Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.05.2024, 15:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Как вы узнали о сайте "Община. Возродившие Храм Христа Спасителя"
Всего ответов: 68

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Содержание сайта

  • История возрождения Храма Христа Спасителя
  • Кто автор идеи реального возрождения в СССР Храма-мученика
  • Е.М. Пашкин и Ф.Я. Шипунов. И их поддержка В.А. Ленькова - автора проекта возрождения Храма Христа Спасителя
  • Инициативная группа, начавшая в СССР реальную работу по возрождению Храма
  • Молитвенники России о возрождении Храма
  • Многолетние богослужения Общины у кромки работающего бассейна. Сень- часовня.
  • Создатели и члены Общины
  • Священники, поддержавшие инициативную группу и идею возрождения Храма оказали неоценимую помощь Общине.
  • Первый настоятель общины Храма Христа Спасителя.
  • Москва 1988 год, «гайдпарк - Пушка».
  • Общественность СССР: от агрессивного неприятия до активной поддержки Общины.
  • Просветительские вечера, работа с советскими СМИ.
  • Тысячелетие крещения Руси, 1988 год.
  • Создатели Фонда возрождения Храма, его работа при газете "Литроссия"
  • Закладной камень храмового комплекса в 1990 году закрыл «черную дыру» кощунственного взрыва на Волхонке.
  • Распятие и икона, отлитые в бронзе скульптором В.П. Мокроусовым – старостой Общины.
  • Вспомним всех поименно, расскажем о том, что они сделали для возрождения Храма-мученика.
  • Коллективы – члены Общины: «Русичи», «Казачий кругЪ»
  • Кровавый 1993 год…40 панихид…
  • 1994 год начало строительства Храма.
  • Храм- часовня Державной иконы Божьей Матери.
  • Ключарь Храма Христа Спасителя
  • Церковь Похвалы Богородицы «в башмачках»
  • Церковь Святого Георгия Победоносца – верим! Будет!
  • Музей истории Храма Христа Спасителя
  • Стихи о Храме Христа Спасителя
  • Литературная страница
  • Онлайн уроки русского языка
  • Отвечаем на публикации

    Форма входа

    Поиск

    Фотоальбомы Общины

     

    Новое на форуме

  • Стихи о Храме Христа Спасителя (18)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • Открываем форум! (248)
    [ Открываем форум Общины]: (Siver_Igor)
  • Возрождение храма Похвалы Богродицы - принимай эстафету! (32)
    [ Община - делай, как я!]: (Галина_Шипилова)
  • Учителя учителей - МГПУ №2. Мы учились в СССР. Выпуск 1971 г (61)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Православие и культура. Русская цивилизация. Обсуждаем (7)
    [ Семья, школа, общество]: (Галина_Шипилова)
  • Сергий Токарь! Отзовись! (2)
    [ Ищу человека! Отзовись!]: (Галина_Шипилова)
  • Русский язык онлайн:лексика фонетика дефекты чтения и письма (30)
    [ Объявления Общины]: (Галина_Шипилова)
  • Лазоревы бусы - фроновичка, донецкая бабушка. Ко Дню Победы (1)
    [ Литературное творчество]: (Галина_Шипилова)
  • Русичи - коллективный член Общины. (16)
    [ Вспомним и расскажем про каждого, кто бескорыстно помог возрождению Храма.]: (Алекс)
  • Русь верующая (26)
    [ Все обо всем. Беседка.]: (Валентин)
  • Друзья сайта

    Календарь

    «  Февраль 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    232425262728

    Архив записей

    Главная » 2015 » Февраль » 23 » 2015 - год столетия великого русского композитора Георгия Свиридова
    22:19
    2015 - год столетия великого русского композитора Георгия Свиридова

                                                                                       

    Вступая в год 100-летия великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова невозможно не думать о  нем, не слушать его несказанную музыку, не пытаться приобщиться к его величию. И не потому, что 3 (16) декабря 2015 года день рождения Мастера. Дело в том, что именно сейчас, на этом непростом для России этапе развития, его наследие, его фундаментальные творческие идеи приобретают основополагающее значение в государственном культурном строительстве. Г.В. Свиридов говорил: "Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть возможность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за неё нечто совсем другое." 

