09:43 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. | |
Преподобный Сергий Радонежский и Димитрий Донской.
(картина художника С. Симакова - ныне он - игумен Рафаил - о нем см. ниже)
В нынешнем 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. (цитата из Послания Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского ) Далее в Послании отмечается:
"И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице-Сергиевой лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников. Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах Евангельскую истину и делом являющие образ жительства во Христе. Троице-Сергиева лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских — первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения. Через своих учеников преподобный Сергий стал основателем множества монастырей. Его питомцы несли огонь веры, возжженный от пламенеющего сердца богоносного аввы, по всем краям и самым дальним уголкам страны, сея семена Божественной истины и заботясь о том, чтобы евангельские всходы преобразились со временем в побелевшие нивы (см. Ин. 4:35) и принесли сторичный плод (см. Лк. 8:8). Последователи Преподобного, подражая его кротости и трудолюбию своими руками возводили храмы, сооружали келии и просвещали множество людей светом Христовым. Тем самым они приобщали своих современников к великому наследию христианской культуры, утверждали национальное единство, закладывая фундамент государственности, содействуя преодолению междоусобиц. Сбылись слова Господни, изреченные Преподобному во время пророческого видения небесных птиц: «Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам». Будучи образцом незлобия и скромности, преподобный Радонежский игумен, который не искал славы человеческой, был возвеличен Самим Богом, сказавшим Своим ученикам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). Ему, смиренному труженику на ниве Господней, всегда избегавшему почестей и знаков власти, как светской, так и церковной, а также и его монастырю Промыслом Вседержителя было уготовано стать центром важнейших событий эпохи — событий, на века определивших судьбу нашего народа и всей нашей земли. К нему приходит за благословением святой князь Димитрий Донской, взыскуя молитвенной помощи и благодатного утешения перед грозной битвой на поле Куликовом. Ему доверяется посольство к князьям, не желавшим мира со своими собратьями, и, милостью Божией, тихое и умиленное слово инока обретает власть, подчиняющую себе военную и политическую мощь светских властителей. Еще при своей жизни Радонежский игумен становится игуменом всей Русской земли, общенациональным духовным лидером, великим старцем, к ногам которого припадают и князья, и бояре, и священнослужители, и купцы, и простые крестьяне. Всех он объемлет своей любовью, всем готов уделить от той мудрости, которая нисходит свыше (см. Иак. 3:17). Обладая подлинной духовной свободой, преподобный Сергий самим своим поведением, самим внешним обликом воспитывал людей, пробуждал в них жажду свободы во Христе (см.: Гал. 5:1), и это не могло не сказаться на внутреннем духе всего народа, нашедшего в себе силы противостать иноземному игу. Духовная традиция русского монашества, во многом сформированная под влиянием святого Сергия Радонежского, дала обильные плоды на ниве Господней. И в ликах преподобных мужей и жен последующих веков, старцев Оптиной пустыни, Саровской обители и многих других подвижников сияет все тот же кроткий свет благодати Божией, который так хорошо знаком православным христианам нашего Отечества по иконописным изображениям аввы Сергия. Его духовными наследниками призваны быть и мы с вами. Нам надлежит стремиться к стяжанию той любви к Богу и ближним, той кротости, незлобия и трудолюбия, которые явлены нам Преподобным. Как духовное завещание святого звучат ныне его слова, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего. Даже в самые непростые эпохи, времена тяжких испытаний и великих скорбей, игумен земли Русской остается для всех взыскующих его помощи верным маяком в бушующем море житейских страстей, источником утешения и надежды на всеблагой Промысл Господень, действующий одному Ему ведомыми путями в судьбе каждого человека и целых народов. Не оставит он всех духовных чад своих и ныне, и во все последующие эпохи. Совершая хвалебное пение великому подвижнику Церкви Православной, будем помнить слова святого Епифания Премудрого, начертанные им в житии Преподобного: «Мы восхваляем святого Сергия не потому, что он нуждается в похвале, но потому, что он молится за нас, подражая во всем пострадавшему за нас Христу». Будем возносить к нему свои сердечные воздыхания, уповая, что по его ходатайству Всещедрый Спаситель мира сподобит нас «в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Молитва преподобному Сергию Радонежскому)." (конец цитаты) Автор картины, копия которой размещенна выше, это игумен Рафаил, до принятия монашества - протоиерей Сергий, который в 80-90-е годы был известным московским художником. Его с полным правом можно назвать настоящим последователем Преподобного Сергия Радонежского, поскольку свою жизнь этот человек выстраивал, подражая кротости и трудолюбию игумена земли русской. Он не умеет паразитировать, почивать на лаврах и т.д. Он просто работает. Работает с утра и до вечера. Делает необыкновенно много своими собственными руками, уповая лишь на помощь Господню.
