К 100-летию со дня Рождения Георгия Свиридова
Последний русский классик, выдающийся композитор, человек, стоявший у истоков возрождения Храма Христа Спасителя. Знаменательно, что отпевали Георгия Васильевича в только что построенном Храме Христа Спасителя... Для него построенном... Так управил Господь, что самым первым, кого отпевали в уже поднявшейся, но еще недостроенной Народной Святыне, был человек, избранный (22.09.1989 г.) Председателем Фонда Возрождения Храма Христа Спасителя - Владимир Алексеевич Солоухин, а вторым, через 8 месяцев, - Георгий Васильевич Свиридов - истинно русский композитор, называвший поэта своим другом. (Георгий Свиридов скончался 6.01.1998г.) И мало кто знает такой факт, что именно Г. Свиридов настоятельно рекомендовал, более того, прямо участвовал в избрании В. Солоухина Председателем Фонда Возрождения Храма Христа Спасителя, хорошо зная, полностью ему доверяя и считая, что только такой человек может руководить таким фондом, что В. Солоухину можно доверить фонд огромных средств, которые собирает народ на возрождение Храма-мученика. Нашу просьбу о том, чтобы возглавить народное движение за возрождение Храма Мученика, Георгий Васильевич отклонил, т.к. ему было уже очень много лет и здоровье его не позволяло вести активную работу.
Как и почему отправилась наша "делегация" на дачу к Юрию Васильевичу с приглашением возглавить создающийся фонд возрождения Храма Христа Спасителя см. тут:http://obchina-xxc.ru/forum/13-8-1#131. Великий композитор с мировым именем, друг Валентина Распутина и Владимира Солоухина, автор щемящей русской и духовной музыки - он был для нас знаменем. Мы были бы счастливы видеть его во главе народного движения за возрождение Народной Святыни.![](http://xxc-obchina.ucoz.ru/_nw/2/s02650579.jpg)
Сентябрь 1989 года. В день 150-летия со дня закладки Храма Христа Спасителя мы собрали общественность на большой благотворительный вечер в кинотеатре "Россия". На сцену выходили ученые, художники, общественные деятели, представители Вооруженных Сил СССР, которые в своих коротких и емких выступлениях всесторонне обсудили сложные вопросы создания нового общественного института и выразили уверенность в том, что создаваемый Фонд станет тем центром, который послужит делу соборности русских людей, где бы они ни жили на нашей планете, объединит народы России на пути возрождения их исторической памяти, духовности и культуры и будет способствовать возрождению Храма Христа Спасителя в Москве.
На том памятном благотворительном вечере в тогда еще кинотеатре “Россия” Георгий Васильевич выступил после И.Р. Шафаревича, приехав, не смотря на недомогание, вместе с Эльзой Густавовной:
«Дорогие товарищи! Дорогие уважаемые соотечественники!
Я человек уже старый. Вся моя жизнь прошла на протяжении этой эпохи, которую так сильно и убедительно охарактеризовал Владимир Алексеевич Солоухин. Жизнь, конечно, очень сложная была. Я не говорю о своей жизни, моя жизнь – капля этой жизни. Думается, что наша Родина, Россия, пережила такие события, которые, в сущности, свидетельствуют о том, что, может быть, именно здесь был эпицентр мировой истории, где было сделана попытка переломить сознание человечества, направить его иными путями. Направить его по диаметрально противоположному пути – служить человеку иным началам, чем то понималось раньше.
И вот, в настоящий момент мы переживаем удивительный поворот – сложный, трудный, но, будем надеяться, поворот к светлым началам, а не к разрушению храмов. Мне довелось побывать в тех местах, где проходила последняя война, где состоялось открытие второго фронта. Приехал я в один большой город, который весь был совершенно разрушен. Теперь он построен заново. А тогда от него осталась одна стена и две большие старинные церкви. Стены их были повреждены – поранены осколками. Но все же церкви эти пощадила артиллерия и авиация враждующих сторон. Такая вот там была война, хотя и она была жестокая.
В довоенной же России, да и позже, шла совершенно другая война. Смысл ее был абсолютно другой. Именно здесь, в годы относительно мирные, затеяно было что-то страшное – одна из ряда последовательных акций – разрушение храмов, грабеж этих храмов. Проходило ограбление народа, ведь эти ценности храмовые принадлежали народу. Каждый мог приходить в храм и всем любоваться. Вот эта жестокость чудовищная, мне кажется, была войной с народом – война, нацеленная на искоренение народа, обращение народа в какое-то совершенно рабское состояние, потому что народа без Бога на свете, может быть и нет. Ведь даже дикарь, самый, так сказать, низменно мыслящий, все равно имеет какой-то тотем, знак или какую-то молитву. Смутно сознает этот человек существование какой-то высшей силы над собой, ощущает страх, чувствует свою ответственность.
У нас же было все покорежено. Все было, так сказать, поставлено с ног на голову. Человек, как бы, ставился выше мироздания, выше Бога. Уничтожением храмов был нанесен удар в самое сердце нашего народа.
