Леньков Вячеслав Александрович
страница 2
Мемориал Родина-мать. Рабочая модель. Часть комплексного масштабного проекта ВОЗРОЖДЕНИЕ художника В.А. Ленькова, созданного для участия в выставке 1988 года в Манеже в 2-х макетах, 8 планшетах, 1 модели. Модель создана В. Леньковым, скульптурные части модели изготовлены соавторами художника - скульпторами В.П. Мокроусовым (по 5 см высоты: воин и труженики тыла: рабочий, колхозница, инженер и фигурка Жукова на коне - 8х4х8 см) и долепленная за В. Леньковым Неллей Сибгатуллиной фигура Родина-Мать 20 см. Все рельфы на модели выполнены В. Леньковым.
В рабочую творческую группу, собранную автором В.А. Леньковым для работы над комплексным проектом, входили так же его друзья и коллеги: архитектор А. Титов, профессор, специалист по инженерной геологии Е.М. Пашкин, ученый-эколог Ф.Я. Шипунов и др.
1988 год Макет. Храмовая часть. Волхонка. Часть комплексного проекта ВОЗРОЖДЕНИЕ художника В.А. Ленькова. Церковь Св. Георгия Победоносца вылеплена В.А. Леньковым, колоннада музея Русского оружия и аллея героев Великой Отечественной войны сделана его соавтором скульптором В.П. Мокроусовым
1988 год. На выставке в Манеже. Художник В.А. Леньков дает информацию по своему проекту ВОЗРОЖДЕНИЯ главному редактору журнала "Наш современник" С.В. Викулову и его первому замсестителю Свининникову.
1988 год. Часть проекта ВОЗРОЖДЕНИЯ - площадь Белорусского вокзала, где В.А. Леньковым планировалось размещение мемориала Победы и возрождения на прежнем фундаменте Триумфальных ворот Бове.
1961 год однокашники-земляки, друзья по свердловскому художественному училищу Вячеслав Леньков и Владимир Мокроусов.
1984 г. Автопортрет "Я впотьмах ищу дорогу", холст, масло, 22смх15см
1986-87 год. Картина "Плот Спаса на крови" холст, масло.210х160 Фрагмент
Плот Спаса на крови. фрагмент
Плот Спаса на крови. фрагмент
http://www.rv.ru/content.php3?id=12977
http://www.rv.ru/content.php3?id=13094 Газета "Русский вестник" Две статьи о художнике В.А. Ленькове 20.04.2019: БИТВА ЗА РОССИЮ ЧЕРЕЗ КАРТИНЫ ВЯЧЕСЛАВА ЛЕНЬКОВА
От «Оргии 1918-го» – к катастрофам современности
26.07.2019: БИТВА ЗА РОССИЮ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЯЧЕСЛАВА ЛЕНЬКОВА
От катаклизмов ХХ века к праматери «Еве»
Вячеслав Александрович Леньков – удивительный русский художник, стиль и мировоззрение которого складывались в советский период, но шли вразрез многим коммунистическим идеологемам. Ревнитель памяти защитников Отечества 1812 года и инициатор восстановления Храма Христа Спасителя, он верил в наступление дня, когда исторические двуглавые орлы заменят пятиконечные звезды на башнях Московского Кремля, однако он не принял капитализм и либеральные ценности, пришедшие с долгожданным триколором на месте красного знамени. Член Союза художников СССР, член Союза художников России, член Международного художественного фонда и Московского союза художников, на сломе эпох он создал ряд знаковых работ, отражающих трагедию России в ХХ столетии, писал иконы для возрождающихся монастырей, боролся с историческим беспамятством и духовным очерствением соотечественников через свое искусство и общественную деятельностью. «Распятая Россия», «Выселенная Россия», «Есть Голгофа Великой России», «И воскреснет Святая Россия», «Сатирикон Бориса» и другие его картины с говорящими названиями порой могут быть известны даже тем, кто не знает имя автора, поскольку в 90-е их репродукции со злободневными сюжетами массово продавались как сувениры в обход автора. На протяжении всего своего творческого пути до настоящего момента Вячеслав Александрович стремится воспевать любовь и красоту – любовь к Родине или семье, красоту духовную или физическую, но чаще – их органическое сочетание.
