14:00 80-летие писателя Валентина Распутина | |
Сегодня, 15 марта 2017 года исполнилось бы 80 со дня рождения Валентина Распутина. Живем и помним! "Хоть говорит он тихо, но слышит целый свет" - сказал о Валентине Григорьевиче поэт М. Ножкин. Не хватает нам сегодня, очень не хватает, тихого голоса нашего Учителя. Роль В.Г. Распутина в жизни нашего общества трудно переоценить. Одно его слово поднимало людей. Как пример: работа нашей инициативной группы по возрождению Храма Христа Спасителя началась так же, благодаря ему: именно на его просветительских вечерах встретились авторы идеи проекта ВОЗРОЖДЕНИЯ Храма Христа Спасителя - выступавший на этих же вечерах профессор Е.М. Пашкин и московский художник В.А. Леньков, как и другие люди, образовавшие эту рабочую группу. Мы всегда ощущали его поддержку и наставничество. Храм Христа Спасителя появился благодаря горячему сердцу Валентина Распутина. Он как никто умел зажечь людей своей трепетной любовью к Родине. В год, когда классику русской литературы XX века исполнилось бы 80 лет, пройдут памятные торжества по всей России, мероприятия расписаны на весь год. В день рождения Валентина Григорьевича откроются два музея: один - в Иркутске, другой - на малой родине писателя в Усть-Уде. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко подчеркнул: "Где бы Валентин Григорьевич ни находился, мы его всегда считали земляком, сибиряком. Музей Распутина - это место, где будет заново прочитываться творчество писателя. Многое из того, что не опубликовано, еще предстоит открыть исследователям. Школьники и студенты смогут встретиться с теми, кто помнит Распутина". На 15 марта во всех школах запланирован всероссийский урок по творчеству Валентина Распутина. В памятный день эфир на радио "Книга", как рассказал его главный редактор Егор Серов, будет посвящен писателю. Кроме того, здесь ежедневно в течение года можно будет услышать произведения Валентина Григорьевича в исполнении известных российских актеров. Радио будет вещать, кроме Волгограда и Москвы, летом и осенью еще в 18 городах России. Эфир "Книги" доступен и в Интернете. В Доме Пашкова Российской государственной библиотеки в день именин писателя, 22 марта, пройдет памятный вечер "Из глубин в глубины". В бывшей "Ленинке" хранится большая часть рукописного архива писателя, который передан его наследниками. В Голубом зале библиотеки пройдет выставка "Живая душа России", которая станет своего рода продолжением экспозиции, открывшейся в Румянцевском зале "Ленинки". Выставку в Голубом зале Литературный музей готовил совместно с Иркутским областным краеведческим музеем. После Москвы она поедет по регионам России. О мероприятиях, которые пройдут на сибирской земле, рассказал Сергей Мирошниченко, автор документального фильма о Распутине "Река жизни". В Иркутске с 5 по 9 октября пройдет один из самых известных в мире экологических фестивалей "Человек и природа", задуманный писателем. Теперь он носит имя Распутина. В этом году в программе не только документальные ленты о писателе, но и игровые фильмы по его произведениям. Снимается документальная картина, в которой о Распутине расскажут те, кто его знал, любил, жил рядом... "Нам не хватает голоса Распутина, - посетовал Сергей Мирошниченко. - Это беда, что сейчас голос таких выдающихся писателей стал глуше. Не такой смелый и искренний. Кроме смелости, нужна и искренность. Искреннему, чистому голосу Распутина мы верили. Это не голос протеста в Интернете - это голос осмысленного взгляда на свою родину, на жизнь. Кроме того, мне не хватает той любви, которую он посылал к русской, российской женщине. Женщине - матери, родине, всегда прощающей нас. Я надеюсь, что с Распутиным не будет происходить то, что происходит со многими великими русскими писателями второй половины XX века, когда тихо шаг за шагом, память о них размывается и тухнет. Она нам очень нужна сейчас". Его отсутствие чувствуется и ощущается в нравственном климате общества. Для тех, кто знал писателя лично, это незаполняемая пустота. В рамках книжного фестиваля "Красная площадь" (с 3 по 6 июня) пройдет "круглый стол", посвященный творчеству Распутина. До сих пор нет полного собрания сочинений писателя - и об этом пойдет речь на "круглом столе". На фестивале представят новые издания Распутина: в этом году будет завершена публикация переписки Валентина Распутина с Виктором Астафьевым (предисловие Валентина Курбатова). В сентябре в Иркутске пройдет форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, посвященный Валентину Распутину. В рамках Культурного форума, ежегодно проходящего осенью в Петербурге, пройдет научно-практическая конференция "Наследие Распутина: вечные вопросы В СЕВАСТОПОЛЕ проходит литературно-художественная программа Бюро пропаганды художественной литературы (Москва), посвященная юбилею русского писателя Валентина Распутина. 