Игумен Рафаил - отец Сергий, настоятель храма Архангела Михаила (что близ Углича в бору) (в миру Сергей Борисович Симаков ) — подлинный художник, наш современник, поступки и деяния которого, некогда вполне привычные для русского человека, так несовременны и так своевременны. Это человек, напрочь лишенный корысти и эгоизма, стремления к призрачной славе и поклонения «золотому тельцу», нестяжатель -бессребреник, жертвующий на Храм Божий все свои деньги, полученные от продажи картин. Его приглашают в города и веси, пишут восторженные отзывы и письма, предлагают устроить персональную выставку за рубежом, а он только отнекивается — некогда, мол, пусть лучше иностранцы к нам жалуют в Углич.
В живописи молодой художник Сергей Симаков начинал как авангардист. В его трудах 70-80-х годов четко прослеживаются авангардные интонации, славянская экзотика и символические мотивы. Более поздние работы начинают наполняться христианским смыслом, но высоты творческой и духовной художник-священник достигает в последних своих работах. Это работы 90-х годов. Теперь его картины стали иконографичными, при этом остаются живописью, к тому же на каждом холсте видна рука архитектора. Для меня этот истинно талантливый человек всегда был и остается не просто примером, а образцом высокодуховной жизни человека на земле. По завету Преподобного Сергия он просвещает множество людей светом Христовым. Тем самым он приобщает свою паству к великому наследию христианской культуры, утверждает национальное единство, содействует преодолению межнациональных проблем.
Мы были знакомы с Сергеем Симаковым и его супругой - Еленой давно, как раз во времена его широкой известности как художника и члена новомодной "двадцатки художников", устраивающей знаменитые московские "бульдозерные выставки". В его московской мастерской на м.Рижская всегда было тепло, уютно и захватывающе интересно. И вот однажды мы увидели необыкновенную работу художника - яркую, как свет прожектора, то ли икону, то ли портрет Святого Серафима Саровского.
После этой работы Сергий покинул Москву, переселился в свой дом, который находился в глухих лесах под городом Угличем. От ближайшей автобусной остановки туда надо было шагать почти час, через качающийся мост-лаву, через поля и реки... Сергий там много писал, много думал, много молился. И вот однажды к нам пришло известие, что наш Сережа Симаков рукоположен и теперь стал отцом Сергием и настоятелем старинного храма, история и большая трагедия которого связана с нашествием ляхов. Мы стали навещать его уже не в творческой мастерской художника, а как духовные чада приезжали к нашим "батюшке Сереженьке" и "матушке Леночке" в их угличский лес. Шли целый час по лесной дорожке от их деревни до храма Архангела Михаила, который расположен в самой глубине старого бора.
Мы воочию видели истинных подвижников, учились у них, впитывали каждое слово батюшки и матушки. И осязаемы и особо понятны становились слова Серафима Саровского: "Спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи".
Пример Игумена Рафаила убедительно подтверждает слова из Послания Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода о "высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего. "
Выражаю надежду, что год 700 - летия Преподобного Сергия Радонежского станет для всех нас годом особой духовной работы. Над самим собой прежде всего.
Галина Шипилова
январь 2014 год | |
|
Всего комментариев: 0 | |