Творческий багаж мастера содержит множество произведений разных лет, включающих живопись, графику, скульптуру, архитектуру, керамику и художественно-прикладное искусство. Его работы находятся в музее-панораме «Бородинская битва» и Музее Вооруженных сил в Москве, в областном музее «Бородино», в Музее А.В. Суворова в С.-Петербурге, в Екатеринбургском краеведческом музее, в Музее антибольшевистского сопротивления в Подольске, а также в частных коллекциях России, США и Финляндии.
Созданные им иконы можно найти в храмах России и Абхазии. При этом значительная часть картин ждет своего часа в тесной мастерской, расположенной в одном здании с Библиотекой имени Л.Н. Толстого на юге Москвы. Чаще всего они сложены рядами, поскольку в тесном помещении в цоколе им попросту не хватает места. Лишь немногие встречают посетителя лицевой стороной, соседствуя с этюдами, набросками, макетами и моделями фигур, журнальными вырезками и репродукциями мировой классики. Здесь царит перманентно рабочая атмосфера, пусть она и замкнута на одном-единственном человеке. Впрочем, в разное время эта студия принимала и разных гостей: то коллективы людей искусства и науки, обсуждающих возможность восстановления Храма Христа Спасителя и московских Триумфальных ворот на историческом месте, то будущий президент Российской Федерации, проявивший интерес к художнику – уроженцу Урала. Среди разнородных предметов, создающих своего рода выставочную экспозицию, охватывающую полувековой период жизни страны, есть керамическая копилка в виде кота, также сделанная Вячеславом Александровичем. Свою монетку во время многочасовой беседы в нее опустил будущий президент РФ Борис Ельцин. Тогда политик поведал, что круг заинтересованных лиц ведет его к верховной власти, а он не представляет, что с ней делать. В студии он обратил внимание на бело-сине-красную ленту. Впоследствии Ельцин узаконит триколор как государственный флаг России, но оттого не станет положительным героем в сюжетах художника, который с большим теплом говорит о чаепитии своего отца с И.В. Сталиным.
В живописи Вячеслав Леньков является сторонником высокого реализма, а вообще он может представить немало разноплановых работ в разных направлениях искусства. Например, деревянное резное панно «У Лукоморья дуб зеленый» по мотивам А.С. Пушкина или ювелирные изделия в старославянском и скифском стиле, рельефы на тему театра и спорта, мемориал партизанам Великой Отечественной войны. География мест, запечатленных в его картинах и этюдах, также разнообразна: прибрежные районы Оки, Чусовой и Припяти, парковые зоны Москвы, леса Карелии, Черноморское побережье. Эстетическим ориентиром в пейзажах для него стал И.И. Левитан.
– Как начался Ваш путь в живописи?
– Он был предопределен с детских лет. Я родился во время войны, когда отец был на фронте. Он служил на Дальнем Востоке, в городе Свободном (до революции – Алексеевск в честь цесаревича Алексея) в части, предназначенной для защиты границ от Японии, но с началом войны его забрали на германский фронт. К тому моменту у меня уже был старший брат, и у родителей была мечта, чтобы сын стал музыкантом или художником. Они заранее купили музыкальную папку – у них с самого начала была потребность в искусстве и культуре.
В некотором смысле мой отец – историческое лицо. Он тоже родился в Нижнем Тагиле, но потерял родителей и вырос в детском доме. Оттуда он поехал в Ленинград поступать в киношколу, и тот произвел на него огромное впечатление. Потом он служил в армии на границе с Турцией, где в 1935 году получил орден Красной Звезды за задержание нарушителя. Как молодого пограничника, награжденного орденом, его послали от грузинской делегации на VIII Всесоюзный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 года, на котором принимали Конституцию СССР. Так он побывал на историческом событии, когда И.В. Сталин окончательно брал власть в свои руки. Делегатов из Грузии Сталин пригласил к себе на чаепитие. Потом была война с Финляндией, потом с Германией, и отец везде побывал. Между тем он успел перевезти семью с Дальнего Востока в Нижний Тагил, где я и родился. После Сандомирского плацдарма его отозвали на курсы переподготовки в Москву, а потом война закончилась, и он участвовал в Параде Победы на Красной площади. Мне было всего 3 годика, когда я впервые увидел отца, но он пробыл дома всего неделю, потому что началась война с Японией. На Дальнем Востоке он купил 6-томное собрание сочинений А.С. Пушкина, которое родители всегда возили с собой. Позже, когда он служил в армянском Ленинакане (до 1917-го – Александрополь, сейчас – Гюмри), проходил конкурс детского рисунка, так он за меня карандашом нарисовал какие-то пейзажики – настолько хотел вовлечь меня в это!
