12:43 Похвала Пресвятой Богородице | |
Радость! Встречаем праздник в открывшемся храме Похвалы Богородицы! В субботу на пятой неделе
Великого поста святая Церковь торжественно
возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой
Богородице. Праздник этот установлен в IX
веке за избавление Константинополя помощью и заступлением
Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Тогда народ искал защиты в храмах
Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Во Влахернском храме Константинополя хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом
Лукой. Благодарный народ, пребывавший во
Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную
(акафист, греч. букв. неседальный)
песнь: «Взбранной Воеводе
победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби
Твои, Богородице!» И с того
времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила
празднество Сначала праздник акафиста совершался в
Константинополе в том знаменитом Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией
Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее
праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и
потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим и почитаемым для всей
Восточной Церкви. Настолько почитаемым, что в 1147 году князь Юрий (Долгорукий), основатель стольного града Москвы, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и
своей новой столицы, как и своего нового могучего Государства Российского, назначив "саммит" сиверских князей-учредителей этого государства именно на день праздника Похвалы Богородицы, о чем свидетельствует древняя летопись. Наши предки и представить не могли, что в жуткие 30-е годы православные лишатся возможности в своей столице приходить в этот праздник в свой любимый древний Похвальский храм. Вместе с Храмом Христа Спасителя советская власть уничтожила эту особо чтимую народную святыню - церковь Богородицы "в Башмачках". Наша община с 1988 года призывала возродить церковь Похвалы Богородицы вместе с Храмом Христа Спасителя. Однако, община была упразднена и не смогла довести до завершения в полном виде свой проект создания храмового комплекса на Волхонке. И вот Господь услышал наши молитвы. Пусть пока не на набережной Москва-реки, пока не "в Башмаках", пока на Борисовских прудах, но начал строиться храм Праздника Похвалы Богородицы. Священник о.Михаил и весь приход много трудились, чтобы мы, православные, в 2013 году, 20 апреля, ВПЕРВЫЕ за 80 лет могли в этот день приходить и молиться пред алтарем церкви, имя которой является таким значимым в истории нашей Родины. Наш Святая
Церковь, включая всех нас, приносит сегодня похвалу Пречистой Божией Матери.
Как поем мы за Божественной Литургией в воскресенье Великого поста, когда
совершается пресуществление Святых Даров: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая
тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный».
Это происходит в тот самый момент, когда в Церкви среди нас является
благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию. Когда поется
эта песнь хвалы Божией Матери, священник молится о всей Церкви
протяженносложенной молитвой. Эта молитва о всех, в скорбях и нуждах сущих; о
всех, в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих; о всех, кто
страждет от нечистых духов, кто погибает в грехах. Эта молитва – о всех людях,
имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в
памяти Пречистой Божией Матери, которая молится за каждого человека, и все люди
приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу. «Се бо
отныне ублажат Мя вси роди», - говорит Божия Матерь, и это пророчество
исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый
день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за Утренею:
«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное
в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной
близости к Богу. Один из
самых величайших людей - пророк Исаия говорит: «Горе мне! погиб я! ибо я
человек с нечистыми устами... - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».
Когда к человеку приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом
устами ветхозаветного пророка, и мы говорим, что погибаем, приближаясь к Богу
своими нечистыми устами. А Божия Матерь в смирении и одновременно в
непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет
приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная,
исключительная радость победы, которая будет дана всем. Мы знаем,
что в нашей Церкви есть святые, и тех, которые совершают дела истинной любви,
Господь всегда ублажает. Но так, чтобы в роды родов, чтобы все человечество,
всегда и непрестанно! И не просто за один великий подвиг прошлого, который
имеет решающее для всех людей значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее
любви непрестанно возрастают, – такого человеческий род, кроме Божией Матери,
не знает. Из новых и новых сердец исторгается хвала и благодарность Божией Матери, воистину спасающей всех нас. И эти непостижимые слова о том, что все роды человеческие приносят Ей хвалу и ублажают Ее, говорят, с одной стороны, о том, как может быть измерено смирение Божией Матери – самое главное качество человека. Ибо похвала Пресвятой Богородицы открывается глубиной Ее смирения: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди». Об этом Господь Сам говорит:«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». (по материалам Екатеринбургской епархии)
| |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||