11:31 Поклонная гора. Триумфальная арка. 1988 год - начало начал. | |
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. (А. Пушкин) Триумфальные ворота в честь побед русской армии над Наполеоном, заложенные в 1829 году в Москве за Тверской заставой. Изначально Триумфальная арка располагалась на теперешней площади Белорусского вокзала и была построена в 1829-30-х годах известным архитектором Осипом Бове взамен деревянной, установленной как раз для встречи победителей Наполеона в 1814-м.
А снесли арку Бове, когда в 1920-х годах активно перестривали Тверскую улицу. Но благодаря самоотверженным энтузиастам, которые тщательнейшим образом обмерили и зафотографировали арку, а также сохранили детали арки, ее оказалось возможным восстановить. И она не исчезла, как, например, исчезли Красные Ворота. Однако, была установлена в 1960-х годах у Поклонной горы, на месте, где Москва не захотела встречать Наполеона.
Итак.
Поклонная гора... Именно с нею связано зарождение в 1988 году той самой инициативной группы, начавшей движение за возрождение Храма Христа Спасителя. Горстка людей, числом чуть более десятка, выступила против действий власти по размещению Мемориала Победы на Поклоннной горе и громко поддержала идею о том, что память воинов, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, надо чтить, начиная с восстановления на своих прежних местах разрушенных коммунистами памятников воинам Отечественной войны 1812 года:
№1 - Триумфальной Арки, установленной в 19 веке в Москве за Тверской заставой, в честь побед русской армии над Наполеоном, Триумфальных ворот, встречавших воинов победителей-триумфаторов, возвращавшихся из Парижа, с запада, на которой каждый прочтет слова М. И. Кутузова, обращенные к «храбрым и победоносным войскам». Русским войскам, а отнюдь не наполеоновским, как, видимо, подразумевали советские власти, когда к семидесятипятилетию Бородинского сражения перетащили Триумфальные ворота к Поклонной горе, и теперь, (вроде бы как и задумано Осипом Бове) над аркою рвется в небо колесница Славы, запряженная шестеркой лошадей, с богиней Победы, но рвется та Колесница Славы в сторону Поклонной горы, где ждет ключей от Москвы Супостат. Отнюдь не триумфатор.
№2 - взорванного Храма - "хранителя русской славы", Храма Христа Спасителя
№3 - восстановление самой Поклонной горы, к тому времени уже частично срытой.
Наша инициативная группа горячо и активно отстаивала эту идею, пыталась достучаться до власти и объяснить всем советским людям, что память героев-воинов Отечественной войны 1812 года и Отечественной войны 1941-45 г.г. священна, что мемориал защитникам Отечества
не может не отражать память народа о героях этих двух Отечественных войн. Теперь можно и не заметить, что проезжаешь мимо Поклонной горы: вдоль ее крутого склона проносится множество машин, автобусы и троллейбусы.
А когда речка Филька еще текла по земле, а не под нею, еще не было ни проспекта, ни многоэтажных домов и отсюда к городу надо было ехать и идти, вот тогда никто не проезжал мимо Поклонной горы: к ней вели все тропинки и дороги. Подойдя к вершине холма, который с давних пор народная молва называла горой, каждый был вознагражден видом на Москву, на Кремль, где выше всех золотилась глава «Ивана Великого». И не было никого, кто бы при виде этой панорамы не отвесил поклон Москве. Вот почему и назвали гору Поклонной. «...самое памятное в нашей истории и примечательное по своей топографии место - это Поклонная гора. С ее высоты исстари русский народ привык воздавать поклон матушке-Москве», - писал историк И. Е. Забелин, изучивший досконально эту местность. Поклонная гора … В то время ее называли немного иначе - Поклонная гора на Смоленской дороге. Хроника 1812 года:
Здесь на возвышенном месте с поклонами встречали важных лиц, иностранные посольства. Зная этот исторический факт, именно на Поклонной горе Наполеон ждал ключей от Кремля. 2 сентября 1812 года.
В 10 часов утра Наполеон уже в селе Троекурово (это примерно в районе современных Троекуровского проезда и улицы Рябиновой). Здесь он встречает Мюрата и узнает от него, что сражения под Москвой не будет, что Москва оставлена русскими. Он движется по Можайскому шоссе и по...нынешнему Кутузовскому проспекту к Поклонной горе. В 12 часов Наполеон уже на Поклонной горе, там же, где день тому назад был Кутузов. Великолепная погода, прекрасный вид на город - все способствует замечательному настроению и душевному подъему. Наполеон до часу дня ожидает депутации бояр с ключами от города, и после бесплодного ожидания сильно и неприятно удивляется, узнав, что город практически пуст. (Заметим, что и Поклонной горы и вида на город теперь нет. Это все снесли при прокладке проспекта в 1950-х года (гору срыли, а вид застроили домами). В 1 дня Наполеон едет вперед в Дорогомилово по нынешнему Кутузовскому проспекту мимо будущей "советской" Триумфальной арки, установленной в СССР, как видим, для встречи именно Наполеона) , мимо нынешнего музея с Бородинской панорамой и ее филиала - избы от совета в Филях - к нынешнему Бородинскому мосту. В 2 часа дня французские войска начинают входить в Москву.