В первый класс я пошел в Тбилиси. После смерти И.В. Сталина отец поехал на Урал через Москву и, взяв нас с собой, первым делом повел в Кремль и Третьяковскую галерею. Он показал картину Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», обратив внимание, как достоверно на ней изображен пол, и я тогда подумал: откуда он все знает? Затем была знаменитая картина А.А. Иванова «Явление Христа народу», и он мне рассказывал, что это величайшая работа, намекая, что мне стоило бы стать художником. Его служба продолжилась в Батуми, там он уже сам смастерил подрамник и натянул холст, велев нам с братом начать с копирования классики. Мы выбрали В.М. Васнецова и И.Е. Репина. В 1956 году, когда отец уволился, мы вернулись на Урал, и он отвел меня в изостудию, чтобы я занимался изобразительным искусством.
– И у Вас уже не было никаких сомнений относительно того, чем заниматься?
– Нет, абсолютно. Художественное училище в Свердловске, которое я посещал, находилось как раз напротив печально известного Ипатьевского дома. Конечно, туда уже никого не пускали, но он еще не был снесен. Чуть выше на пригорке – особняк Привалова, который был Дворцом пионеров, а напротив – Храм Вознесения, в котором был краеведческий музей. Все это так сопоставилось, что я с самого начала впитывал эту царскую тему. Там же рядом был ТЮЗ, а прямо под нами располагалась филармония. Мы занимались на четвертом этаже и поневоле слушали – «варились» в симфоническом соку, когда звучал Штраус или давались эстрадные концерты. Я со всех сторон впитывал классику. Поэтому для меня истинный авангард, то есть то, что впереди всего, это – Фидий, Рафаэль, Моцарт, Левитан, Айвазовский. А так называемый авангард – на самом деле арьергард, то есть он замыкает культуру, а рок-культура – это прямое разрушение. «И тот Малевича квадрат – окно в клоаку – прямо в ад». Поэтому для меня не было никаких сомнений – в каком направлении идти.
– Значит, там закладывались Ваши ценности и предпочтения, которые затем проявятся в творчестве?
– Именно. Когда нужно было делать дипломную картину, я, как всегда, посещал Москву и Ленинград в поисках темы. В то же время я посмотрел знаменитую хронику, как пленных немцев ведут через Москву, и у меня родилась идея триптиха: слева и справа народ смотрит на колонну пленных, а в центре идут завоеватели, начиная от Чингисхана, заканчивая Наполеоном и немцами, а не переднем плане находятся Минин и Пожарский. Вернувшись, я стал рассказывать о задумке своему педагогу, но он сказал, что это слишком большой формат. Тогда я решил, что воплощу это в будущем, но так и не довелось.
Но эта тема в дальнейшем проявлялась в других работах, в том числе в проекте памятника Победы для Москвы. Сам памятник должен был быть на Ленинградском проспекте, вторая его часть – это восстановление Храма Христа Спасителя вместо бассейна, а третья – это возвращение Триумфальной арки с Поклонной горы на ее историческое место. По некоторым сведениям, закладной камень от подлинной арки до сих пор остается на линии трассы у Тверской заставы, где эти ворота встречали русских солдат, победивших Наполеона. В 1936 году Триумфальную арку разобрали, в 1967 году восстановили, но почему-то у Поклонной горы, где как раз Наполеон взял ключи от Москвы. По-видимому, мы теперь поклоняемся не русским победителям, а Наполеону. Мне хотелось исправить эту историческую несправедливость, и это были три составляющие моего проекта. Я как раз учился тогда в Строгановке, и мой педагог по скульптуре участвовал в воссоздании утраченных элементов рельефа Триумфальной арки. Поэтому я успел прикоснуться к этому процессу, хотя еще не знал, что арку поставят в другом месте. Впоследствии моей преддипломной работой стало «Бородино», а дипломной – семь медалей с героями Отечественной войны 1812 года. Причем основные медали по 10 сантиметров, но по краям две крупнее – по 12,5 сантиметра: М.И. Кутузов и М.Б. Барклай-де-Толли. Такое решение не хотели одобрять, потому что Барклай-де-Толли из ганзейской семьи, но я отстоял, потому что разработанная им тактика заманивания противника имеет огромное значение.
