Аполлос Феодосьевич Иванов (Царствие небесное!) был одним из самых уважаемых членов Общины, которая в своей работе опиралась на собранные им материалы.
Благодаря ему в советской и зарубежной печати впервые появилась конкретная, достоверная информация инженера о Храме Христа Спасителя. Этот человек делал все, что было в его силах ради возрождения поруганой Народной Святыни.
Персональная страница находится в процессе оформления. Имеющиеся у вас материалы об этом человеке просим присылать админу.
Аполлос Феодосьевич Иванов родился в январе 1911 году в деревне Хорошево Архангельской области в семье учителя начальной школы. По образованию инженер-строитель, прошел путь от простого рабочего (работал на Архангельской электростанции) до помощника министра. С 1931 по 1933 г. работал в Управлении строительства Дворца Советов, с 1934 г. — на стройках «Мосэнерго». В первый год Великой Отечественной войны принимал участие в сооружении оборонительных рубежей в Подмосковье. Имеет награды.
В 1945 г. по спецзаданию Министерства обороны СССР был в длительной командировке в ряде стран Европы. Несколько лет работал в Берлине.
В 1955 г. в период подписания Государственного договора о восстановлении независимости демократической Австрии — уполномоченный Советского правительства в Вене. В последующие годы работал помощником министра строительства РСФСР, министра строительства СССР, министра Нефтегазстроя СССР.
С 1976 по 1981 г. — старший референт председателя Оргкомитета "Олимпиада-80".
В 1970 - 1986 гг. — внештатный редактор отраслевой редакции издательства «Советская энциклопедия». Автор более ста статей, опубликованных в БСЭ и в ежегодниках БСЭ. Соавтор книги «Москва: энциклопедия». Автор многочисленных эссе, очерков и статей, посвященных истории Москвы, опубликованных в центральной прессе.
А. Ф. Иванов являлся членом Общины и членом правления Фонда восстановления Храма Христа Спасителя, а также членом секции Национального комитета по истории и философии, науки и техники Российской академии наук, в настоящее время — член научно-консультационного совета Штаба поисков библиотеки Ивана Грозного. За пожертвования на воссоздание порушенной святыни награжден благодарственной грамотой Храма Христа Спасителя.
С 1989 г. в отечественных и зарубежных периодических изданиях им опубликовано много статей, очерков, эссе, интервью об истории Храма, о воссоздании его, а также о проблеме поисков либереи Ивана Грозного. Сокращенный вариант романа «Тайны Храма Христа» публиковался в 1993 — 1994 гг. в журнале «Россияне» и в газете «Москвичка».
Большой жизненный и практический опыт позволил А. Иванову воссоздать в романе атмосферу и быт Москвы 30-х годов, рассказать трагическую историю варварского разрушения Храма Христа Спасителя, свидетелем которого он был. Как и начало истории возрождения Храма-Мученика, в котором А.Ф.Иванов принимал самое непосредственное участие.
Умер 4 ноября 1999 г.
В 1945 г. по спецзаданию Министерства обороны СССР был в длительной командировке в ряде стран Европы. Несколько лет работал в Берлине.
В 1955 г. в период подписания Государственного договора о восстановлении независимости демократической Австрии — уполномоченный Советского правительства в Вене. В последующие годы работал помощником министра строительства РСФСР, министра строительства СССР, министра Нефтегазстроя СССР.
С 1976 по 1981 г. — старший референт председателя Оргкомитета "Олимпиада-80".
В 1970 - 1986 гг. — внештатный редактор отраслевой редакции издательства «Советская энциклопедия». Автор более ста статей, опубликованных в БСЭ и в ежегодниках БСЭ. Соавтор книги «Москва: энциклопедия». Автор многочисленных эссе, очерков и статей, посвященных истории Москвы, опубликованных в центральной прессе.
А. Ф. Иванов являлся членом Общины и членом правления Фонда восстановления Храма Христа Спасителя, а также членом секции Национального комитета по истории и философии, науки и техники Российской академии наук, в настоящее время — член научно-консультационного совета Штаба поисков библиотеки Ивана Грозного. За пожертвования на воссоздание порушенной святыни награжден благодарственной грамотой Храма Христа Спасителя.
С 1989 г. в отечественных и зарубежных периодических изданиях им опубликовано много статей, очерков, эссе, интервью об истории Храма, о воссоздании его, а также о проблеме поисков либереи Ивана Грозного. Сокращенный вариант романа «Тайны Храма Христа» публиковался в 1993 — 1994 гг. в журнале «Россияне» и в газете «Москвичка».
Большой жизненный и практический опыт позволил А. Иванову воссоздать в романе атмосферу и быт Москвы 30-х годов, рассказать трагическую историю варварского разрушения Храма Христа Спасителя, свидетелем которого он был. Как и начало истории возрождения Храма-Мученика, в котором А.Ф.Иванов принимал самое непосредственное участие.
