« Октябрь 2015 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
14:42 Под Покровом Пресвятой Богородицы | |
Покров — великий христианский праздник чудного явления Покрова Пресвятой Богородицы. Это главный осенний праздник, он установлен в Русской Церкви в 1164 году заботами великого святого князя Андрея Боголюбского, сына князя Юрия Долгорукого (основателя Руси Московской). Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь, русское государство, «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», — читается на службе в праздник Покрова.
Великий князь Андрей Юрьевич по возвращении с большой победой из Булгарии учредил два новых церковно-государственных праздника, которые должны были теснее сплотить всех подданных Руси Московской. Первый из учрежденных праздников был посвящен Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Животворящему Кресту Господню и отмечался 1 августа — в день, когда была одержана достославная победа над булгарами. Второй, — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, — приходился на 1 октября. Богословско-литургический смысл этих праздников раскрывал целый цикл появившихся тогда же литературных произведений — «Сказание о победе 1164 года над волжскими болгарами и праздник 1 августа», «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа» и «Слова на Покров». Все они были написаны если не самим Андреем, то при его живейшем участии. Оба праздника отсутствовали в византийском (и, соответственно, киевском) церковном календаре, но явным и скрытым образом перекликались с византийскими государственно-церковными традициями и преданиями. Обрывая церковные связи с Киевом, московский великий князь Андрей хотел показать, что никоим образом не порывает с православием. Так, установление русского праздника 1 августа объяснялось тем, что Христос и Богоматерь зримо явили свое покровительство русским полкам в битве с булгарами, ибо от взятых в поход икон воссияли «божественные лучи огнены». Поэтому молитва им — это «оружие на брани обоюду остро и огнь, опаляющий лица противных наших хотящих с нами брани». Спас и Богородица не дают своих верных в плен врагам, защищают их, со славою возносят их десницу. Но у русского праздника был явный византийский аналог, на что прямо указывает «Сказание о победе над волжскими булгарами», – празднование иконы Богоматери Силуанской, также озарившей блеском огненных лучей войско Мануила I Комнина в победной битве с сарацинами 1 августа 1158 г. В тот же день отмечался еще более значимый праздник – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, который существовал в Византии с IX в., а в XII–XIII вв. стал общим для всех Православных. В основу праздника Покрова легло так называемое «Влахернское чудо» — легендарное событие в Константинополе. Предание гласит, что столице империи тогда угрожала опасность со стороны опасного вражеского войска, осадившего город. В один из дней осады (1 октября) по Константинополю разнеслась весть о чудесном видении, ниспосланном почитаемому горожанами юродивому Андрею, славянину по рождению. Находясь в храме во время всенощного бдения, он увидел Божью Матерь, стоявшую на «воздухе» (облаке) в окружении сонма святых и распростершую свой омофор над христианами. Ободренные этим знамением греки сумели справиться с врагами. То есть Праздник Покрова Пресвятой Богородицы уходит корнями в X век его история восходит к 910 году, когда в одном из храмов столицы во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров. Это чудное явление Матери Божией произошло в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. По преданию святой Андрей был славянин, в молодых годах попавший в плен, проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту и принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над ним, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одном рубище, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим. Господь наградил св. Андрея даром прозорливости. Во времена процветания Византийской империи западная часть столицы — Влахерны — славилась по всему Востоку своими святынями. Главной же их достопримечательностью была Богородичная церковь. Здесь хранился, напомним, золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — перенесенные из Палестины риза Пресвятой Богородицы, Ее головной покров (омофор) и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы». В воскресный день, 1 октября 910 года, во время всенощного бдения, храм был переполнен молящимися, молился о спасении и святой Андрей, Христа ради юродивый. И вдруг, в четвертом часу ночи, словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Пресвятую Богородицу, шествующую по воздуху от царских врат, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала свою молитву, закончив которую, она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках её блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и трепещу». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Пречистая Дева стояла "на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших", - говорится в праздничной стихире. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Византийский город был чудесно спасен заступлением Богородицы – на следующее утро сарацины (мусульмане) сняли осаду, не предприняв и попытки захватить совершенно беззащитную Влахерну. В царстве Греческом день Покрова не был внесен в число праздничных. Византийская Церковь, не любившая канонизировать мирян, тем более, если те не являлись греками, отнеслась к этой истории прохладно. Хотя Андрей Юродивый и удостоился прославления в качестве святого, имя его не было внесено в греческие мартирологи и календари, а «Влахернское чудо» не получило в Византии статуса официального праздника. В глазах великого князя Андрея Боголюбского, — ревностного почитателя Богородичного культа, – это выглядело непростительным упущением. В «Словах на Покров» от лица князя повествуется, как, перечитывая Житие Андрея Юродивого, он встретил рассказ об этом чудесном видении подвижника и был поражен тем, что оно не вспоминается Церковью как особый праздничный день: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». Омофор Богородицы в русском празднике Покрова стал знаменовать благодать Божию, распростертую над всеми христианами, что нашло отражение в молитвенном песнопении на Покровском богослужении: «Покрый ны, Госпоже, омофором милости твоея, Иисуса человеколюбца непрестанно молящи». Таким образом духовное содержание праздника Покрова развивало мотив небесной защиты христианского воинства, заложенный в праздновании 1 августа. 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем". Примерно со времени установления праздника появились на Руси и Покровские храмы. Всемирно известен своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли (недалеко от Владимира), построенный в 1165 году Андреем Боголюбским. В этом году у храма Покрова на Нерли юбилей - 850 лет. Боголюбовский луг с церковью Покрова на Нерли - икона национального пейзажа, луг является особо охраняемой природной территорией, памятником природы регионального значения, местом произрастания без малого трехсот видов растений, включая краснокнижные. Другой известнейший храм в честь Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) расположен в центре Москвы. Его строительство связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552 году - в праздник Покрова Богородицы русские войска одержали решающую победу над татарами. Праздник Покрова был установлен на нашей земле, ибо Матерь Божия не оставляет нас своим заступлением и молится Господу нашему за всех нас, здравствующих и почивших, поскольку у Бога все живы, и нет в Церкви погибших телесно, но могут быть погибающие духовно. Как в далеком Царьграде просили греки когда-то Пресвятую Богородицу о помощи, так и мы в трудные минуты жизни обратимся с молитвой к нашей Заступнице и Утешительнице, прося избавить нас от всевозможных бед и напастей, принять под Свою защиту и покровительство. Разве мать оставит без внимания вопль детей своих и откажет их просьбам? Так и Богоматерь, внимая нашим мольбам, непременно умолит Своего Божественного Сына снизойти к нашим прошениям. И разве Сын не откликнется на просьбу Матери? По словам преподобного Ефрема Сирина, именно так оно есть и будет: «И между людьми если кто имеет своей ходатаицей чью-либо мать, то, когда она будет просить своего сына за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения. Что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и сил небесных Пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотившемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно. Небесная Царица — первая и высшая ходатаица наша пред Сыном и Богом Своим, неусыпное и непостыдное наше предстательство, покров всего мира, подательница всех благ, утешение, прибежище и спасение наше». Праздник Покрова Пресвятой