– За Ваш независимый взгляд на историю Вы прослыли антисоветчиком уже в те годы или позже?
– Вообще еще на третьем курсе кафедра марксизма писала на меня доносы Вучетичу после моего патриотического доклада, в котором они нашли нелестные замечания в адрес методов марксизма. Ректор Г.А. Захаров меня тогда увел от расправы и отправил в академический отпуск, после чего я сделал медали.
Антисоветчиком меня стали считать уже в 74-м году, когда я по работе оказался в Центральном музее В.И. Ленина, который как раз готовился отмечать свой 50-летний юбилей. Госкомиссия определила туда главным художником К.В. Худякова, также помогали главный по «Горкам» Алексей Титов и Александр Шапин. Мне было поручено создать юбилейную медаль для музея, и за время работы мы стали общаться. В дальнейшем они работали в том же направлении где-то, кажется, в Красноярске, и я как-то сказал, мол, этот период все равно пройдет, а дальше эти музеи – что с ними будет? Ну они сразу заговорили, что я антисоветчик. Но я сделал эти юбилейные медали, их выплавили в бронзе, чтобы вручать высоким иностранным посетителям. А несколько лет спустя по инициативе того же Кости Худякова меня привлекли для работы над рельефами, которые теперь находятся в ленинском музее в Горках. У меня получились необычные рельефы на темы «Создание газеты «Правда» и «Ленинские места в Финляндии», в которых представлена география событий. При этом в 84-м году я делал свои миниатюры...
– Острые темы стали сюжетами цикла миниатюр, по сути, отражения эпохи, за которое можно было поплатиться. Миниатюра на тему распятой России «И для меня, и для Руси заря настанет!» не менее выразительна, чем многоплановая картина «Распятая Россия». На ней мы видим антропоморфный женский образ России поверженной, убитой, а над ней – небесный образ распятой на кресте...
– На ней изображены Ленин и Карл Маркс, а рядом красноармеец с застывшим взглядом и винтовкой, но без лица. Присутствует флаг России, сшитый из детских ленточек. Такая же лента в картине «1918-й год. Оргия (Опознание головы Николая II в Кремле)» покрывает голову П.А. Столыпина.
Когда миниатюры создавались в 1984-м, те, кто их видел, рекомендовали их как-то закрыть, потому что за такое могли донести. Ведь в студии часто собирались люди, приходила «натура» от Союза художников, мы лепили и рисовали. Тогда я сделал такой хитрый ход: чтобы скрыть истинное содержание всех 16 миниатюр, я прокладывал полиэтиленовую пленку, натягивал холст и писал на нем цветы. Только лет десять назад я открыл их и окончательно разделил цветы и миниатюры. Ну вот, например, «Мы кузнецы, и дух наш молод...» о разрушении церквей. Другая, где на фоне пятиконечной звезды – плаха, называется «Это наша с тобой биография». Куда это в те годы? Меня бы отправили, думаю, не как одного писателя, в Вермонт, чтобы он там читал лекции о том, как обустроить Россию, а сразу – в дурдом. Тогда же, в 1985 году, я написал этюд со ступеней Исторического музея, в котором на вершине Спасской башни не звезда, а двуглавый орел, и другой – перед Боровицкими воротами, и там тоже отчетливо видны двуглавый орел и трехцветный флаг. Вот это я, кажется, показывал Б.Н. Ельцину.