Умер 4 ноября 1999 г.
Это второе издание романа «Тайны храма Христа». Его автор Аполлос Иванов.
Роман был написан давно — более сорока лет назад. При жизни автора попытки в разные годы опубликовать его превращались в подлинный детектив. Автор оказывался героем событий, грозящих его жизни. Рукопись теряли, были предложения «купить ее», но не для издания, а для того, чтобы похоронить книгу. Но вот наступило время, когда автор получил возможность рассказать о событиях, свидетелем и участником которых он был, о событиях являющихся страницей истории Москвы.
Отрывки из романа публиковались в периодической печати у нас и за рубежом — в Италии (на четырех европейских языках), в Чили и США. В них рассказывается о печальной судьбе храма Христа Спасителя; об открытии давно забытых подземных ходов Малюты Скуратова в Чертолье; о смертельной опасности, которой подвергался автор в подземелье при неожиданной встрече с жестокими преступниками. А затем словно дамоклов меч в течение нескольких лет висела над его головой угроза от наследников Малюты — огэпэушников, сфабриковавших «дело» о заговорщиках, использовавших открытый подземный ход в Чертолье, готовясь проникнуть в Кремль с целью покушения на И. В. Сталина.
А.Ф. Иванов - автор книги "Тайны Храма Христа" - был невольным свидетелем разрушения Храма Христа Спасителя в Москве. Имя этого Храма окружено легендами и тайнами. К разгадке одной из таких тайн он подошел, обнаружив в стене, оставшейся после взрыва Храма, потайной ход, ведущий в подземелье. Проникнув туда, исследователь установил, что подземные ходы вели к Ваганьковскому холму, где в свое время был двор Ивана Грозного, а через подворье Малюты Скуратова к палатам Ивана Грозного в Кремле. Все это позволило предположить, что вновь открытые пути ведут к сокровищам библиотеки Ивана Грозного. Тайные подземные ходы Древнего Чертолья были исследованы автором книги с опасностью для жизни: его ожидали встречи с авантюристами, охотившимися за золотыми и серебряными монетами и другими ценными реликвиями. Автор чудом избежал расстрела, будучи знаком с начальником строительства Дворца Советов, репрессированным за то, что, якобы через тоннель, ведущий к подземелью Кремля, готовилось покушение на И.В.Сталина. Эти и другие события придают повести приключенческо-детективный характер. В ней с документальной достоверностью описана любопытная история сооружения Храма Христа, печальная судьба, постигшая его в 1931 году, изложены проблемы его восстановления и приводятся факты, которые нигде не публиковались.
Главы повести чередуются со страницами истории Москвы. Подробно рассказывается о беспрецедентной инженерной операции по передвижке старого Крымского моста. Поэтому книга будет интересна как школьникам, изучающим москвоведение, так и историкам, археологам, ведущим поиски библиотеки Ивана Грозного.
Работа над рукописью велась более 10 лет и была практически закончена в середине 70—х годов. Однако публикация с таким содержанием в то время была невозможна. Только летом 1989 года удалось опубликовать отдельные главы в газете «Вечерняя Москва». Затем отрывки из повести печатались во многих газетах, в журналах "Наука и жизнь", "Мегаполис", а также в периодических изданиях Италии и США. Первое издание книги было осуществлено при помощи компании "Гермес" в 1995 году.
С участием автора книги, студиями документальных фильмов и центрального телевидения были сняты четыре фильма о Храме Христа Спасителя.
Автор книги являлся членом Общины и правления Фонда восстановления Храма Христа Спасителя, а также входил в научно-консультативный Совет Штаба поисков библиотеки Ивана Грозного.
Повесть была одобрена Патриархатом, Кафедральным Патриаршим Собором и Храмом Христа Спасителя и признана как большой вклад в Святое дело воссоздания Храма Христа Спасителя, что подтверждается благодарственной грамотой, врученной Московским Патриархатом.
Издание этой повести вызвало большой общественный интерес, о чем свидетельствует такой факт. В сентябре 1997 года Ю.М.Лужков лично приехал к моему отцу на окраину Москвы и имел с ним продолжительную беседу. Об этом факте сообщалось в газетах и на телевидении.
После этого под руководством мэра начались активные раскопки в местах, указанных моим отцом, которые проводились до последнего времени. Одним из последних мест поисков был подземный ход под домом Пашкова. Планы этих ходов опубликованы в данной книге.
В 1997 году вышло 2-е издание книги, которое сразу же стало библиографической редкостью.