Богородицы православный мир неизменно отмечает 14 октября (нов. стиль). Чудесное событие, заложенное в основу праздника, и по сей день дарует христианам надежду на помощь святых сил и укрепляет веру в бесконечное сострадание и милость Богоматери. Праздник особенно почитается теми, кто причастен к военной службе: издавна считалось, что Небесная Царица оберегает воинов в моменты сражений. Покров Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии совершенно особый праздник для русских казаков. Традиция отмечать его берет начало со времен знаменитого Азовского сидения донских казаков. В 1641 г. донские казаки выдержали кровопролитнейшую осаду крепости Азов, старинной казачьей столицы, отбитой у турок в 1637 г. Захват Азова подвиг султана иметь намерение для удара на север. Подстрекали его и поляки, заверяли, что с запорожскими набегами покончено, значит, осталось покончить с донскими. И поэтому турки ограничиваться Азовом не собирались. Решили покорить Дон, изгнать и истребить казаков, а дальше… открывались пути для реализации того плана, который не удалось осуществить в 1569 г. Присоединить Астрахань, Казань… Турки собрали войско в 1641 г. Командующим стал Гассан-паша, ему выделялся флот из 43 галер, сотен галеотов и мелких судов. И армию численностью до 180 тыс.: из них 20 тыс. янычар, 20 тыс. спагов (поместной конницы), 50 тыс. татар, 10 тыс. черкесов (не путать с черкАсами). Плюс наемные европейские специалисты по осадам крепостей, вспомогательные войска из молдаван, валахов, болгар, масса землекопов, носильщиков. Артиллерия насчитывала 129 тяжелых орудий, 32 мортиры и 674 легких пушки. С турками был и крымский хан со своим полчищем. А казаков, которым теперь предстояло осадное «сидение» против турок, в Азове было всего тысяч пятнадцать, да женщин-казачек было сот восемь; их тоже надо считать, потому что они усердно помогали своим мужьям в обороне. Армада кораблей причалила южнее устья Дона, в 40 километрах от Азова, и начала высадку. А в Азове на тот момент находилось 5367 казаков – из них 800 женщин. Возглавил оборону – азовское сидение донских казаков – атаман Осип Петров. На валах Азова храбро дрались и казачки. Брали ружья убитых мужей и братьев, отстреливались и рубились наравне с мужчинами, под огнем рыли землю, возводя укрепления. Турки численно превосходили силы казаков в пятнадцать раз. Они начали жесточайшую бомбардировку. Мортиры закидывали город бомбами, сотня «проломных» пушек долбила стены, постепенно снося их до самой подошвы. Были снесены все постройки. Уцелела лишь церковь св. Николая Чудотворца, расположенная за горой, в мертвой зоне обстрела. За время осады среди казаков не нашлось ни одного изменника, ни одного перебежчика, ни один пленник под самыми страшными пытками не сказал даже о числе защитников Азова. Когда защитникам крепости показалось, что силы их иссякли, перед казаками явился образ «жены прекрасной в багряной ризе». казакам было видение – что сама Богородица идет перед ними, показывает путь и защищает своим Покровом. И действительно, когда начало светать, земля оказалась укрыта густейшим туманом. Под его прикрытием казаки-участники азовского сидения вышли к позициям врага и… нашли турецкий лагерь пустым. Оказалось, что в эту же ночь паша снял осаду и начал отводить армию от Азова к кораблям. Это было чудо. И оно настолько воодушевило казаков, что изможденная и израненная горстка людей, выдержавших 3 месяца осады и 24 штурма, ринулась в погоню! Настигла турок, налетела на них, расстреливая последними зарядами мушкетов, рубя саблями. Среди неприятелей возникла паника. Они смешались и побежали, давя друг друга. Набивались в лодки, переворачивая их, бросались вплавь и тонули… Для них борьба против азовского сидения донских казаков обернулась полным разгромом, по разным оценкам, их армия потеряла 60–100 тыс. человек, на родину вернулась лишь треть. Казаков в «осадном сидении» полегло 3 тыс. 14 октября - День «Азовского сидения» - Общеказачий Праздник 14 октября 1874 г. было утверждено Положение о военной службе казаков Донского войска (документ № 10), которое определило состав войска и порядок службы казаков, воевавших и отдававших жизни с именем Пресвятой Богородицы на устах. 