Самая большая и главная из цикла миниатюр носит название «Утопия» и подпись: «СССР. 1917–19...», то есть мы не знаем, когда именно это закончится, но скоро. Я обращаю внимание, что не октябрь 1917-го, а уже февраль – и двуглавый орел обезглавлен. Я взял эту идею на основе Г. Гольбейна: место, которого нет. Идеального общества нет, как у Христа: «Кто из вас без греха, первым бросьте камень!» Поэтому здесь по-гречески я и подписал: «Место, которого нет». Если спросить, кто из партийных деятелей читал «Утопию» Томаса Мора, то никто и не читал. А я в свое время прочитал и его, и Кампанеллу «Город солнца».
- Характерен Ваш автопортрет «Я в впотьмах ищу дорогу», на котором в очках отражаются лица Маркса и Ленина. Вы можете вспомнить, как и когда Вы обнаружили в себе это острое переживание за Россию?
- Это пришло, по-видимому, одновременно с желанием вернуть Храм Христа Спасителя. Когда в 1979 году построили Центральный дом художника на Крымском валу, и с подачи Василия Пушкарева, который раньше был директором Русского музея, там возникли патриотические вечера. Там выступали С.В. Ямщиков, Л.Н. Гумилев, ряд других людей, и как-то там показывали хронику разрушения Храма. Конечно, я и раньше знал об этом, но увиденные кадры потрясли меня, и с начала 80-х годов я вынашивал мысль о том, как возродить Храм на прежнем месте. Я долго и глубоко обдумывал то, что происходило после революции, и в итоге пришел к выводу, что Ленин – это разрушитель православия и России, а Сталин – тот, кто воссоздал Российскую империю под названием «Советский Союз». Недаром Ленин подбодрил уничтожение памятника царю Александру III фразой: «Верной дорогой идете, товарищи!»
– Поистине знаковой стала Ваша картина «1918-й год. Оргия (Опознание головы Николая II в Кремле)». В ней много самостоятельных линий и планов, но центральная тема напоминает сюжет по усекновению главы Иоанна Предтечи…
– В 1987 году я начал писать «Оргию». К тому моменту я глубоко изучил деятельность Я.М. Свердлова, этого палача. В центре картины он стоит на постаменте в виде грубо обтесанного гранитного валуна. До сих пор в центре города – на проспекте Ленина напротив Оперного театра – стоит его памятник. Я в этот постамент внес новшество, начинив его черепами по аналогии с «Апофеозом войны» В.В. Верещагина. Важное уточнение малоизвестной детали: если присмотреться к его позе, он указывает пальцем точно в сторону Ипатьевского дома. На заднем плане, в арке, проступают светлыми пятнами головы царских дочерей, в то время как на переднем плане – все красное. Я же дописывал эту картину через четыре года после представления в Манеже, поскольку убедился, что не хватает пространства и слишком много этого красного цвета преисподней. Мы с дочерью Леной здесь же, в мастерской, добавили по 30 сантиметров справа и слева. Я вычистил заново до холста фон, где было пламя, заново загрунтовал и вписал новые лица. С левой стороны появилась женская фигура Скорби, которая опирается коленом на постамент, справа спиной к нам поворачивается фигура Торжества, из образа которой родится будущая «Ева» – отдельная большая картина. Две кариатиды по краям, скульптуры И.П. Мартоса, увиденные в Голицынском монастыре, – это надгробия. По центру, в сиянии, – великие княжны на фоне, где когда-то проходило венчание государя и императрицы. К тому моменту как раз открыли этот зал Эрмитажа в Петербурге, и я перенес его фрагмент сюда. Мы также видим, как луч света, падающий на Музу, пробивается сквозь окно храма, где проходило венчание. Спускающийся с небес ангел возложит на головы казненных золотые венки. Так я отобразил святость убиенных царских дочерей еще до их прославления Русской Православной Церковью. На прежней версии, выставлявшейся в Манеже, всюду был пожар, бушевали языки пламени и доминировали красные цвета, а теперь появилась игра света.
Еще важны фигуры женщин «Долой стыд» и образ Музы со скрипкой, к которой тянется луч света, скользящий за спиной Свердлова. Вы знаете, это общественное движение, поддержанное Лениным, уничтожающее женское целомудрие, семейные устои и традиционные отношения в целом. Вот это олицетворение движения в образе Саломеи, которая держит блюдо с отсеченными царскими головами. А отстраненная от всех этих бесчинств Муза показывает нам, что искусство – это главное.
