100 летие обретения иконы Божией Матери «Державная». Обретенная в ХХ веке икона Божьей Матери «Державная» стала одним из самых почитаемых образов Богородицы.
Значение чудотворного образа Пресвятой Богородицы
В Подмосковье, в селе Коломенское русскому православному народу 2 (15) марта 1917 года явил себя образ Божьей Матери. Это событие совпало с отречением от престола царя-мученика Николая II. Государь Николай Александрович, император Российской империи, был вынужден подписать Манифест об отречении от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками). Ровно век прошел с того момента, как всё изменилось в великой русской державе, началась страшная эпоха гонений на Русскую Православную Церковь, на православных людей.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое прошло 9 марта 2017 года в Москве, был заслушан доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь (журнал № 4).
( цитата) "1 февраля 2017 года Священный Синод образовал Организационный комитет по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь (журнал № 1). В ходе состоявшихся 7 марта 2017 года первого заседания оргкомитета были внесены следующие предложения:
- Совершить Божественную литургию, возглавляемую Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, 15 марта 2017 года, в день отречения от престола святого страстотерпца императора Николая II и день явления Державной иконы Божией Матери, воспринятого современниками как чудесный знак заступничества Царицы Небесной о земле Русской." (конец цитаты. продолжение документа см. по ссылке)
Из года в год 15 марта православные вспоминают о том, что мы обладаем этим важным символом нашей свободы, живем под Державным Покровом Божией Матери. В День иконы Матери Божией "Державной" на проповеди в храме вспоминают государя, семья которого была канонизирована за свои муки, принятые со смирением в такие трудные времена.
15 марта мы молимся о здравии, о счастье всей своей семьи и о том, чтобы наша страна не переживала таких страшных событий, как события 1917 года. Проведите этот день достойно, в молитвах и смирении. Не забывайте о том, что сейчас идет Великий пост.
Обретение чудотворного образа Пресвятой Богородицы
Почитание образа связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда (ныне район Печатники г. Москвы) Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её "красной". Будучи истинной христианкой, крестьянка все рассказала настоятелю Вознесенской церкви. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское после долгих поисков найден была большая почерневшая от времени икона Божией Матери в одном из подвалов церкви, среди старых досок. Когда образ очистили от многолетней пыли копоти, всем представилось изображение Богородицы как Царицы Небесной: в красных нарядах величественно восседавшей на троне царском, с короной на голове и золотым нимбом, а в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава. На Своих коленях Она держала Сына Божьего Иисуса.
Икону немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.
Весть о явлении нового образа Богородицы в день отречения от Престола Государя расценивалась православными толкователями как знак, что Царица Небесная взяла управление России в Свои руки и стала ее Заступницей. А по иной версии, явление образа Пречистой свидетельствовало о грядущих испытаниях для Православной Церкви и всей страны, как наказание за многочисленные грехи.
(работа художника Вячеслава Ленькова)
В день обретения образа, в Коломенском, вышел из земли целебный источник. С тех пор много списков с иконы было написано, и много верующих прибыло в село, и было выявлено множество чудесных исцелений недугов тела и души перед Ее ликом.
Образ относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.
В чем помогает икона «Державная»
Чудотворный образ стали возить в разные храмы, православные выстраивались в очереди, желая прикоснуться к святыне. На сегодняшний день стали известны свидетельства того, как искренние молитвы возле лика Пресвятой Богородицы помогают верующим справиться с их проблемами. Считается, что этот образ значим для людей облеченным властью государства, мол, покровительствует Она правителям страны. Но это не совсем так. Много чудес сотворила икона «Державная».
О чем молятся Божией Матери:
- Молятся о здравии своих родных, просят дать возможность преодолеть тяжелые недуги и быстрее восстановиться после болезни.
- Пречистая помогает одиноким людям найти верного спутника жизни, вторую половинку, наставляет на путь истинный.
- Просят Царицу Небесную о помощи при возникновении серьезных финансовых проблем.
- Молитвы к Ней дают уверенность, и покой, исцеляют душевные травмы.
- Приходят к образу в поисках сердечной радости и правды.
- Молятся о мире в стране, о спасении от нашествия бед и войн.
- Обращаются к Богородице за прощением, усмирением вражеской злобы.