    Отпевали великого русского композитора 6 января 1998 года в Храме Христа Спасителя, следом за его другом писателем Владимиром Солоухиным... В только что построенном храме... Как бы специально для них, чтобы достойно проводить двух столпов русской культуры. Оба они прочно вошли в историю возрождения Храма - Мученика. А история такова:

    В 1989 году, когда шла подготовка к созданию Фонда возрождения Храма Христа Спасителя, наша община долго и тщательно подбирала кандидатуры на должность руководителя Фонда. Это должен был быть человек не просто известный, но очень уважаемый и в России и за ее пределами, чтобы он мог своим авторитетом помогать "пробивать" дело, кажущееся в СССР абсолютно безнадежным... Конечно, лишь Георгий Свиридов полностью отвечал всем нашим чаяниям... В последние годы своей жизни Георгий Васильевич много болел. Он практически не выходил из дома, где продолжал работать у рояля, его не было видно по телевизору, его выступления не публиковались в СМИ. Поэтому мы собрали "посольство" в лице Галины Шипиловой и Анатолия Карякина и поехали к нему на дачу. (отмечу, съемную дачу, своей великий композитор не имел). С нами поехал и представитель "Литературной России" Ю.Б. Юшкин. 90-летний композитор и его супруга радушно приняли нас, мы проговорили весь вечер, серцем внимая каждому слову великого мудреца. Юрий Васильевич горячо поддержал идею возрождения народной Святыни, был польщен нашим предложением, однако от него отказался, сказав, что быть "свадебным генералом" не привык, в состав фонда войдет, нашу группу поддержит, но вести полноценную работу ему теперь не по силам, поэтому он предложил избрать Председателем Фонда своего друга и единомышленника Владимира Алексеевича Солоухина. Что и было сделано на торжественном открытии Фонда в кинотеатре "Россия", куда Г. Свиридов лично прибыл, и где выступал, несмотря на проблемы со здоровьем. Каждое его слово было крайне важно для нас, мы и до сего дня с трепетом читаем его мысли в его дневниковых записях, которые стали переосмыслением исторической действительности. Яркие, короткие мысли блистают точностью формулировок и глубиной.

    Творчество Свиридова – яркое подтверждение того, что можно быть популярным, народным композитором, не идя на поводу у моды, что можно создавать хиты, не греша против высокого вкуса. Его «Время, вперёд!» звучит в каждом из нас, его музыка к «Метели» узнаётся с первых нот, его «Маритана» способна в любой момент поднять настроение. По большому счёту Георгий Васильевич вошёл бы в историю русской музыки, если бы создал только эти произведения. Но его творческое наследие значительно обширнее. Свиридов относится к великой плеяде композиторов-мыслителей. Он до последних дней искал наилучшее воплощение русского мира в нотах. И пришёл к тому, что наивысшим и самым совершенным инструментом является человеческий голос. Его акапельные хоры – идеальная картина русского музыкального времени. 

    Музыку Георгия Свиридова благодаря ее простоте легко отличить от произведений других композиторов. Она обладает неприхотливой выразительностью, выразительна по сути, а не по форме. Ей присущ богатый внутренний мир и она легка для понимания. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства». Вот что писал про значимость работ Свиридова кинорежиссер Михаил Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

    Музыка Свиридова, все его работы, пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, и в то же время - современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. И все же у академика Дмитрия Лихачева были основания сказать в конце прошлого, 20 века: "Георгий Васильевич Свиридов - русский гений,  который по-настоящему еще не оценен"...

    Не все знают, что первым увлечением Свиридова была литература. И эту связь со словесностью, понимание неизбежности синтеза слова и звука он пронёс до конца своей жизни. Пожалуй, никто из русских композиторов не относился к русскому поэтическому языку с таким трепетным тщанием, как Свиридов. Его романсы на стихи Есенина позволяют оценить творчество поэта во всём его сакральном подтексте, хоры на стихи Блока выявляют в каждом блоковском образе бесконечный объём, а кантата на стихи Пастернака показывает автора «Доктора Живаго» лириком, напрочь освобождённым от политических примесей. Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся ему стихам. Композитор умел «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям слога авторов. Четко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов. 

    Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами. Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х годов. В «Курских песнях» не проступали черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями. Композитор не спеша разворачивал перед слушателями историю жизни, показывая ее различные грани. В семи песнях выстраивалась единая драматическая линия с кульминацией и итогом — яркой народной сценой, оптимистической по характеру. Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью основной мелодической линии способствовало выявлению смысла, содержания всего целого.Его «Курские песни» положили начало новому движению в русской композиторской школе, которое музыковеды характеризуют как новую фольклорную волну. Вдохновлённые Свиридовым, в этом русле работали такие разные музыканты, как Щедрин и Гаврилин, Сидельников и Слонимский.

