« Апрель 2020 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
19:46 К 90-летию со дня рождения Ильи Глазунова | |
Масштабная выставка работ художника Ильи Глазунова пройдет летом в Центральном выставочном зале "Манеж" в Москве и будет приурочена к 90-летию со дня рождения мастера. "Мы планируем летом сделать большую выставку, посвященную Илье Глазунову. Это очень большой и очень непростой проект. Он будет приурочен к 90-летию мастера", - сообщил ТАСС руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский. Согласно замыслу, личность великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова будет показана в масштабе второй половины XX - начала XXI века, во всей ее сложности и полноте, проявившаяся в многогранном таланте живописца, графика, архитектора, художника театра, писателя, общественного деятеля и педагога, собирателя и мецената. "Мы хотим показать и известные работы, и произведения, которые широкий зритель еще не видел - они либо мало экспонировались, либо находились в запасниках, но это работы, очень важные для понимания внутреннего мира художника, как он менялся", - добавил Кибовский. Масштабный проект задумывался еще при жизни мастера, формат выставки обсуждали с ним лично. Экспозиция будет направлена на то, чтобы отразить разные этапы творчества Глазунова и показать широкое разнообразие его произведений. По его словам, как и всякий большой художник, Глазунов пережил много творческих этапов: "И вешать какой-то один ярлык, как это часто делается, совершенно несправедливо. Он никогда не был замкнут, как часто представляют, внутри скорлупы русского реализма, ничего подобного". Организатором выставки выступит Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, в которой хранится более 1300 произведений живописца. К участию в выставочном проекте также приглашены около тридцати российских и зарубежных музеев,в собрании которых находятся работы И.С.Глазунова, в их числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, и многие другие.
Илья Сергеевич Глазунов - выдающийся человек, фигура, которая как комета ярко видна со всех сторон, и всегда вызывает споры, порой ярую зависть, хотя, казалось бы, уже все ясно, что классик, что мэтр, что учитель или, как говорят японцы, сен-сей, и не просто Глазунов, а Глазунов-сан. Но Илья Глазунов - из тех, кому иностранные титулы были не по душе, он всегда горел работой, своими идеями, работал, причем истово, от восхода до заката. Перед самым своим уходом он, 85-летний больной человек, все-таки успевает открыть у себя на Волхонке, напротив Музея изящных искусств, свой музей, вернее, еще один свой музей - Музей сословий. Не скажешь наверняка, кто и кого в нем было больше - живописец, рисовальщик, общественный деятель, ведь и знаменитые его большие полотна - "Мистерия ХХ века", "Вечная Россия", "Раскулачивание", "Изгнание торговцев из Храма", "Последний воин", - это всё страстные реплики в идущем уже не одно столетие общественном споре, в самом широком смысле - славянофилов и западников. В этом споре и в этом, наверное, вечном противостоянии Глазунов - неизменный и всегдашний славянофил, что не помешало, между прочим, именно ему стоять у истоков появления в Москве Камерного еврейского музыкального театра, для которого он придумал декорации, - это был легендарный спектакль конца 70-х "Черная уздечка белой кобылицы". Примерно в те же годы или чуть позже он создал большую серию иллюстраций к разным произведениям Достоевского, его любимого писателя и мыслителя, и даже те, кто не принимает его больших идеологически детерминированных полотен, признают в Глазунове выдающегося художника-иллюстратора. Открывший, благодаря своей энергии, Академию живописи, ваяния и зодчества, в которой старался учить по тем же правилам и академическим канонам, которым следовали не только и, может быть, даже не столько его учителя, Глазунов всеми силами и со всею страстностью возрождал традиции и пестовал новое поколение художников-реалистов с настоящим классическим образованием. Те, кто завистливо осуждали его, однако, с удовольствием приходили к его студентам в качестве преподавателей, подработать, а то и набраться молодых идей. Никто не хотел отдавать себя молодежи так просто, благотворительно, все получали зарплату в уже готовеньком учреждении. Никто не смог повторить этот подвиг Ильи Глазунова, вложившего в создание и в работу Академии все свои силы, душу, энергию, средства. Уже после Академии Глазунов открывает на Волхонке свой собственный музей, где - и это тоже естественная для него необходимость - его собственные работы вступают в диалог с картинами и предметами из его богатейшей коллекции, где и живопись, и предметы русского дома, и, конечно же, его личное и богатейшее собрание русских икон, - традиция русской иконописи, конечно, просматривается в его больших картинах - в клеймах. Кто из наших современников как Глазунов повторил подвиг П.