Наполеон сворачивает с нынешнего Кутузовского проспекта на Дорогомиловскую и подъезжает к Бородинскому мосту. Но мост был разрушен. Канал имени Москвы тогда еще не докопали, река Москва была мелкой, и император пересекает реку вброд - глубина чуть больше чем полметра. Он доезжает почти до нынешнего здания МИДа. Но потом возвращается обратно на нынешний Кутузовский на Дорогомиловскую площадь к будущему обелиску Москва - город-герой. В город он решает в этот день не вступать и ночует в районе улиц Раевского и Платова. Русские войска группируются у деревни с забавным названием Панки, в 17 верстах от Москвы, где назначена ночевка - это за МКАДом, продолжение нынешнего Рязанского проспекта, около Люберец. День 2 сентября Милорадовичу удается выиграть путем переговоров с Мюратом, и русский арьергард движется через Москву в ночь на 3-е. Вечером же 2 сентября через него же Мюрат соглашается на перемирие до 7 часов утра 3 сентября. К 11 часам вечера французы узнают, что горят Торговые ряды (будущий ГУМ). И еще какие-то предместья далеко. Эти пожары приписывают неосторожности солдат на некоторых бивуаках.
3 сентября
В 12 часов Наполеон въезжает в Кремль. "Город без жителей был объят мрачным молчанием. В течение всего нашего длительного переезда мы не встретили ни одного местного жителя; армия занимала позиции в окрестностях; некоторые корпуса были размещены в казармах. В три часа император сел на лошадь, объехал Кремль, был в Воспитательном доме, посетил два важнейших моста и возвратился в Кремль, где он устроился в парадных покоях императора Александра" - вспоминает маркиз де Коленкур, он же герцог Винченский, бывший посол Франции при Петербургском дворе и будущий министр, а ныне обер-шталмейстер Наполеона.
К вечеру начинается пожар, пылает весь город, Замоскворечье, Китай-город, и прочее. Кремль, где находится император, пытаются защитить. Как потом выяснится, в Кремле были сложены большие запасы пороха чуть ли не под открытым небом, и любая случайная искра могла отправить Наполеона в лучший мир вместе с половиной Кремля. Сильный ветер превращает всю Москву в один огромный пожар.
4 сентября
В ночь на 4 сентября "зарево пожара давало такое освещение, что можно было бы читать в глубине комнаты, не зажигая света" - будет рассказывать потом Коленкур.
Император сначала говорит «Это неосторожность солдат; они, вероятно, разложили огни для приготовления пищи слишком близко к деревянным домам», но осознав реальный масштаб, приходит в ужас. Снова возникает опасность для Кремля. Наполеон решает из соображений безопасности временно перебраться куда-нибудь подальше. Граф Сэгюр: "Мы были окружены целым морем пламени; оно угрожало всем воротам, ведущим из Кремля. Первые попытки выйти из него были неудачны. Наконец найден был под горой подземный ход - выход к Москве-реке. Наполеон вышел через него из Кремля со своей свитой и старой гвардией. Подойдя ближе к пожару, мы не решались войти в эти волны огненного моря. Те, которые успели несколько познакомиться с городом, не узнавали улиц, исчезавших в дыму и развалинах. Однако же надо было решиться на что-нибудь, так как с каждым мгновением пожар усиливался все более и более вокруг нас".
Сэгюр свидетельствует: "Сильный жар жег наши глаза, но мы не могли закрыть их и должны были пристально смотреть вперед. Удушливый воздух, горячий пепел и вырывавшееся отовсюду пламя спирали наше дыхание, короткое, сухое, стесненное и подавляемое дымом. Мы обжигали руки, стараясь защитить лицо от страшного жара, и сбрасывали с себя искры, осыпавшие и прожигавшие платье. В этом-то ужасном положении, когда все спасение наше зависело, по-видимому, от быстроты, проводник наш сбился с пути и остановился в смущении. Здесь окончилась бы наша жизнь, исполненная треволнений, если бы случайное обстоятельство не вывело императора Наполеона из этого грозного положения". В общем, они в итоге наталкиваются на мародерствующих поблизости солдат из корпусов Даву и Нея, и Наполеона выводят обратно на Кутузовский мост, в Дорогомилово, где он по берегу реки добирается до Крылатского, пересекает реку и попадает Хорошево-Мневники. Пробирается огородами, через Ваганьковское кладбище, попадает на Ходынское поле и останавливается в итоге в Петровском дворце на нынешнем Ленинградском проспекте (рядом со стадионом) - уже при наступлении темноты, измученный и потрясенный страшными впечатлениями этого дня.