    Своеобразными произведениями в творчестве Свиридова 1940-х годов стали его поэма «Песни странника», сюита на слова Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году. Свиридов много работал в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов. Он одинаково легко писал и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения были разнообразны и по жанрам: это были симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

    В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, ясностью мысли, прозрачностью звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности слушателей за внимание к тому, что есть лучшего в национальном искусстве и в русской народно-песенной стихии.

    Свиридова непросто интерпретировать. Это под силу только очень талантливым исполнителям. Слишком много кроется за нотными знаками. Ему невозможно подражать. Однако он вырастил целую плеяду последователей, не позволяющих русской музыке быть поглощённой мировой звуковой энтропией.

    Его жизнь целиком уместилась в век XX. XXI век, несомненно, станет веком его величия.

     

    Будет ли в этот год в Москве установлен памятник Свиридову? Судя по всему, культурные власти таких планов не имеют. Откуда такое небрежение к памяти гения? - задает вопрос "Литературная газета", открывая всенародное голосование за то, чтобы в Москве появился памятник Георгию Свиридову - истинному достоянию России.

    Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

    Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).Высшая степень популярности композитора, когда его музыка уходит в народ. Так было в свое время с произведениями Моцарта и Верди, так обстоит дело и с музыкой Георгия Свиридова.

     

    Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

    Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой – её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота – следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой. Герой свиридовских произведений – поэт, гражданин, патриот, влюблённый в родную землю. Его патриотизм, гражданственность – без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, по-русски задушевно.

    Своё воплощение в свиридовской музыке нашло отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создаёт образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы. Народная жизнь в творчестве Свиридова – это и особый жизненный уклад, и особый мир верований, обрядов; это и высокая нравственность, высокое этическое начало, которое помогло народу выстоять, сохранить свою самобытность; это, наконец, живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий – несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения. Истины народного бытия воплощены в музыке очень разнообразной: напряжённой лирического чувства – и тихого умиления, затаённой страстности – и строгой торжественности, возвышенной печали – и бесшабашной удали, озорства.

    Как завет читаем мы прямую речь великого композитора  (см. Записки Георгия Свиридова из архива Национального Свиридовского фонда) :

    ...Да, время больших потрясений. Но не только теперь. Потрясения были, когда я был ребёнком. На гражданской войне убили отца. Я с трёх лет рос сиротой. Жизнь была трудная всегда. Россия имеет свою судьбу. Как один писатель сказал: «Россия – трудная земля». Трудная земля. Много испытаний. Иногда такое впечатление создаётся, что мы искупаем какой-то старый грех. Такие трудные испытания. Но народ… я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди. Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее. Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём. Русским надо осознать себя как народ. Они теряют это сознание часто. Теперь не услышишь никогда: «русский человек». «Я – российский». Но ведь это чепуха. Российским может быть и папуас, живущий в России. Русский народ имеет свой собственный громадный опыт – тысяча лет государству! Это гигантский период истории. В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. Это одна из крупнейших цивилизаций мира. Сейчас часто нам внушают, что Россия – никуда не годное место. И это вздор. И мне не нравится, когда телевизор без конца вдалбливает это. Скверно это, глупо. …Я жил жизнью, какой жили все люди моего поколения в моей стране, в Советском Союзе. Жизнь была сложная. Да она всюду была сложная. И вообще простой жизни, по-моему, никогда не было. Жизнь всегда трудная, всегда сложная. В чём её сложность? Человек обязан в определённых житейских ситуациях предпринимать какое-то действие, значит, он должен раздумывать. Обстоятельства всегда сложные и жить всегда трудно. Что такое время? Не знаю. Это загадка великая. Сатурн, пожирающий своих детей – вот символ времени. Помните такую аллегорию? Сатурн, пожирающий своих детей. Время всё пожирает. Сложный предмет – время. Не знаю, существует ли оно вне человека? Художник имеет право жить в каком-то другом времени и он даже обязан иногда жить в другом времени. И из этого своего времени видеть происходящее. Художник… у него свой понятие времени. Мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым. Оно весит в сто или тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением. Они поставлены одно около другого с какой-то… Ну, вот дано ему было поставить эти слова. И они производят на меня сильнейшее впечатление. Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня, что такое Россия. Россия – это таинственное такое образование, общность людей, природы. Исторической судьбы. И, наконец, Россия – как некая лирическая величина. То, что она для меня значит. И что словом определить я не могу."

    Георгий Свиридов

     

    Просмотров: 2061 | Добавил: Галина_Шипилова | Теги: Свиридов, Русский, храм христа спасителя, 100летие, Великий, композитор, Возрождение, Юбилей, георгий, сто лет | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]