Роман был написан давно — более сорока лет назад. При жизни автора попытки в разные годы опубликовать его превращались в подлинный детектив. Автор оказывался героем событий, грозящих его жизни. Рукопись теряли, были предложения «купить ее», но не для издания, а для того, чтобы похоронить книгу. Но вот наступило время, когда автор получил возможность рассказать о событиях, свидетелем и участником которых он был, о событиях являющихся страницей истории Москвы.
Отрывки из романа публиковались в периодической печати у нас и за рубежом — в Италии (на четырех европейских языках), в Чили и США. В них рассказывается о печальной судьбе храма Христа Спасителя; об открытии давно забытых подземных ходов Малюты Скуратова в Чертолье; о смертельной опасности, которой подвергался автор в подземелье при неожиданной встрече с жестокими преступниками. А затем словно дамоклов меч в течение нескольких лет висела над его головой угроза от наследников Малюты — огэпэушников, сфабриковавших «дело» о заговорщиках, использовавших открытый подземный ход в Чертолье, готовясь проникнуть в Кремль с целью покушения на И. В. Сталина.
А.Ф. Иванов - автор книги "Тайны Храма Христа" - был невольным свидетелем разрушения Храма Христа Спасителя в Москве. Имя этого Храма окружено легендами и тайнами. К разгадке одной из таких тайн он подошел, обнаружив в стене, оставшейся после взрыва Храма, потайной ход, ведущий в подземелье. Проникнув туда, исследователь установил, что подземные ходы вели к Ваганьковскому холму, где в свое время был двор Ивана Грозного, а через подворье Малюты Скуратова к палатам Ивана Грозного в Кремле. Все это позволило предположить, что вновь открытые пути ведут к сокровищам библиотеки Ивана Грозного. Тайные подземные ходы Древнего Чертолья были исследованы автором книги с опасностью для жизни: его ожидали встречи с авантюристами, охотившимися за золотыми и серебряными монетами и другими ценными реликвиями. Автор чудом избежал расстрела, будучи знаком с начальником строительства Дворца Советов, репрессированным за то, что, якобы через тоннель, ведущий к подземелью Кремля, готовилось покушение на И.В.Сталина. Эти и другие события придают повести приключенческо-детективный характер. В ней с документальной достоверностью описана любопытная история сооружения Храма Христа, печальная судьба, постигшая его в 1931 году, изложены проблемы его восстановления и приводятся факты, которые нигде не публиковались.
Главы повести чередуются со страницами истории Москвы. Подробно рассказывается о беспрецедентной инженерной операции по передвижке старого Крымского моста. Поэтому книга будет интересна как школьникам, изучающим москвоведение, так и историкам, археологам, ведущим поиски библиотеки Ивана Грозного.
Работа над рукописью велась более 10 лет и была практически закончена в середине 70—х годов. Однако публикация с таким содержанием в то время была невозможна. Только летом 1989 года удалось опубликовать отдельные главы в газете «Вечерняя Москва». Затем отрывки из повести печатались во многих газетах, в журналах "Наука и жизнь", "Мегаполис", а также в периодических изданиях Италии и США. Первое издание книги было осуществлено при помощи компании "Гермес" в 1995 году.
С участием автора книги, студиями документальных фильмов и центрального телевидения были сняты четыре фильма о Храме Христа Спасителя.
Автор книги являлся членом Общины и правления Фонда восстановления Храма Христа Спасителя, а также входил в научно-консультативный Совет Штаба поисков библиотеки Ивана Грозного.
Повесть была одобрена Патриархатом, Кафедральным Патриаршим Собором и Храмом Христа Спасителя и признана как большой вклад в Святое дело воссоздания Храма Христа Спасителя, что подтверждается благодарственной грамотой, врученной Московским Патриархатом.
Издание этой повести вызвало большой общественный интерес, о чем свидетельствует такой факт. В сентябре 1997 года Ю.М.Лужков лично приехал к моему отцу на окраину Москвы и имел с ним продолжительную беседу. Об этом факте сообщалось в газетах и на телевидении.
После этого под руководством мэра начались активные раскопки в местах, указанных моим отцом, которые проводились до последнего времени. Одним из последних мест поисков был подземный ход под домом Пашкова. Планы этих ходов опубликованы в данной книге.
В 1997 году вышло 2-е издание книги, которое сразу же стало библиографической редкостью.
Статья из газеты "Литературная Россия" №38 за 22 сент. 1989г.
«Под ключ? Нет, под крест!»
Вот уже несколько месяцев еженедельник «Литературная Россия» ведет рубрику «Это памятник на века», под которой публикуются материалы, посвященные восстановлению храма Христа Спасителя в Москве.