Среди фигур мы видим новоявленного М.С. Горбачева, которого ведет полуголая дама, пускающая мыльные пузыри. Это аллегория пустой болтовни. Также мы можем узнать получающего яблоко Евно Азефа, Моисея Урицкого, а выше будет затемненный, но все же узнаваемый Ельцин с попугаем и в объятиях дамочки – как дурачок. Возле Ельцина – хохочущий Н.С. Хрущев. У ног Свердлова скромненько выглядывает из-за занавески «главный демократ СССР» академик А.Д. Сахаров, который в своем проекте предлагал поделить страну на 50 штатов. В кадку из-под цветка я посадил Гаврилу Попова, одев его в обезьянью шкуру. Это первый мэр столицы, призывавший превратить страну в рынок. Вообще на картине много противопоставлений. Ленин восседает на «троне пролетариата», на котором высечены два топора: такой экспонат из дерева действительно постоянно хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила, только в своей версии я выделил топор как настоящее орудие.
– Отсеченные головы можно заметить также в камине, то есть это тоже перечень жертв, чьи портреты легко узнаются.
– Да, в камине с самого начала были: Ф.М. Достоевский, С.А. Есенин, Н.И. Вавилов, А.С. Хомяков, ряд других. Отдельно в клетке – голова Нилуса. И, что вызвало много вопросов еще на выставке в Манеже, в камине присутствует И.В. Сталин. Посетители выставки часто спрашивали: «А где же главный палач России?» На что я уточняю: «А кто же – главный палач?» – «Ну как же! Сталин!» Мой ответ слышали и Г.А. Зюганов, и В.В. Жириновский: «Вы не там ищете. Он среди жертв». Вы видите и подпись: «Джугашвили». Люди удивлялись: «Почему?» У вас может быть своя точка зрения – так берите холст и пишите! Но для меня И.В. Сталин – это воссоздатель империи под названием «Советский Союз». А истинный разрушитель вот – Ульянов-Ленин на «троне пролетариата». За пазухой у него «Капитал» К. Маркса, а в руках – отнятые у царя символы власти: скипетр и держава, но он ими играется. Более того, у него еще шахматная фигурка, что перекликается с А.М. Горьким, с которым они часто играли в эмиграции.
– Максима Горького Вы тоже не обделили вниманием: он, человек искусства, у Вас запечатлен в компании характерных распутных женщин и убийц...
– Обнимает Карла Радека, который был в составе банды Л.Д. Троцкого. А рядом с ними стоит со шлюхой палач Я.М. Юровский, первым стрелявший в царя. Да, он талантливый человек, но поддавшийся этому злу, призывавший: «Скоро грянет буря! Буревестник!» Над ними и птица, символизирующая «Песнь о буревестнике». Он, к своему стыду, призывал так же, как С.Есенин, написавший: «Я плюю в Тело Христово...», и В. Маяковский, чеканивший «Левый марш». Как известной, праведник – тот, кто раскаялся, стоит по правую сторону, а грешники остаются слева. Поэтому вот здесь же, слева, и палач Ф.Э. Дзержинский, а за ним А.И. Рыков, который изобрел технологию спаивания населения. С ним стукается рюмкой Инесса Арманд. К Троцкому прижимается в разворованных сокровищах на голове тело Александры Коллонтай, которая тоже поддерживала разврат. Есть здесь и Н.И. Бухарин, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, и еще много исторических персонажей. И кинохроники похорон Ленина я запомнил и вписал сюда безымянную стражу – тупые лица солдат в буденовках. Еще обезьяна, держащая голову патриарха, перенесена из миниатюры, которая находилась в кабинете Ленина – я видел ее в музее его кабинета в Кремле. Лампа и блюда также взяты из подлинных экспонатов музея. Более того, там я видел карту Российской Империи, собственноручно поделенную Лениным не только на республики, но и на мелкие автономии, то есть подтверждение того, как он стремился раздробить Россию. Мы же знаем из Евангелия: «Всякое царство, разделившееся само в себе, неминуемо погибнет».
– Среди всего этого разнообразия исторических персонажей обращает на себя внимание пластмассовая советская кукла со свечой. Что она означает?
