Памяти Владимира Мокроусова.
При поступлении в Свердловское художественное училище (1959г.) мы с Володей стали друзьями. До этого он работал в горячем цехе Первоуральского новотрубного завода в течение двух лет. А ранее - служба в армии в Туле в десантных войсках. На его счету 27 прыжков с парашютом. Там его товарищ Коля Санжаров и познакомил его с навыками скульптуры. В училище нашим другом стал Витя Репин, и мы втроём в летние каникулы ездили по колхозам на заработки. Писали наглядную агитацию, копировали пейзажи русских художников.
Прошло три года учёбы и перед моей службой в армии мы с Володей поехали в Грузию, где я до Урала учился в трёх школах (Тбилиси, Ленинакан, Батуми). На пляже у моря Батуми мы с Володей писали этюды.
Перед отправкой в армию Володя пригласил меня к себе домой в Первоуральск (35 км. От Свердловска) и познакомил меня с женой Аннушкой и своей дочерью-первенцем Светланой.
Таким образом, доучившись на Урале, в Москву я приехал в 1966 году учиться в Строгановский институт, где уже был Володя сначала на отделении дерева, а позже он перешёл на скульптуру. В Москве у Володи уже была жена Эля Гульельми, классическая певица, тогда учившаяся в консерватории. Она всячески старалась помочь Володе познавать ремесло ваяния. Для этого она работала по утрам дворником.
Витя Репин учился в школе МХАТ на художника театра. Живя уже в столице, мы с Володей стали посещать окрестности Подмосковья: «Новоиерусалимский монастырь» и город Владимир, где я бывал ранее не раз, а также Суздаль.
Позднее, когда у Володи и Эли родился сын Степан, в его детской кроватке после него росли мои дочери Лена и Юля. У Лены Володя Мокроусов был крёстным отцом.
Когда в Казахстане умер Витя Репин, Володя создал памятник в образе взлетающего орла, где одно крыло взмывает к небу, а второе - опущено к земле.
Меня иногда поражала его детская искренняя наивность. Однажды в вестибюле раздевалки института он поведал свою мечту: он хочет создать скульптуру и позолотить её - это будет новым словом. На мой ответ он несколько огорчился, когда я его спросил: «А как же скульптуры Петродворца в Ленинграде? Они же все позолочены, или фонтан Дружба народов на ВДНХ, а также все фигуры в одеждах - они все позолочены.
Такая же искренность звучит в его рассказе о Храме Христа Спасителя: под Новый год в декабре 1985г.: он пошёл купаться в бассейн «Москва». Искупавшись, вернулся мастерскую, где его ожидал знакомый фотограф, который и поведал ему, что это грех, так как на этом месте стоял раньше храм. И подарил ему фотографию этого храма (смотри видеофильм в трёх частях о Храме Христа Спасителя с этим рассказом)
Созданные Володей гипсовые скульптуры для музея Ленина города Фрунзе в Киргизии выполнены на самом высоком уровне. По моему мнению, его ЛЕНИНИАНА ничем не уступает произведениям Бориса Андреева, автора памятника драматургу Островскому у Малого театра в Москве. Хотя надо добавить к вышесказанному, что ещё в стенах строгановского института Володя публично иронизировал над образом вождя и называл его в шутку кратко «ЛУКИЧ».
Володя был хорошим и надежным товарищем, никогда не подводил своих артельщиков, с которыми брался выполнять те или иные заказы, выезжая в разные республики СССР. Так было и в Казахстане, куда он поехал уже будучи в разводе с Элей Гульельми. В казахском совхозе Володя долго работал, там он познакомился со своей третьей супругой.
В мае 1978 года в Москву приехала Валя и привезла пятилетнего сына Юру. Она и стала третьей женой Володи, с которой 15 лет спустя он обвенчался. Шесть лет назад, будучи в Казахстане, именно Валентину он попросил позировать, когда лепил "подарок для Кремля" - настенное панно "Руки", выполняя заказ Кунаева (секретаря компартии Казахстана, члена Политбюро КПСС) - они были отлиты в чугуне и подарены Л.И. Брежневу.
«Над Уралом заря загоралась,
У мартенов работа кипит.
Сыновьями страна любовалась,
Одевают столицу в гранит.
Память предков народ сохранит.
Здесь отлил он чугунные руки,
Обвенчали его ведь не зря,
Он не ведал при жизни разлуки,
Они были подарком Кремля,
И прожил свою жизнь ведь не зря".
Наш друг молодости Виктор Репин часто пел песни под гитару. Володе нравилась одна из песен, где были слова: «Умер Журман, умер Журман, умерла и слава. Лишь остался конь ворованный, сбруя золотая».
Леньков Вячеслав Александрович.