Сегодня, 22 сентября, исполняется 150 лет со дня закладки храма. А 24 сентября в столичном кинотеатре «Россия» состоится благотворительный вечер, посвященный этой знаменательной дате в истории Отечества. Сегодня же мы публикуем беседу корреспондента «ЛР» с Аполлосом Феодосьевичем Ивановым, который много лет занимается темой возрождения памятника, и фотодокументы о жизни и гибели храма Христа Спасителя.
Инженер А. ИВАНОВ.
— Аполлос Феодосьевич, готовясь к встрече с вами, я, естественно, сделал попытку изучить соответствующую литературу и с ужасом понял, что широкий читатель почти ничего не знает об истории храма. И в этом не его вина, а «заслуга» издателей, средств массовой информации. Публикаций крайне мало, серьезных исследовательских или даже популяризаторских работ совсем нет. Что мы хотим, если даже в книге А. Смирнова «Москва — героям 1812 года» о храме не сказано ни полслова.
— Согласен с вами. Лично я черпаю интересующую меня информацию в основном из книг, изданных «там». Обидно, конечно.
— У большинстванаших читателей такой возможности нет. Хотя бы вкратце расскажите об истории создания храма Христа Спасителя
—Если конспективно изложить историю сооружения храма, то это будет выглядеть примерно так. Как известно, на Руси традиционно отмечали военные победы закладкой церквей. Так было и в XVI веке, и позднее. Не стала исключением и замечательная победа русского народа в войне 1812 года. В декабре того же года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. Был проведен специальный архитектурный конкурс, на котором победил проект художника А. Л. Витберга, и уже в 1817-м в октябре состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Профессиональный живописец, Витберг был далек от строительных работ. Хозяйственника из него не получилось. Не были произведены инженерные и геодезические изыскания, нечистые на руку подрядчики воспользовались неопытностью Витберга, в общем, строительство пришлось свернуть, а самого художника, обвиненного в казнокрадстве и халатности, выслали в Вятку. Случилось это в 1827 году.
Затем был объявлен новый конкурс и утвержден новый проект. Император Николай I принял проект архитектора Тона, который, в отличие от Витберга, уже зарекомендовал себя как автор многочисленных гражданских и культовых сооружений в различных городах России. А 10 сентября по старому стилю в 1839 году состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на новом месте — на берегу Москвы-реки, близ Кремля. Сооружение храма и исполнение внутреннего убранства потребовали почти 45 лет. Наконец 26 мая 1883 года произошло освящение храма, на котором присутствовал император Александр III, Тогда же был обнародован манифест, отрывок из которого я позволю себе процитировать: «Да, будет сей храм во все грядущие роды памятником милосердного промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой... не для завоеваний, но для защиты Отечества от угрожающего завоевателя...».
— Во все грядущие роды... И тем не менее не прошло и пятидесяти лет, как храм был разрушен. Как вообще могла прийти в голову идея уничтожить один из наиболее знаменательных памятников российской истории? Кому? Во имя чего?
— Начну издалека. Декабрь двадцать второго года. Первый съезд Советов. На трибуне — Киров, который предлагает соорудить здание, где смогли бы «собираться представители труда», это «здание должно являться эмблемой грядущего могущества». Позволю себе еще одну цитату из этого выступления Кирова: «О нас, много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей... Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян...». Так было принято решение о строительстве Дворца Советов. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие советские архитекторы, мастера из-за рубежа. При общем энтузиазме тех лет сама идея сооружения Дворца Советоввозбуждала умы. Да и сейчас я уверен, что Дворец Советов, как говорится, имел полное право на существование. Другой вопрос: стоило ли ради этого сносить сооружение, близкое сердцу русского народа? Можно было найти и другое место. Однако тогда решили не так. Идея же сноса храма ради сооружения дворца пришла в голову первому градостроителю Москвы — Кагановичу и, как говорят, его ближайшему помощнику, к тому же связанному с ним родственными узами, архитектору Иофану. Когда же на заседании Совета строительства Сталин согласился с мнением Кагановича, участь храма была решена.
— Позволю и я себе цитату из книги Н. Атарова «Дворец Советов»: «Обсуждалось смелое предложение — снести храм Христа Спасителя... Товарищ Сталин всех внимательно выслушал, а затем спросил: разместится ли наш Дворец Советов на этой площадке? Как только был задан этот, казалось бы, простой технический вопрос... место Дворцу Советов было найдено в «тот день не только на плане Москвы, но и в сознании самих строителей». Вы ведь тоже тогда работали в управлении строительства Дворца Советов?