14 марта 2017 года в 15.30 в Севастопольском Центре культуры и искусств прошла литературно-художественная программа, посвященная жизни и творчеству советского, российского писателя, публициста, общественного деятеля Валентина Григорьевича Распутина (1937-2015). Программа «Живи и помни» в рамках проекта «Панорама русской культуры» Россия-Крым. Классика и современность», посвященная юбилею выдающегося русского писателя Валентина Григорьевича Распутина представит творческий и жизненный путь писателя, продолжившего лучшие традиции русской классической литературы в наши дни. Его творчество — целостная картина жизни русского мира, исследование характеров героев - представителей различных социальных слоев, различных возрастов в сложные периоды отечественной истории. Творческое наследие Валентина Распутина — повести, рассказы, публицистические произведения это размышления писателя о жизни, в которых разные истории, разные судьбы, характеры, рожденные временем, герои различных социальных слоев, возрастов, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим. Валентин Распутин известный защитник природы и сохранения экосистемы Байкала и один из инициаторов экологического движения в нашей стане. Природа в его произведениях – неразрывно связана с жизнью народа с его культурой и выступает одним из определяющих факторов формирования души человека. Валентин Григорьевич посвятил всю свою жизнь великому делу: учил людей любить свою Родину, свой родной дом. И это ему удавалось. Произведения писателя нашли самый живой отклик у читателей, мастеров искусств — режиссеров и артистов театра и кино. Практически все значимые произведения писателя экранизированы, поставлены на театральных сценах «Живи и помни» (Государственная премия СССР в 1977) и «Прощание с Матёрой»(многочисленные литературные и кинематографические награды), «Уроки французского»,»Валентин и Валентина» и многие другие. Наряду с выдающимися классиками отечественной литературы, такими как Достоевский, Бунин, Чехов, Распутина по праву называют совестью нации. На протяжении многих лет Валентин Григорьевич организовывал в Иркутске фестиваль русской культуры «Сияние России», участники этих праздников приглашены на мероприятие в Севастополь. В программе принимают участие народный артист России, артист МХАТ им. М.Горького Валентин Клементьев, артистка Московской государственной филармонии Лариса Савченко, заслуженная артистка России Полина Федотова, солистка театра Новая опера им. Е.Колобова Елизавета Соина, лауреат международных конкурсов, Приглашённый солист Большого театра России Николай Ефремов, ансамбль древнерусской музыки и народной импровизации «Русичи». Автор и ведущая программы – директор Бюро пропаганды художественной литературы СП России Алла Панкова. Программа подготовлена Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России при участии Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал КФУ) и проводится по бесплатным пригласительным билетам. Валентин Жигалин, наш "Русич", участник мероприятий, прислал вот такое фото из Севастополя. Все тепло, радость и чистота происходящего события запечатлены в нем:
