15:54 Памяти Александра Ведерникова | |
Пришла печальная весть. Ушел из жизни легендарный бас Большого театра Александр Филиппович Ведерников. Его по праву называют легендой Большого театра — этой сцене он отдал более 30 лет, исполнил почти все ведущие басовые партии и создал целую галерею незабываемых образов. Сотни классических арий, русских романсов и ораторий сделали Ведерникова одним из выдающихся певцов XX века. Голос дивный, что несся над сценой вихрем красок и оттенков — легендарный солист Большого театра, артист, музыкант, художник. С таким настоящим, мужским, русским характером — бурным и глубоким, словно течение в излучине Вятки, на которой он родился, откуда и пришло это родное, проникновенное в каждом звуке мощного баса. В 30 лет он стал солистом Большого театра и 30 лет им оставался. О его требовательности и бескомпромиссности в Большом ходили легенды. А он просто очень любил эту работу. Много гастролировал, представляя свою страну на всех мировых подмостках. Иван Сусанин, Борис Годунов, Царь Салтан, Мефистофель и Андрей Болконский — такие разные образы. А еще романсы, песни, арии, оратории. Он был любим, обожаем публикой. В 2000-х года преподавал, подарив родным подмосткам лучших солистов, которые теперь срывают овации на всех мировых сценах. "Я и не мечтал никогда, и это не нужно — мир покорить своим искусством. Просто я делал то, что мне казалось нужно делать. Я же для людей это делаю", — говорил Александр Ведерников. Знаменитый солист Большого театра А.Ф. Ведерников оказал мощную поддержку Общине Храма Христа Спасителя, делающей свои первые шаги. В СССР в те агрессивно-атеистические времена немногие могли решиться публично выступить за восстановление Храма-мученика. Александр Филиппович не только стоял с нами у истоков Возрождения, он самым активным образом участвовал в наших благотворительных мероприятиях, даже выезжая с общиной в республики СССР, но и принимал нас, членов общины, у себя дома, пел для нас за домашним роялем, давал бесценные мудрые советы. Как огромную ценность храню я видеозапись Святок в его квартире, где мы вместе Славили Христа практически в тот же день, когда нынче прощаемся с великим русским певцом. Вся страна любила и ценила народного артиста СССР Александра Ведерникова. Известный бас Александр Ведерников - лауреат Государственной премии СССР за концертные программы 1966, 1968, 1969 годов, победитель многочисленных конкурсов
Ведерникова пригласили в труппу Большого театра в 1958 году. В том же году на сцене Большого он исполнил партию Сусанина. «Странное ощущение: слушаешь этого певца и кажется, что перед тобой опытный вокалист, умудренный жизнью человек, много переживший и перечувствовавший», - говорится в рецензии того времени на спектакль в «Комсомольской правде». В «Советском артисте» (1959 год) дирижер Евгений Светланов писал о Ведерникове: «Прекрасные вокальные данные, природная музыкальность, ярко индивидуальное восприятие музыки, стремление глубоко осмыслить и максимально передать замысел композитора - ценные качества молодого певца». Начинал Ведерников путь оперного певца на прославленной сцене Ленинградского театра оперы и балета, в труппу которого был принят по окончании Московской консерватории в 1955 году (класс Р. Я. Альперт-Хасиной).
В 1960 году состоялась знаковая встреча Ведерникова с композитором Георгием Свиридовым и работа над «Патетической ораторией». В последствии певец был первым исполнителем многих вокальных произведений Свиридова, именно его трактовки романсов были особенно любимы композитором. Ведерников участвовал в исполнении вокальной поэмы Свиридова «Страна отцов» на стихи Исаакяна, «Петербургских песен» на стихи Блока, хорового концерта «Пушкинский венок» («Зорю бьют...»). Он создал эталоны интерпретации вокального цикла на стихи Бернса, «Голоса из хора» на стихи Блока. «У Ведерникова превосходный бас, богатый тембровыми оттенками, теплый и выразительный, мужественный и какой-то задушевный, - говорил Свиридов. - Но все-таки, несмотря на прекрасные вокальные данные, хочется, прежде всего, говорить о Ведерникове-художнике, большом артисте. Для него петь — значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов.
Вечная память великому сыну России, рабу Божьему Александру! | |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||