– Она символизирует то, что все участники этого маскарада были подобны куклам. Вы помните, как после прихода демократии, мы стали видеть наших партийцев со свечками в храмах? Вот эти перевертыши со свечками. Еще вы видите спину светлой фигуры: она как бы входит в картину вне рамок, тем самым предвещая конец всего этого. Это – будущая Россия, которую мы должны построить.
– Возвращаясь к вопросу о главном палаче России. Все-таки Ленин на троне, или Свердлов в центре картины, или Троцкий на переднем плане?
– Эти три фигуры неотделимы. Совдеп и тогда именовался под троицу. Ленин номинально главный, но без Троцкого и Свердлова он бы не справился. Конкретно Ленин – разрушитель православной России. И легенда, что он мстил за казненного брата Александра, – это полный бред: я читал документ, где указывается, что в покушении тот не участвовал и на письмо матери Александр III ответил готовностью помиловать, если осужденный сам испросит помилования, но тот решил добровольно, как декабрист, идти на смерть – это его личный выбор.
А Владимир Ленин просто изначально ненавидел Россию и стремился разрушить ее до основания. Но при этом еще в эмиграции, пока он гулял на чьи-то денежки в Швейцарии, он утверждал, что в ближайшие 20 лет революция в России невозможна, то есть он даже не рассчитывал самостоятельно все это совершить. Тут нужна была помощь Троцкого, который известно, откуда приехал. Не зря же за ним на заднем фоне узнается А. Хаммер и живой американский орел – олицетворения следа, тянущегося за ним. Там и корни масонства еще со времени Екатерины II. Ну а Свердлов – доморощенный революционер. Только вместе они привели к такому результату.
Еще в советские время я сделал пла-
кат «Сколько их, Ванечка...». Мы видим поле могилы и надпись «Сталинизм?» – именно со знаком вопроса, и рядом еще «...изм». Это не сталинизм, но тогда какой «...изм»? Есть другой плакат: «Века уж нарисуют видно недорисованный портрет» – и идет Владимир Ильич Ленин с канистрой бензина. Или вот по образу Ленина, выведенного Корнеем Чуковским. Кто-то пытался сказать, что в этих строках был завуалирован И.В. Сталин, но очевидно, что тут выведен Ленин: «Вдруг из подворотни страшный великан – рыжий и усатый та-ра-кан!» Я отобразил это в плакате.
Я сопроводил картину текстом из романса «Когда я на почте служил ямщиком…»: «Под снегом-то, братцы, лежала она, Закрылися карие очи, Налейте, налейте, скорее вина, Рассказывать нет больше мочи». Я хотел сказать, что мы все жили в ту советскую эпоху, но не знали правды о трагедии Царской семьи. Как в песне: «И вижу я труп на дороге... Разрыл я сугроб...» – и мы как раз только начали копаться в истории. Поскольку я вырос буквально у подножья Ипатьевского дома и царской комнаты, я рассказал об этом в этой картине. Уже вне рамы текст: «И отныне все, что я ни сделаю, светлым именем твоим я назову…». Это уже из советского романса – посвящение моей Музе, моей Юности, которая была у меня на Родине.
– После завершения работы над окончательной версией «Оргии» возник диптих, состоящий из «Ганиной ямы» и «Голгофы Великой России».
– «Ганина яма – страшная русская рана». Картина 2007 года. Я взял уральский пейзаж: это – Чусовая, в 18 километрах от Екатеринбурга. Саломея здесь значительно ярче, она передает блюдо с венценосными головами, и его принимает Богородица. Как мы теперь знаем, в день отречения императора в Коломенском явилась икона Божией Матери Державная. То есть с той поры российский трон под покровом Богородицы. Мы видим, как капающие с небес слезы прорастают в земле в виде прекрасных роз. Также здесь присутствуют белые лилии – цветы Богородицы, и в контраст – мак Саломеи – символ дурмана. На ее шее как бы пионерский галстук и меч вместо креста. Вторая часть диптиха помещается выше; на этой картине снова уральский пейзаж с Чусовой. На берегу поминальные свечи, оставленные символы царской власти, над ними справа и слева – два ангела и вензеля Николая II. Эти изображения я увидел в Ливадийском дворце.