Каждый православный, нуждающийся в защите Ее и помощи, может прийти к лику Ее и помолиться. Главное, чтобы слова были искренними, от души, не желая зла ближнему своему. Вот текст одной из молитв обращенных к Пресвятой Богородице:
«О, мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Где находится икона «Державная»
Подлинник образа Богородицы Царицы Небесной более полувека находился скрытым в Историческом музее. А списки изымались и уничтожались по всей России. Но в настоящее время оригинал вернулся (в 1990 году) в Коломенское, в храм, названный в честь «Казанской» иконы Божией Матери.
Один из первых сохранившихся списков пребывает в храме мученика Иоанна Воина в Москве. Другой чудотворный список находится в бывшей Московской области в Николо-Перервинском монастыре - ныне это район Москвы Печатники. В этот монастырь принесла образ монахиня Агния, и с тех пор он стал монастырской святыней. А в день почитания «Державной», 15 марта (2 марта по старому календарю), совершается вокруг Божьей обители крестный ход с чудотворным образом во главе.
В СССР в 1990 году образ Матери Божией "Державной" был установлен общиной Храма Христа Спасителя на Закладном камне храмового комплекса на месте взорванного Храма-мученика. Община понимала, что сил у нее пока немного и поэтому было решено сначала построить храм-часовню Державной Божией Матери, в нем молить Богородицу о помощи и собирать силы для возрождения Народной Святыни - Храма Христа Спасителя и всего храмового комплекса на Волхонке, включая восстановление церкви Похвалы Богородицы "в башмачках" и строительство храма Святого Георгия в честь воинов, отдавших жизнь в борьбе с гитлеровской коричневой чумой (на месте автозаправочной станции Дворца советов).
Ю.М. Лужков приступил к строительству Храма Христа Спасителя в 1994 году. Первым храмом архитектурного комплекса стал храм-часовня Божией Матери "Державной" рядом с Саймоновским проездом. В День почитания Державной Божией Матери в этом храме совершается служба и крестный ход.
В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.
Кроме этого дня празднуется в Коломенском Казанском храме день возвращения лика Царицы Небесной – 27 (14) июля. Множество соборов и церквей было построено и названо в честь этой иконы.
Храм Божией Матери "Державная", Закладной камень храмового комплекса, установленный общиной в 1990 году
Община, возродившая Храм Христа Спасителя, у Закладного камня, установленного ныне у стены церкви Державной Божией Матери. Это те, кто непосредственно принимал участие в прославлении иконы Божией Матери "Державная" после ее второго обретения в 1988 году.
Община Храма Христа Спасителя 7 лет проводила регулярные богослужения у "Державной" под открытым небом и летом и зимою в сквере у работающего бассейна "Москва" с 1998 года по 1994 год - год, когда началось строительство храмового комплекса Храма Христа Спасителя и община была упразднена Указом Патриарха Алексия II.
Нью-Йорк: 10 марта 2017 г.
Послание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по случаю 100-летней годовщины трагических событий, связанных с революцией в России и началом эпохи безбожных гонений.
От редакции: Как сообщили сегодня из канцелярии Архиерейского Синода, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион благословил, в связи с приближающейся 100-летней годовщиной явления «Державной» иконы Божией Матери, огласить нижеприводимое послание с церковных амвонов в Неделю 2-ую Великого поста.
Возлюбленные во Христе братия и сестры!
В этом году весь мир, и в первую очередь мы с вами, вспоминаем величайшую трагедию XX века, которая перевернула судьбы миллионов людей. Эта трагедия коснулась буквально каждой русской семьи, где бы она ни находилась. Мы вспоминаем столетие кровавой и разрушительной революции в России. Из-за предательства правительства и генералитета Государь был вынужден отречься от престола, и далее произошла цепь неминуемых событий: гибель государства, мученическая кончина Самого Государя и Августейшей Семьи, жестокая братоубийственная война, небывалые доселе в России гонения на Православную Церковь и на веру в Бога.
В 1909 году Петр Аркадьевич Столыпин сказал: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Самому русскому премьер-министру оставалось жить около двух лет. Он был убит в присутствии своего Государя в киевском театре в 1911 году.
