа Спасителя, о русском триколоре, о двуглавых орлах, которые должны быть восстановлены на Красной площади вместо красных звезд. Художник создал оргинальный портет Б.Н. Ельцина. Приобретен частной галереей, находится в Америке.
В 1993 году принял участие в выставке в Манеже к 125-летию со дня рождения императора Николая II с картиной «Оргия. 1918год» (см. журнал «Художник» № 1 за 1994 год), участвовал в выставке «Православие, самодержавие, народность».
2000- 2001г. "Бесы", холст, масло, 210х350 см. Находится в музее антибольшевистского сопротивления.
В 1994 году, участвовал в выставке «Русский пожар», посвященная событиям октября 1993 года, в Москве и Сергиевом Посаде.
В 1999 году – в IX республиканской выставке «Россия» в Манеже с картиной «И воскреснет Святая Россия».
Автор работает в живописи, скульптуре, медальерном искусстве, плакате (графика)
1990г. Плакат В.А. Ленькова "К какому храму мы ищем дорогу" 70х95 см, бумага, темпера. Находится в музее антибольшевистского сопротивления.
1984г. "Утопия Томаса Мора", 20смх15см, холст, масло.