15 марта исполняется 80 лет со дня рождения писателя Валентина Распутина (1937-2015). Для рубрики «Инструкция по выживанию», где публикуются идеи и советы литераторов для разрешения экзистенциальных вопросов и бытовых неурядиц, отобраны его рассуждения о смерти русской деревни, колонизации Сибири и благодати. Прямая речь Валентина Распутина: О себе — Я не люблю фантазировать, право писателя на вымысел я использую только для поправок, прочищающих нравственные токи реальности при перенесении ее в книгу. — Будь у меня три жизни и пиши я в десять раз быстрей (а я всегда писал медленно), то и тогда мне вполовину не выбрать судеб, которые складывались только в одной нашей деревне, тихой, незаметной до переезда, полусонной. — Прочитал у Шукшина, что и он, попав в Москву, прикусывал свое простонародное слово, стараясь говорить на городской манер. То же самое было и со мной в Иркутском университете. Как же – ведь я изучал теперь Гомера и Шекспира! Надо было соответствовать филологической выправке, не показывать себя лаптем. Вынесенный из деревни язык, конечно, нуждался в обогащении... Но в обогащении, а не замене. Я и не подозревал, каким владел богатством, заталкивая его поглубже и с удовольствием названивая всякими «эквивалентами» и «экзистенциализмами». И даже когда начал писать – начал вычурно, неестественно. О самых первых своих опытах я стараюсь не вспоминать, там были и Хэмингуэй, и Ремарк, и Борхерт. — Я так и уехал из деревни, не встретив ни домового, ни лешего, ни баннушки, ни русалки, но когда писал «Прощание с Матерой», не мог обойтись без хозяина острова. Это не дань язычеству, а дань поэзии, без которой не жил народ. О природе — Первые мои впечатления связаны с Ангарой, потом с матерью и бабушкой. Я понимаю, что должно быть наоборот, ведь не Ангара же вспоила меня грудным молоком, но, сколько ни веду я в себе раскопки, ничего прежде Ангары не нахожу. Вероятно, присутствие матери было настолько естественным и необходимым, сращенность была настолько полной, что я не отделял себя от нее. Ангара же поразила меня волшебной красотой и силой, я не понимал, что это природа, существующая самостоятельно от человека миллионы лет, мне представлялось, что это она принесла нас сюда, расставила в определенном порядке избы и заселила их семьями. Это представление могло связаться с картиной разлившейся Ангары, затопившей деревню, по которой мы, ребятня, плавали на плотиках, и пронесенной на стремнине на каком-то помосте коровы; слышу и сейчас чей-то голос: «Это матушка-Ангара бедным детушкам понесла». — В молодости, уже и тогда ища одиночества, завел я в порту Байкал домик в одну комнатку с кухонькой, жизнь в которой в течение нескольких лет теперь вспоминаю как лучшее, по мне сшитое из всего, что выпадало затем во многих поисках и бытовых одеждах. Особенно любил я там октябрь, когда исчезают и гость, и турист, местный народ успокаивается под скупым теплом и в последних предзимних трудах, общее умиротворение и прощение наступает в мире, и когда каждый отклик, каждый звук в просторных горизонтах раздается с певучим колокольным резонансом. В октябре нередко раскачивает Байкал, волны бухают о берег, содрогая его, будто борт корабля, а над морем кружит погоняющий свист, но часто выпадает в октябре такая тишь и гладь да божья благодать, такая печально-счастливая истома овладевает и хлябью, и твердью, что ты готов обратиться хоть в камень, но быть, быть в ее замирающем дыхании. Я любил все еще теплыми и мягкими, подарочными вечерами, провожая солнце, уходить по рельсам старой Кругобайкальской дороги далеко, туда, где нет ни одной человеческой души, подолгу сидеть на берегу, совершенно забывая себя, а потом подняться в гору, да повыше, и там тоже замереть в блаженстве, ничего-ничего на свете больше не желая, кроме как надыхиваться и насматриваться хоть до бесконечности расстилающейся внизу благодатью. О литературе — Чтобы вернуть доверие к литературе (а это пришлось делать и после революции 1917 года), писать надо так, чтобы нельзя было не прочитать, подобно тому как нельзя было не прочитать «Тихий Дон». — Уверен: писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай. — После войны, литература сумела-таки поклониться воину, защитнику Отечества, еще позднее нашла она и подходящие чувства и язык, чтобы поклониться старикам, хранителям народных традиций и языка, веры и совести, на своих плечах в несказанной муке вынесших Россию из голода, холода и неурядства, но поклонилась им литература уже с края могилы, в которую уходила русская деревня. — Две силы – родная вера и родная литература – духовно сложили русского человека, дали ему масштаб и окрылили его. Такого влияния и такого значения литературы ни в одном