То, что Россия движется вперед буквально семимильными шагами, сознавали и далеко за пределами нашего Отечества, а именно в Соединенных Штатах Америки. В ноябре 1914 года вышел в свет примечательный номер журнала «National Geographic», посвященный России. Всесторонние социально-экономические исследования показывали, что ко времени, о котором говорил Столыпин, по всем основным показателям роста Россия выйдет на такой уровень, что ее уже будет не остановить. Остановила ее лишь организованная и поддержанная западными странами революция. Нашему отечеству не дали и 20-ти дней покоя. В этой связи следует помнить, что сегодняшняя неустанная травля России со стороны «западной цивилизации» существовала и 100 лет тому назад, да и много прежде. Миру была ненавистна Российская Империя, наследница Святой Православной Руси. Ни верность союзническому долгу, ни всегдашняя готовность Русских Государей к сотрудничеству не помогали. Характерно высказывание знаменитого британского политического деятеля лорда Палмерстона: «Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет». Высказывание это относится к середине ХIХ века, но, к сожалению, так и не было услышано.
А в самом начале ХХ века святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, предостерегал: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно, а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его...».
Образованные сословия в России, воспитанные в традициях, так называемого западничества, едва ли не с самоубийственным упорством толкали Россию в пропасть, всячески склоняя русский народ к отказу от своей веры, своего Царя и своего Отечества. Невольно приходят на ум слова псалмопевца Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13:1).
Но и в самые тяжелые времена гонений Господь не оставлял Свой народ. Так, в нынешнем же году мы отмечаем иной, никак не менее важный, 100-летний юбилей – восстановление патриаршества на Руси. Это произошло именно тогда, когда Предстоятель и Печальник за всю Русскую Церковь был особенно необходим. Интронизация святителя Тихона, Всероссийского Патриарха-Исповедника, состоялась 21 ноября/4 декабря 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля, на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Но еще прежде, в самый день отречения Помазанника Божия, Государя Николая Александровича, 2/15 марта 1917 года нашему народу был явлен дивный образ Божией Матери «Державной», как свидетельство того, что Пречистая Владычица не отнимает Своего попечения о страждущей России, издревле называемой Домом Пресвятой Богородицы.
Теперь же, когда по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Господь сменил гнев на милость в отношении России», всем русским людям дана от Него возможность возвратиться к своим православным корням. Нам сейчас необходимо осмыслить свою историю и понять те причины, по которым на Россию выпали тяжелые испытания. Одной из причин этих трагических событий есть плод забвения и небрежения к вере Христовой и отступление от богоустановленной власти. Нам ни в коем случае нельзя оправдывать виновников губительной революции. Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований.
В годы лихолетья Русская Зарубежная Церковь всегда считала своим святым долгом высказывать всю правду о русской истории, что было невозможно в Отечестве, и, быть может, прежде всего напомнить русскому народу о крестном пути Новомучеников. Это не вопрос политики, как иногда полагают, а именно вопрос духовной совести. Нам, действительно, следует как можно лучше знать историю подвига Новомучеников и Исповедников Российских. И тогда, уповаем, русский человек сам, следуя велению совести, придет к убеждению, что в его богоспасаемой стране, нет более места символам богоборческой власти и именам богоборцев.
Десять лет тому назад, на Великом освящении храма на Бутовском полигоне, приснопамятный митрополит Лавр, обращаясь к собравшимся сказал: «Здесь земля обильно полита кровью мучеников и усеяна их костьми и да будет она престолом Христу Богу нашему. О гонителях же Церкви Христовой давно сказал пророк: "Видех грешника высящася яко кедр ливанский, и мимоидох, и се не бе и не обретеся место его (Пс. 36: 35-36)". Да изгладится память о них в сердцах людей, а Церковь Христова на русской земле да утвердится во век!».
Призываем всю нашу паству, равно и всех православных русских людей, во Отечестве и рассеянии сущих: берегите, как зеницу ока, врученный нам Господом дар – святую, спасительную Веру Православную, всегда памятуя слова Христовы: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его...» (Мф. 6, 33). Аминь.
С любовью во Христе,
+ ИЛАРИОН,
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.
+ МАРК,
Архиепископ Берлинский и Германский.
+ КИРИЛЛ,
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский,
Секретарь Архиерейского Синода.
+ ГАВРИИЛ,
Архиепископ Монреальский и Канадский.
+ ПЕТР,
Архиепископ Чикагский и Средне-Американский.
+ НИКОЛАЙ,
Епископ Манхэттенский,
Заместитель Секретаря Архиерейского Синода.
synod.com/syn…/2017/20170310_epistle100yrsperssecitions.html
Храни Вас Господь!
|