14 октября 1811 года начался славный творческий путь Кубанского казачьего хора, когда был создан Черноморский Войсковой певческий хор, чьим наследником является Кубанский казачий хор. У его истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. В 1861 году хор переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по региону, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни. 14 октября 1825 года согласно указу императора Александра I и на его основании приказу генерала Ермолова к укреплению Баталпашинскому прибыли первые переселенцы из числа донских и запорожских казаков. (В 1804 году на берегу р. Кубань основали Баталпашинский редут, чтобы укрепить Кубанскую пограничную линию.) Это рождение Кубанского казачества. Первое, что сделали два века назад казаки, поселившись на новой земле, - возвели церковь и назвали её Покровской. Церковь Покрова Божией Матери была построена в 1730 году из черного дуба на берегу реки Хопёр, в казачьей станице Хопры Донской области, где простояла 99 лет. В течение последующих нескольких лет они и прибывшие сюда новые казаки-переселенцы образовали станицы Баталпашинского уезда. Начиная с 1905 года, именно в этот день проводился общевойсковой круг Кубанского Казачьего Войска, в котором обязательно принимали участие делегации всех структурных подразделений войска, представители всех возрастных групп, в том числе дети, которые должны были сохранить в памяти происходящее и передать эту традицию последующим поколениям. Для казаков великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы почитаем вдвойне. Помимо своего православного значения здесь он является престольным. Престол — именно так величают этот день местные станичные казаки. Он отмечался не только в честь Святой Богородицы, покровительницы всего кубанского казачества, но обязательно рассматривался как праздник конкретной станицы. 14 октября 2011 года начал работу наш сайт «Община. Возродившие Храм Христа Спасителя» с молитвой к Богоматери о заступничестве, покровительстве. Создатели сайта и его администрация особо чтут Покров, испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи. С этим праздником в народе связывают множество примет, наиболее распространёнными из которых всегда были такие: снег на Покрова предвещал счастье молодым, вступающим в брак; каков Покров – такова будет и зима; если снег выпадет до Покрова – зима не скоро начнётся. Вечернюю трапезу в станицах украшали блины – непременный атрибут Покрова Пресвятой Богородицы. Этот древний обычай казаки связывали с обрядом поминовения умерших предков… Молодые незамужние казачки, желавшие обрести собственную семью, на Покров всегда обращались к Пресвятой Богородице с просьбой, чтобы она покрыла землю снегом, а их головы – платками: платок у казаков является символом замужней женщины. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому девицы молятся о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви, ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы. В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери. 14 октября во всех храмах России происходит всенощное бдение, торжественное богослужение и крестный ход. Несмотря на то, что Покров Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам, литургия в этот день отличается особой торжественностью и походит на службы, соответствующие двунадесятым праздникам (двенадцати главным церковным праздникам после Светлого Христова Воскресения). Посещение храма является главным событием для верующих в этот день. В ходе богослужения прославляется светлый праздник, воздается хвала Небесной Царице и в отдельном песнопении прославляется ее Покров, подаривший верующим защиту от смертельной опасности. В праздник Покрова принято молить Богоматерь о заступничестве и защите. Женщины, желающие обрести семью, в этот день просят Богородицу о ниспослании им личного счастья, творя специальную молитву на замужество. Считается, что Богоматерь обязательно поможет им «покрыть голову», то есть вступить в семейную жизнь. Праздник Покрова был установлен на нашей земле, ибо Матерь Божия не оставляет нас своим заступлением и молится Господу нашему за всех нас, здравствующих и почивших, поскольку у Бога все живы, и нет в Церкви погибших телесно, но могут быть погибающие духовно. В радостный день Покрова Божией Матери молится своей Всеблагой Заступнице церковь: "Покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи сына Твоего, Христа - Бога нашего, спасти души наша". Дай Бог, чтобы нынче, в эту трудную годину мы, обращаясь с молитвой к Божией Матери на службе, дома, на поле брани, чувствовали Ее Покров и заступление. Галина Шипилова
| |
|