И сейчас, в наше время, которое продолжает оставаться сложным и трудным, мы с надеждой смотрим на то, что открываются новые храмы и слышна наша культовая музыка. В последние годы это исподволь стало проникать в народ, люди могут слушать церковную музыку. Не вызывает сомнения то, что без Церкви культура и нравственность народа упали. И упали страшно глубоко.
Сегодняшний день меня глубоко потрясает, потрясает мою душу. И я сегодня, присутствуя здесь, преисполнен надежды, я глубоко убежден, что эта акция наша, которую мы пытаемся свершить, – организовать восстановление Храма Христа Спасителя, – станет не только восстановлением символа величия России, но и восстановлением человеческого достоинства каждого русского человека, которое мы, к сожалению, утеряли.
Я со страшной скорбью смотрел в фильме на этих русских людей, которые разрушали Храм. Создавалось такое впечатление, словно они забивают гвозди в самого Христа. Мы, русские, очень много должны думать о себе, думать о своей судьбе и не быть так безучастны, как мы часто бываем безучастны ж тому, что касается нас самым непосредственным образом.
Я счастлив сегодня здесь присутствовать и глубоко потрясен этим. И я хочу сделать одно предложение. Создание фонда восстановления Храма Христа Спасителя – большое дело. И мне кажется, что во главе его должен стать достойный, хороший, нравственный, умный и талантливый человек – человек, имя которого широко известно, человек, который уважаем многими. Я имею в виду Владимира Алексеевича Солоухина.
Я предлагаю избрать его главою нашего фонда».
Большое собрание в кинотеатре “Россия” единодушно поддержало предложение Георгия Васильевича. Выступил он без бумажки и вскоре, в антракте большого вечера, Свиридовы уехали в Ново-Дарьино. Повезли их на дачу на своей “Волге” народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников и его сын Александр, принимавшие участие в праздничном концерте…
100 ЛЕТ ИЗ ЕГО ВЕЧНОСТИ...
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ:
"Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу “нецивилизованности” России, “нецивилизованности” русских, главным образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Менделеева, Гоголя, Склифосовского, геометра Лобачевского, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, П.Чайковского. Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о "Слове о полку Игореве", а не о позолоченном унитазе"…
"Вы люди принципиальные, в этом Вам не откажешь, Вы насаждаете в России шенбергианство, колонизируете нас по заветам А.Рубинштейна, который также насаждал здесь мендельсоновщину. Возможно, что Вы и подобные Вам люди, делающие похожее в других областях жизни и преуспеете - обратите Русских в колониальный, бесправный народ (и сейчас он - полубесправный) без веры, без Бога, с выборочно дозволенной собственной культурой и историей, с оплеванным прошлым и неясным будущим.
Тогда - Вы будете на коне и силой утверждаемые, насаждаемые Вами кумиры обретут известность, но все равно никогда не обретут любви. Но возможно и другое, возможно что Вам не удастся попрать и окончательно унизить достоинство Русского человека, тогда Вы будете названы своими именами".
"Русская культура неотделима от чувства совести.
Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание.
А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое".
"Это - миф о России, возвышенный, величественный и трагический миф. Вот против чего ведется война. Вот что оплевывается, замалчивается, пачкается. Россия предстает в этом мифе как народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования. Вот против чего ведется борьба, вот что ненавидят эти духовно злобные, хорошо обученные творческие скопцы".
![](http://xxc-obchina.ucoz.ru/_nw/2/s38498389.jpg)
Если меня спросят, кто мой любимый русский композитор 20 столетия, то я, не задумываясь, отвечу как и многие люди: Георгий Свиридов. Даже если бы от этой глыбы русской музыки осталось только Время, вперед!-этого было бы достаточно, ибо сюита "Время, вперед!" из давно забытого одноименного кинофильма-музыка тысячелетия, без всяких преувеличений. Это произведение по силе воздйствия можно сравнить с немногими шедеврами мировой музыки. Вот разве с триумфальным Первым концертом для фортепиано с оркестором П.И. Чайковского; с бетховенской "Одой к радости" на слова Шиллера "Обнимитесь, миллионы", ставшей гимном Европейского Союза.
"Время, вперед!" Георгия Свиридова стал музыкальным символом индустриально-космического периода нашей Державы, остается заставкой главной новостной телепрограммы "Время" и остается музыкой воодушевления -не случайно балет в стиле Красный модерн на Открытии Сочинской Олимпиады в красных сполохах был поставлен именно на это великое и страстное произведение Силы и Веры.
Но на другом полюсе могучего свиридовского гения - тончайшие, кружевные гармонии вальса, романса, Тройки из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина-"Метель"-одни из немногих произведений в академических жанрах-широко популярные в России у всех слоев слушателей. Здесь уже не обойтись без ассоциации с симфонией "Зимние грёзы" и пьесой "Декабрь" из Времен года П.И. Чайковского.