— Я приехал в Москву в тридцать первом году, когда было создано управление строительства Дворца Советов. Можно сказать, что с работой мне повезло: найти работу в столице в те годы было очень сложно, но у меня была записка к начальнику строительства Михаилу Васильевичу Крюкову. И хотя выяснилось, что человека, который рекомендовал меня на работу, Крюков не знал, мне все же пришли на помощь. Управление находилось в «Доме на Набережной», на первом этаже, окна как раз выходили на храм Христа Спасителя. 1 ноября меня зачислили на работу. Первое, что я услышал, было: «Храм готовится к взрыву». Я, честно говоря, удивился, хотя слухи об этом ходили. Были сложности чисто технические: сметы не было, не знали мы, какие объемы надо подготовить взрывпрому. Помимо управления, был организован трест «Дворецстрой», который занимался подготовкой площадки. Я получил задание рассчитать на основании чертежей объемы кирпичной кладки стен, пилонов и сводов храма. Работал, стараясь не думать о последствиях. Сами понимаете, каткие времена тогда были...
— Вы были свидетелем разрушения храма?
— Я бы так не сказал. 5 декабря был назначен взрыв храма. Тысячи москвичей пришли посмотреть на это. Я не пошел. Мне было тяжело. В конце двадцатых я был свидетелем разрушения храма в Архангельске. Зрелище очень тяжелое, мне его на всю жизнь хватило. Но как происходил взрыв, я знаю. Надо сказать, что и создание, и разрушение храма породили много легенд. Храм ведь создавался на месте женского монастыря, так вот, его настоятельница будто предрекла, что ничто не устоит на этом месте. Так и вышло — храм снесли. Дворец Советов не построили. Всерьез говорить о бассейне «Москва» как о сооружении архитектурном, согласитесь, не приходится.
— Взрыв осуществлялся так, что тоже породил различные легенды.
— Мне придется, увы, разочаровать вас: ничего сверхъестественного не было, хотя и взрывали храм трижды. Раздался первый взрыв, но храм устоял, не разрушил его и второй, более мощный взрыв, прозвучавший через час после первого. Собравшиеся, а их было, наверное, несколько тысяч, реагировали по-разному. Были в толпе верующие люди, которые говорили, что Господь услышал их молитвы и не дает уничтожить храм.
Но еще через час был третий взрыв. Купол медленно осел, и гордость нескольких поколений москвичей, всего русского народа превратилась в руины.
Объяснение тому, что храм не был уничтожен сразу, кроется в архитектурных особенностях здания. Центральная часть держалась на четырех внутренних колоннах. Первый взрыв, причинив разрушения фасаду здания, подорвал одну из них, но купол держался на трёх оставшихся колоннах, после второго взрыва были целы две колонны, удерживающие купол, и лишь третий взрыв уничтожил центральную часть здания. Буквально сразу началась, расчистка площадки: кирпич, облицовочные материалы, арматуру вывозили на машинах в район нынешних Фрунзенских улиц, в Лужники. Расчищали площадку очень долго, если мне не изменяет память, несколько лет. Хотягрозились сделать это в сжатыесроки, чуть ли не к майским праздникам 1932 года. Но те, кто принимал эти «повышенные обязательства», просто не представляли реальных объемов работ.
— Аполлос Феодосьевич, если я вас правильно понял, все строительные материалы с храма были просто выброшены на свалку?
— Ну, это не совсем так. Ведь храм был облицован весьма ценными материалами — яшмой, малахитом, мрамором. Очевидно, что в переплавку пошел крест, весивший полтонны.
Кстати, Думаю, интересно будет узнать, как снимали крест с храма. Сначала верхолазы подпилили его в нескольких местах, затем крест тросами зацепили за грузовой автомобиль. Машина разогналась, тросы натянулись, крест слегка накренился, но не упал, зато вверх пополз кузов грузовика. Операцию пришлось повторить, нагрузив кузов. И только тогда тяжелый крест с грохотом упал на землю, подняв буквально тучи пыли.
— Вспоминая любимую поговорку наших строителей «ломать — не строить», трудно даже представить, насколько тяжело было установить крест. Реально ли сегодня восстановить храм?
— На мой взгляд, храм необходимо восстановить. Ведь он не просто культовое сооружение. Это крупнейший исторический памятник нашего Отечества. Памятник убиенным во славу России. Не только погибшим в Отечественную войну 1812 года. Боюсь, широкому читателю не известно, что во время первой мировой войны люди приходили к храму и писали на его стенах имена своих родственников и друзей, павших на полях сражений. Никто их, кстати, не прогонял, это не считали осквернением храма. Человек, приезжавший в Москву, будь то рабочий, крестьянин, мещанин, представитель интеллектуального труда, считал своим долгом, а вернее сказать — духовной потребностью, поклониться этому святому для русского человека месту.
— Наших читателей, естественно, интересуют и чисто технические вопросы. Сколько понадобится времени и средств, можно ли восстановить храм Христа Спасителя на прежнем месте?