народе увидеть больше нельзя. О писателях — В сущности, все у него (Достоевского), за исключением двух-трех политических статей в «Дневнике», сказано навечно, и чиновника, поступающего на государственную службу, следовало бы подвергать экзамену, читал ли он Достоевского и что он взял у Достоевского. — Высокородный Толстой, рожденный графом и прекрасно знавший и описавший высший свет, точно еще в молодости, подготовляясь к писательской работе, прошел весь свой родовой путь в обратном направлении к его истоку, прошел пешком по крестьянской Руси от графа Толстого и князя Болконского до какого-нибудь мужика Акима и Платона Каратаева. — Сейчас принято любить Платонова, считать его самым современным писателем. Он, и верно, современен. Но он современен для всех времен, таким он был и в 20-х, и в 40‑х годах, современен теперь и современным будет, можно не сомневаться, в будущем. Потому что главная и всеобъемлющая его тема – скорбь по миру и человеку. — «Будь человеком»... Все, что сделано Шукшиным в искусстве, освящено у него этим требовательным понятием, этой страстью и этой болью, которым он заставил внимать всех – кто умеет и не умеет слушать. Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну, или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и чистоте. О Сибири — Для нас, для тех, кто в Сибири родился и живет, это родина, дороже и ближе которой ничего в свете нет, нуждающаяся, как и всякая родина, в любви и защите – нуждающаяся, быть может, в защите больше, чем любая другая сторона, потому что тут пока есть что защищать. И то, что пугает в Сибири других, для нас не только привычно, но и необходимо: нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой тайге; немереные просторы и могучие реки сформировали нашу вольную, норовистую душу. — Говоря о характере русского сибиряка, нелишне повториться, что с самого начала его формировала народная вольница. Колонизация Сибири прежде всего была народной, и раньше тех, кого правительство направляло «по выбору» и «по указу», сюда пробирались отряды «вольноохочих». В Сибирь шли люди, уходившие от ограничений и притеснений и искавшие свободы всех толков – религиозной, общественной, нравственной, деловой и личной. Сюда двинулись и те, кто не в ладах был с законом, чтобы скрыться в зауральских глубинах от наказания, и те, кто искал справедливого общинного закона, который бы противостоял административному гнету, и те, кто мечтал о сторонушке, где бы вовсе не водилось никаких законов. О современности — Мы разучиваемся читать. Мы уже сейчас не умеем читать ни «Слово о полку Игореве», ни сказания, ни былины. Человек становится все короче и умещается, как правило, духовно лишь в тот промежуток времени, в котором живет, не вытягиваясь во всю длину национального существования. — Теперь, когда по многим причинам язык мельчает и пустеет русским словом, теперь в особенности фольклорные записи для нас еще и ту имеют огромную ценность, что они передают живую народную речь. — Ушла в прошлое былина; похоже, мы свидетели последнего поколения, допевающего (не по радио) народную песню и досказывающего устную сказку. Остается лишь присловье, без которого, к счастью, русский человек, кажется, не может существовать. Расцвел чертополохом анекдот. Мы вступили в новую эру массовой поэзии, веселья и утех. О народе — Народопоклонство – тоже русская черта, но холодное и бездушное обожествление народа никогда и ничего утешительного к его судьбе не добавляло. — В долгой и сложной своей судьбе народ неминуемо проходит и через болезни, и через сомнения и испытания, и все это в определенном смысле даже может способствовать его нравственному очищению и гражданскому возбуждению. — Фольклор более и полнее, чем что-либо другое, выявляет народную душу... Он выпевал, выплакивал и высказывал свою судьбу, предсказывал и загадывал ее, выставлял надежды, исполнения которых он заслужил, и тут же принимался иронизировать над собой: нет, не дождаться ему никогда их исполнения... Не мыслители провидят грядущие пути своего народа, а сам народ, мыслителям остается отыскать в его высказанной многоголосо душе эти откровении и распознать их образный язык. — Все мы, должно быть, вышли когда-то из мужика. | |
|
Всего комментариев: 0 | |