С 50-хгг. Свиридов, пройдя период увлечения немецкими романтиками и авангардом, стал писать исключительно в русском стиле. Его страстное с юности увлечение литературой проявилось в его музыкальном наследии богатым объемом русской литературы, которой посчастливилось зазвучать в музыке Георгия Свиридова. Помимо повести Пушкина"Метель"-это еще и Блок. Цикл романсов на стихи А.Блока. На стихи А.Блока-"Флюгер"-яркий необычный романс, посвященный Елене Образцовой. "Ветер принес издалека" и др., исполняемый лучшими певцами.
И, конечно, известнейший вокальный цикл на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь". Дмитрий Хворостовскйи наверное был последним певцом, с которым работал сам Мэтр над этим циклом.
Он был увенчан высшими знаками признания-Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Но главное все-таки что эти высокие регалии совпали(что не всегда и не у всех совпадало, по разному складывалось) и с народным признанием, и огромным авторитетом в среде академических музыкантов. Россия чтит Свиридова, и это главное.
Пожалуй, Георгий Свиридов по общей оценке выражает в русской музыке дух России более, чем его современники-композиторы с мировым именем. Вот мирового имени Свиридов не стяжал. Как ни страно это прозвучит! А при этом по самым авторитетным свидетельствам и википедии в частности:малоизвестный на Западе, Свиридов остается одним из самых популярных русских композиторов в России. На Западе широко известны и многоисполняемы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Альфред Шнитке, Родион Щедрин.
Но не в обиду ценителям этих великих композиторов будь сказано, Россию в музыке выразили немногие композиторы с потрясающей силой и всеохватностью - я бы сказала, что это прежде всего Чайковский, затем Рахманинов(Второй фортепианный концерт, циклы романсов) и Свиридов. Это наиболее русские композиторы в музыке. Даже Михаила Глинку я сюда не отнесу, несмотря на "Жизнь за царя"("Иван Сусанин"). Глинка учился в Италии и его музыка очень итальянская, она прекрасна, но кроме песни "Жаворонок" и Вальс-фантазии, этих двух наиболее известных и популярных его сочинений, в целом глинкинская музыка пронизана итальянским духом более, чем русским. Чего уж говорить о Дмитрии Бортнянском, этом "русском Моцарте", одним из первых русских композиторов получившим музыкальное образование и композиторскую школу в Италии. К сожалению, в России почти забыт, хотя и незаслуженно. Его опера "Сокол" была написана на французский текст либретто-в эпоху когда Двор и аристократия еще говорила только по французски.
Шостакович? Да, Седьмая симфония "Ленинградская"-Этого достаточно.Это музыка-подвиг. Музыка-документ эпохи и его страстный призыв.
Но уже музыка Прокофьева достаточно элитарна и ...кто назовет хоть один ставший популярным фрагмент его колоссальног оперного полотна "Война и мир"по роману Л.Толстого? Эта опера больше известна западной публике, чем российской.
И тем паче, многие ли назовут что-то из оперы "Декабристы" Шапорина, которую композитор писал 30 лет? Такой огромный многолетний труд. Возможно, что это несправедливо и время откроет их с новым вниманием, как не сразу были открыты Вивальди и Й.-С.Бах, ныне самые популярные композиторы мира.
Но очевидно, что одной патриотической темы недостаточно, чтобы выразить душу страны и времени. Такая счастливая судьба выпала Георгию Васильевичу Свиридову.
16 декабря 2014г. Россия отметит 90-летия великого композитора России.
Приложение. Чтобы не перегружать текст эссе, выношу сюда сочинения Свиридова-давайте ихслушать и открывать заново русскую поэзию в магиечском криталле свиридовской музыки. Кстати, не только музыканты-академисты, но и исполнители в иных стилях могут почерпнуть для себя интересный материал. К примеру, для исполнителей бардовской песни я слышу более подходящим, чем для академистов- "О, Родина, счастливый и неисходный час!" из цикла на стихи Есенина "Отчалившая Русь". Сколько не слушала у выдающихся певцов-ни одно не покорило, кроме исполнения хором мальчиков. Замечательно выражена вечная тема Руси-тройки в цикле "Метель " Свиридова!
Сочинения:
7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)
Камерная симфония для струнных (1940)
3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Соната для фортепиано (1944)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи У. Шекспира (1944-60)
Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959; Ленинская премия, 1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1969)
Music for chamber orchestra (orchestral version of the Quintet for Piano and Strings 1964)
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
«Маленький триптих» (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
«Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
«Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
Гимны Родины для хора (1978)
25 песен для баса и фортепиано (1939—1979)
«Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
«Петербург», вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения).
Фильмография
Георгий Свиридов — автор музыки к тринадцати фильмам:
1940 — Поднятая целина
1946 — Дон Сезар де Базан
1951 — Пржевальский
1952 — Римский-Корсаков
1953 — Великий воин Албании Скандербег
1956 — Полюшко-поле
1960 — Красная площадь
1961 — Воскресение
1964 — Русский лес
1964 — Метель
1966 — Время, вперёд!
1976 — Доверие
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1996 — «Время Георгия Свиридова» — документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихонов
|