— Как строитель, скажу однозначно: храм лучше восстанавливать на месте бассейна «Москва». Дело в том, что бассейн находится на фундаменте, заложенном под Дворец Советов, фундаменте, который по всем параметрам способен выдержать, храм, Таким образом, не нужен новый «нулевой цикл». А это до двадцати процентов стоимости строительства, пятнадцать процентов — трудозатрат и материалов, треть времени.
Кроме того, важно восстановить историческую справедливость. Словом, я обеими руками голосую за сооружение храма на Волхонке.
Чертежи храма сохранились. Я работал по ним а 1931 году. Чертежи подробнейшие, прекрасно сделанные, вцвете. По ним можно восстановить здание в первозданном виде.
Необходимо создать организацию, которая возьмет на себя строительные работы. Может быть, новый строительный трест, подчиненный, скажем, Московской Патриархии. Уверен, будет много добровольцев, желающих помочь строителям. Финансирование строительства можно осуществить за счёт добровольных пожертвований: уверен, наш народ и русские, живущие за рубежом, не пожалеют денег на благое дело. Сумма, по моим подсчетам, потребуется немалая — миллионов 200—300. Мне кажется, понадобится 20—25 лет, чтобы сдать храм «под крест». Десять—пятнадцать лет уйдет на само строительство, затем пять лет здание должно «сохнуть», иначе нельзя приступать к росписи стен и потолков, еще пять лет — на художественные работы.
— А где взять иконостас, картины, горельефы? Придется копировать? Но ведь любая копия хуже оригинала.
— Часть интерьера, к счастью, сохранилась. Правда, незначительная часть. Иконостас, по моим сведениям, находится в Ватикане.
В Третьяковской галерее и ГИМ СССР должны находиться снятые картины: «Поклонение волхвов» и «Помазание на Царство» Верещагина. «Александр Невский отвергает папских послов» Семирадского, четыре картины «Вселенский Собор» Сурикова, пятнадцать фрагментов «Тайной Вечери» Семирадского. Были сняты некоторые горельефы. Все остальное, очевидно, придется восстанавливать по фотографиям, другим архивным материалам...
Гонорар за публикуемый материал А. Ф. Иванов передает в Фонд восстановления храма Христа Спасителя.
«Под ключ? Нет, под крест!»
Вот уже несколько месяцев еженедельник «Литературная Россия» ведет рубрику «Это памятник на века», под которой публикуются материалы, посвященные восстановлению храма Христа Спасителя в Москве.
Сегодня, 22 сентября, исполняется 150 лет со дня закладки храма. А 24 сентября в столичном кинотеатре «Россия» состоится благотворительный вечер, посвященный этой знаменательной дате в истории Отечества. Сегодня же мы публикуем беседу корреспондента «ЛР» с Аполлосом Феодосьевичем Ивановым, который много лет занимается темой возрождения памятника, и фотодокументы о жизни и гибели храма Христа Спасителя.
Инженер А. ИВАНОВ.
— Аполлос Феодосьевич, готовясь к встрече с вами, я, естественно, сделал попытку изучить соответствующую литературу и с ужасом понял, что широкий читатель почти ничего не знает об истории храма. И в этом не его вина, а «заслуга» издателей, средств массовой информации. Публикаций крайне мало, серьезных исследовательских или даже популяризаторских работ совсем нет. Что мы хотим, если даже в книге А. Смирнова «Москва — героям 1812 года» о храме не сказано ни полслова.
— Согласен с вами. Лично я черпаю интересующую меня информацию в основном из книг, изданных «там». Обидно, конечно.
— У большинстванаших читателей такой возможности нет. Хотя бы вкратце расскажите об истории создания храма Христа Спасителя
—Если конспективно изложить историю сооружения храма, то это будет выглядеть примерно так. Как известно, на Руси традиционно отмечали военные победы закладкой церквей. Так было и в XVI веке, и позднее. Не стала исключением и замечательная победа русского народа в войне 1812 года. В декабре того же года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. Был проведен специальный архитектурный конкурс, на котором победил проект художника А. Л. Витберга, и уже в 1817-м в октябре состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Профессиональный живописец, Витберг был далек от строительных работ. Хозяйственника из него не получилось. Не были произведены инженерные и геодезические изыскания, нечистые на руку подрядчики воспользовались неопытностью Витберга, в общем, строительство пришлось свернуть, а самого художника, обвиненного в казнокрадстве и халатности, выслали в Вятку. Случилось это в 1827 году.