М. Третьякова и подарил России такую великолепную обширную коллекцию. Причем, когда Илья Сергеевич пытался выкупить для музея у частных лиц свои же собственные работы, подаренные им этим лицам, в свои молодые годы, никто не отдал его работы ни за какие деньги. Благотворительно, тем более. Никто. Глазунов - не просто художник или - правильнее сказать - его деятельность не исчерпывалась лишь его художничеством, впрочем, и когда он писал картины, он был не только художник, поскольку в картинах своих ему было важно не только быть верным своей живописной манере, нет, ему важно было ясно выразить своё отношение к России - вечную любовь и свое религиозное ей служение, и свое непримиримое отношение к ее врагам, вечным и сегодняшним, и тогда Антихрист приобретает узнаваемые черты Бориса Березовского. Илья Сергеевич Глазунов и в живописи, и вне ее - был всегда проповедник, страстный, непримиримый, неуспокоенный, и когда за этой его вечной страстностью вырастают созданные при его непосредственном участии Всесоюзное - тогда Всесоюзное общество охраны памятником истории и культуры, или Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, первым директором которого он стал в 1981 году, - понимаешь масштаб и размах его личности. Вот уж точно - широк русский человек! - прав был Достоевский, тысячу раз прав. Своими ушами слышала, как рассказывали о Глазунове профессор Е.М. Пашкин, писатель Владимир Солоухин, вспоминая о том, как в атеистические годы, когда Никита Хрущев обещал показать по телевизору "последнего попа", советские интеллигенты двинулись по селам, чтобы спасать иконы и церковные произведения искусства. Бесценная икона 17 века могла лежать в качестве мостка над лужей, могла служить ставнями выбитого окна, находили много икон со следами пулевых выстрелов - молодая республика Советов использовала их в качестве мишеней... В родовом храме В. Солоухина все церковное имущество погрузили в грузовик и послали "отвезти подальше да сжечь". Писатель выкупил этот грузовик у рабочих, отвез все иконы к Илье Глазунову, чтобы спасти. Профессор Е.М. Пашкин профессионально занимался инженерной реставрацией и спасением древних храмов, иконы из которых тоже передавали Глазунову. Да и сам Илья Сергеевич уходил в экспедиции по стране, буквально на себе тащил, спасенные из пожарищ бесценные доски... Теперь - это достояние нашей страны - бесценный подарок сына России Ильи Глазунова, сохранившего, отреставрировавшего, создавшего музей нашей истории. Невозможно переоценить роль Ильи Сергеевича Глазунова в возрождении Храма воинской славы России - Храма Христа Спасителя. Очень жаль, что он был поставлен в такие условия, что был вынужден отказаться от руководства работами по возведению Храма. Об этом можно прочесть в материалах нашего сайта. Работоспособность у Ильи Сергеевича Глазунова была феноменальная. И он, ленинградский сирота (вся семья погибла в блокаду), во всем достиг необычайных высот. Членство в Союзе художников было для него ненужным фантиком. Из его мастерской были видны Кремль и правительственная трасса, что для простого смертного было просто немыслимо. Недаром завистники подозревали Глазунова в чем и сами не знали, да и вообще выливали на него много гадостей. А он с усмешкой смотрел на все это с недосягаемой своей высоты. Илья Сергеевич Глазунов к 1989 году являлся Народным художником СССР (1980), Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1973), награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1985). В 1981 году — организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. По По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов являлся её ректором. Общественная деятельность В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован. В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Ему и композитору Вячеславу Овчинникову удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены.
Справка Галина Шипилова
| |
|
Всего комментариев: 0 | |