Еще одна картина с цесаревичем Алексеем в качестве центральной фигуры «Сон богатыря». На фоне виден Ипатьевский монастырь, и над ними – Христос. Идея этой картины у меня возникла после посещения Костромы в 1984 году.
– Целый ряд Ваших работ отражает катаклизмы 90-х годов.
– Августу 1991 года посвящен «Поцелуй Иуды». Основой сюжета картины 1993 года «Россия, распятая долларом» стал расстрел Верховного Совета. Некоторые люди путают фигуры, думая, что на ней М. Горбачев, но это М.Л. Ростропович, который спустя две недели после расстрела давал симфонический концерт на Красной площади: они праздновали свою победу.
На картине «Бесы» показано шествие разрушителей России, включая Наполеона, Гитлера и Владимира Ильича, как на плакате, с канистрой бензина. Рядом – В. Маяковский со своим «Левым маршем», Свердлов, Троцкий, Юровский с козлиными ногами, Б. Ельцин, А. Чубайс, а замыкает Статуя Свободы, которой под предлогом свободы разрушает. Вообще я считаю, в Статую Свободы в Нью-Йорке скульптор осознанно заключил насмешку над христианством. Неслучайно у Христа терновый венец, а в ее венке обращенные наружу шипы.
С этой темой перекликается отдельный портрет В.И. Ленина, выполненный как аллюзия на икону, но только наоборот – с адским пламенем, стеной Ипатьевского дома и левым маршем. Подпись гласит: «С нами бесы. Коммунизм – наш факел».
«И воскреснет святая Россия» (1996 г.). Здесь я показал людей, которые пришли после расстрела Белого дома туда, где погибли их родственники и товарищи. Здесь много исторических лиц, например: С.Н. Бабурин, певица Татьяна Петрова и Т.В. Доронина, поскольку она давала приют патриотам в своем театре. Здесь те, кто болел за Россию.
– У Вас есть яркий образ М.С. Горбачева, рядом с которым женская фигура с усеченными руками...
– Картина называется «Отражение. Дафния и Аполлон». Усечены руки потому, что взята классическая основа, но если раньше мы поклонялись богине Венере, то на картине обычная проститутка, и теперь поклоняются ей. Также мы видим, как советский флаг в отражении становится американским. Сам разрушитель Советской империи Горбачев весь голый со шляпой в руке – идет собирать подаяния по миру, и шествующая за ним четырехрукая Дафния готовится надеть на его голову венок. Одновременно перевернутое отражение запуска американского корабля «Аполлон» на Луну. Та же фигура Горбачева, но только по пояс, изображена в «Оргии», и с теми же мыльными пузырями. Здесь я подписываю: «Аполлон меченный».
– Ваши поиски и критическое отношение к реальности отразились в большой работе середины 80-х...
– Это «Диоген. Ищу человека»: классический греческий сюжет, за который я взялся в 1984 году. В центре – автопортрет, а вокруг вся эта свистопляска кремлевских правителей: Лазарь Каганович играется с портретиком И.В. Сталина, Троцкий – и все смеются. Еще есть Петр I, разрывающий флаг России, потому что его заигрывания с историей рвали Россию. Также среди окружающих центральную фигуру персонажей я поместил своих друзей, а внизу картины расположил детские портреты двух дочерей – Лены и Юли: одной – в образе мальчика. Образы восходят к Рафаэлю. Я говорю об этом прямо, потому что художник, который ни у кого ничего не взял, ничего и не дал. Важно, что детский пальчик указывает на портрет цесаревича Алексея и пустой оклад.
– В Ваших работах отражены образы распятой и воскресшей России. Современная Россия для Вас – это что? Правопреемницей какой страны она все-таки является?
– Понимаете, свет и во тьме светит. Тьма не объяла его, поэтому выживет свет.
Недаром именно среди кровавых лиц и одиозных персонажей, составляющих трагедию России, впервые проступил образ Евы, которая станет отдельной картиной и вдохновит художника на серию жизнеутверждающих работ, посвященных красоте и гармонии.
Подготовил Филипп ЛЕБЕДЬ Продолжение беседы с художником В.А. Леньковым (начало см. в «РВ» № 8, 2019. – Ред.), которое раскрывает его взгляд на искусство, рассказывает о других направлениях его творчестве см. на стр.3 переход