Затем был объявлен новый конкурс и утвержден новый проект. Император Николай I принял проект архитектора Тона, который, в отличие от Витберга, уже зарекомендовал себя как автор многочисленных гражданских и культовых сооружений в различных городах России. А 10 сентября по старому стилю в 1839 году состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на новом месте — на берегу Москвы-реки, близ Кремля. Сооружение храма и исполнение внутреннего убранства потребовали почти 45 лет. Наконец 26 мая 1883 года произошло освящение храма, на котором присутствовал император Александр III, Тогда же был обнародован манифест, отрывок из которого я позволю себе процитировать: «Да, будет сей храм во все грядущие роды памятником милосердного промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой... не для завоеваний, но для защиты Отечества от угрожающего завоевателя...».
— Во все грядущие роды... И тем не менее не прошло и пятидесяти лет, как храм был разрушен. Как вообще могла прийти в голову идея уничтожить один из наиболее знаменательных памятников российской истории? Кому? Во имя чего?
— Начну издалека. Декабрь двадцать второго года. Первый съезд Советов. На трибуне — Киров, который предлагает соорудить здание, где смогли бы «собираться представители труда», это «здание должно являться эмблемой грядущего могущества». Позволю себе еще одну цитату из этого выступления Кирова: «О нас, много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей... Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян...». Так было принято решение о строительстве Дворца Советов. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие советские архитекторы, мастера из-за рубежа. При общем энтузиазме тех лет сама идея сооружения Дворца Советоввозбуждала умы. Да и сейчас я уверен, что Дворец Советов, как говорится, имел полное право на существование. Другой вопрос: стоило ли ради этого сносить сооружение, близкое сердцу русского народа? Можно было найти и другое место. Однако тогда решили не так. Идея же сноса храма ради сооружения дворца пришла в голову первому градостроителю Москвы — Кагановичу и, как говорят, его ближайшему помощнику, к тому же связанному с ним родственными узами, архитектору Иофану. Когда же на заседании Совета строительства Сталин согласился с мнением Кагановича, участь храма была решена.
— Позволю и я себе цитату из книги Н. Атарова «Дворец Советов»: «Обсуждалось смелое предложение — снести храм Христа Спасителя... Товарищ Сталин всех внимательно выслушал, а затем спросил: разместится ли наш Дворец Советов на этой площадке? Как только был задан этот, казалось бы, простой технический вопрос... место Дворцу Советов было найдено в «тот день не только на плане Москвы, но и в сознании самих строителей». Вы ведь тоже тогда работали в управлении строительства Дворца Советов?
— Я приехал в Москву в тридцать первом году, когда было создано управление строительства Дворца Советов. Можно сказать, что с работой мне повезло: найти работу в столице в те годы было очень сложно, но у меня была записка к начальнику строительства Михаилу Васильевичу Крюкову. И хотя выяснилось, что человека, который рекомендовал меня на работу, Крюков не знал, мне все же пришли на помощь. Управление находилось в «Доме на Набережной», на первом этаже, окна как раз выходили на храм Христа Спасителя. 1 ноября меня зачислили на работу. Первое, что я услышал, было: «Храм готовится к взрыву». Я, честно говоря, удивился, хотя слухи об этом ходили. Были сложности чисто технические: сметы не было, не знали мы, какие объемы надо подготовить взрывпрому. Помимо управления, был организован трест «Дворецстрой», который занимался подготовкой площадки. Я получил задание рассчитать на основании чертежей объемы кирпичной кладки стен, пилонов и сводов храма. Работал, стараясь не думать о последствиях. Сами понимаете, каткие времена тогда были...
— Вы были свидетелем разрушения храма?
— Я бы так не сказал. 5 декабря был назначен взрыв храма. Тысячи москвичей пришли посмотреть на это. Я не пошел. Мне было тяжело. В конце двадцатых я был свидетелем разрушения храма в Архангельске. Зрелище очень тяжелое, мне его на всю жизнь хватило. Но как происходил взрыв, я знаю. Надо сказать, что и создание, и разрушение храма породили много легенд. Храм ведь создавался на месте женского монастыря, так вот, его настоятельница будто предрекла, что ничто не устоит на этом месте. Так и вышло — храм снесли. Дворец Советов не построили. Всерьез говорить о бассейне «Москва» как о сооружении архитектурном, согласитесь, не приходится.
— Взрыв осуществлялся так, что тоже породил различные легенды.
— Мне придется, увы, разочаровать вас: ничего сверхъестественного не было, хотя и взрывали храм трижды. Раздался первый взрыв, но храм устоял, не разрушил его и второй, более мощный взрыв, прозвучавший через час после первого. Собравшиеся, а их было, наверное, несколько тысяч, реагировали по-разному. Были в толпе верующие люди, которые говорили, что Господь услышал их молитвы и не дает уничтожить храм.
Но еще через час был третий взрыв. Купол медленно осел, и гордость нескольких поколений москвичей, всего русского народа превратилась в руины.