5 сентября.
Пожар продолжает бушевать, но к вечеру этого дня погода меняется: сгущаются тучи, начинается сильный дождь, ветер начинает стихать. Огонь слабеет.
6 сентября.
6-го дождь идет еще сильнее, и пожары почти прекратились, хотя еще в разных местах дымятся пожарища. Самые ужасные дни миновали. Дома и улицы повсюду наполнены разлагавшимися трупами людей и животных, заражавших воздух. Огромные пространства обгорелых пустырей, между которыми едва можно различить направление прежних улиц, кое-где уцелевшие здания, в основном же груды дымившихся развалин и уныло торчащие печные трубы, остатки стен и столбов. По улицам трудно пробираться от разбросанных обломков дерева, железа и пр.; тут же валяется всевозможная мебель и домашняя утварь, выброшенная из домов или оставленная грабителями, которые захватывали все, что попадалось под руки, и затем бросали, завидев более ценную добычу. Наполеон в этот день возвращается в Кремль.
7 сентября-5 октября
Через несколько дней по возвращении в Кремль император во всеуслышание заявил, что он принял решение и останется на зимних квартирах в Москве, которая даже в ее нынешнем состоянии дает ему больше приспособленных зданий, больше ресурсов, больше средств, чем всякая другая позиция. Он приказал в соответствии с этим привести в оборонительное состояние Кремль и монастыри, окружающие город, а также приказал произвести разнообразные рекогносцировки в окрестностях, чтобы разработать систему обороны в зимнее время. Прекрасная погода, долго продержавшаяся в этом году, помогала ему обманывать себя. Быть может, до того как неприятель стал тревожить его тыл и нападать на него, он действительно думал, как он это говорил, расположиться на зимние квартиры в России. В этом случае, по его выражению, «Москва по самому своему имени явится политической позицией, а по числу и характеру своих зданий и по количеству еще сохранившихся здесь ресурсов — лучшей военной позицией, чем все другие, если мы останемся в России».
Наполеон находится в очень сложном положении. Вроде бы ничего плохого вроде не происходит, а наоборот, в основном хорошее. Он по-прежнему управляет своей огромной империей - из Москвы! - эстафета доставляет указания императора в Париж за 2 недели с точностью до 2-х часов. Стоит замечательная погода. Солдаты в целом обуты, одеты и получили богатую добычу. Занят важнейший неприятельский город. Но что делать дальше? Его предложения о мире царю Александру не находят никакого отклика. Он видит, что чем дальше, тем больше падает дисциплина в войсках и что реально рассчитывать он может только на французов, а не на свои немецкие, австрийские и итальянские войска. Он догадывается, что армия Кутузова все время усиливается, и чувствует, что его армия теряет или уже потеряла численный перевес. Он понимает, что накануне русской зимы активные действия с его стороны крайне затруднительны. Наконец он видит, что продовольственные припасы в Москве близки к истощению, а получение провианта извне невозможно.
6 октября
Дореволюционный историк, приват-доцент Ю.В. Готье:
6 октября, когда достаточно выяснилась и неудача попыток завязать переговоры с императором Александром I и частичный переход в наступление со стороны Кутузова и невозможность долее оставаться в Москве, Наполеон отдал приказ о выступлении по Калужской дороге. В Москве с молодой гвардией на некоторое время задержался ее генерал-губернатор, маршал Мортье, которому Наполеон с первого своего ночлега, из села Троицкого, на р. Десне, предписал раненых и отсталых солдат отправить из Москвы в Можайск, 10 или 11 октября в 2 часа утра поджечь магазины с вином, казармы и все публичные здания, исключая Воспитательного Дома, поджечь кремлевский дворец, изломать все ружья, лафеты и колеса и положить порох под кремлевские стены; взрыв Кремля должен был последовать за выходом последних французских войск из города. Этот акт вандализма чрезвычайно характерен для самого Наполеона. Войдя в Москву, Наполеон принимал меры, чтобы сберечь ее, потому что она была ему нужна; теперь, озлобленный и раздраженный, он сорвал свою злобу на уцелевших исторических памятниках Москвы; это была расправа над ничем неповинной вещью, — расправа, к которой не раз прибегал Наполеон в минуты сильного гнева, но никогда, кажется, эта расправа не переходила столь резко границы бесцельного вандализма.
7 октября
Около полудня император вместе с гвардией выступает из Москвы - в частности, по Большому Каменному мосту, Якиманке (улице Димитрова), площади Октябрьской революции (Калужской тоже) и Ленинскому проспекту. Минует площадь Гагарина - и покидает Москву навсегда.
(вверху: картина "Наполеон на Поклонной горе ожидает депутацию бояр" Апсит Александр Петрович)
| |
|
Всего комментариев: 2 | ||
| ||