Объяснение тому, что храм не был уничтожен сразу, кроется в архитектурных особенностях здания. Центральная часть держалась на четырех внутренних колоннах. Первый взрыв, причинив разрушения фасаду здания, подорвал одну из них, но купол держался на трёх оставшихся колоннах, после второго взрыва были целы две колонны, удерживающие купол, и лишь третий взрыв уничтожил центральную часть здания. Буквально сразу началась, расчистка площадки: кирпич, облицовочные материалы, арматуру вывозили на машинах в район нынешних Фрунзенских улиц, в Лужники. Расчищали площадку очень долго, если мне не изменяет память, несколько лет. Хотягрозились сделать это в сжатыесроки, чуть ли не к майским праздникам 1932 года. Но те, кто принимал эти «повышенные обязательства», просто не представляли реальных объемов работ.
— Аполлос Феодосьевич, если я вас правильно понял, все строительные материалы с храма были просто выброшены на свалку?
— Ну, это не совсем так. Ведь храм был облицован весьма ценными материалами — яшмой, малахитом, мрамором. Очевидно, что в переплавку пошел крест, весивший полтонны.
Кстати, Думаю, интересно будет узнать, как снимали крест с храма. Сначала верхолазы подпилили его в нескольких местах, затем крест тросами зацепили за грузовой автомобиль. Машина разогналась, тросы натянулись, крест слегка накренился, но не упал, зато вверх пополз кузов грузовика. Операцию пришлось повторить, нагрузив кузов. И только тогда тяжелый крест с грохотом упал на землю, подняв буквально тучи пыли.
— Вспоминая любимую поговорку наших строителей «ломать — не строить», трудно даже представить, насколько тяжело было установить крест. Реально ли сегодня восстановить храм?
— На мой взгляд, храм необходимо восстановить. Ведь он не просто культовое сооружение. Это крупнейший исторический памятник нашего Отечества. Памятник убиенным во славу России. Не только погибшим в Отечественную войну 1812 года. Боюсь, широкому читателю не известно, что во время первой мировой войны люди приходили к храму и писали на его стенах имена своих родственников и друзей, павших на полях сражений. Никто их, кстати, не прогонял, это не считали осквернением храма. Человек, приезжавший в Москву, будь то рабочий, крестьянин, мещанин, представитель интеллектуального труда, считал своим долгом, а вернее сказать — духовной потребностью, поклониться этому святому для русского человека месту.
— Наших читателей, естественно, интересуют и чисто технические вопросы. Сколько понадобится времени и средств, можно ли восстановить храм Христа Спасителя на прежнем месте?
— Как строитель, скажу однозначно: храм лучше восстанавливать на месте бассейна «Москва». Дело в том, что бассейн находится на фундаменте, заложенном под Дворец Советов, фундаменте, который по всем параметрам способен выдержать, храм, Таким образом, не нужен новый «нулевой цикл». А это до двадцати процентов стоимости строительства, пятнадцать процентов — трудозатрат и материалов, треть времени.
Кроме того, важно восстановить историческую справедливость. Словом, я обеими руками голосую за сооружение храма на Волхонке.
Чертежи храма сохранились. Я работал по ним а 1931 году. Чертежи подробнейшие, прекрасно сделанные, вцвете. По ним можно восстановить здание в первозданном виде.
Необходимо создать организацию, которая возьмет на себя строительные работы. Может быть, новый строительный трест, подчиненный, скажем, Московской Патриархии. Уверен, будет много добровольцев, желающих помочь строителям. Финансирование строительства можно осуществить за счёт добровольных пожертвований: уверен, наш народ и русские, живущие за рубежом, не пожалеют денег на благое дело. Сумма, по моим подсчетам, потребуется немалая — миллионов 200—300. Мне кажется, понадобится 20—25 лет, чтобы сдать храм «под крест». Десять—пятнадцать лет уйдет на само строительство, затем пять лет здание должно «сохнуть», иначе нельзя приступать к росписи стен и потолков, еще пять лет — на художественные работы.
— А где взять иконостас, картины, горельефы? Придется копировать? Но ведь любая копия хуже оригинала.
— Часть интерьера, к счастью, сохранилась. Правда, незначительная часть. Иконостас, по моим сведениям, находится в Ватикане.
В Третьяковской галерее и ГИМ СССР должны находиться снятые картины: «Поклонение волхвов» и «Помазание на Царство» Верещагина. «Александр Невский отвергает папских послов» Семирадского, четыре картины «Вселенский Собор» Сурикова, пятнадцать фрагментов «Тайной Вечери» Семирадского. Были сняты некоторые горельефы. Все остальное, очевидно, придется восстанавливать по фотографиям, другим архивным материалам...
Гонорар за публикуемый материал А. Ф. Иванов передает в Фонд восстановления храма Христа Спасителя.