17:30 Престольный праздник храма Державной Божией Матери | |
Держа́вная ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая православными чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Была обретена, согласно реляции митрополита Московского Тихона 2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви монаршего села Коломенского (ныне находится в черте Москвы). Празднование иконе совершается в день её явления — 2(15) марта. Крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии - скипетр и держава. В донесении Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная)иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего." Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевскогго монастыря. После обретения иконы, в тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю), вечером в 23 часа 40 минут, император России Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон. Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества" Архиепископ РПЦЗ Аверкий (Таушев) несколько раз в разных своих проповедях писал о значении иконы, например: «Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди, буди!…» После революции икона хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянной сени-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Богослужения начала проводить община Храма Христа Спасителя с 1988 года под открытым небом, под дождем и снегом, прямо у кромки действующего бассейна "Москва". В 1992 году Указом патриарха Алексия II был назначен настоятель общины, который до возрождения Храма Христа Спасителя вел службы. Хотя самого храма тогда и в проекте не было, как и решения об его восстановлении. "Каждое воскресенье собирались мы на молебен у бассейна "Москва", - вспоминает отец Владимир. - "В воде люди плескаются, из динамиков музыка гремит, а мы - с церковными песнопениями на берегу. И крестные ходы совершали. Вокруг нас собиралось более сотни человек. Многие сочувствовали, но поверить в то, что на месте бассейна снова появится храм, мало кто мог." В 1990 году на Волхонке, у кромки работающего бассейна "Москва" община Храма Христа Спасителя заложила в Закладной камень будущего архитектурного комплекса Храма Христа Спасителя. Черная дыра кощунственного взрыва отныне была закрыта. Это было началом реального, материального возрождения Храма-мученика. На граните Закладного камня общиной было начертано: "Закладной камень часовни во Имя Державной Божьей Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте." Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки. Храм - часовня во Имя иконы Матери Божией "Державная" стал, как и молила Богородицу община, предтечей Храма Христа Спасителя, возрожденного на прежнем месте. Первым в архитектурном комплексе Храма Христа Спасителя был построен именно храм- часовня Державной Божией Матери. Перед Твоей Державною Иконой
| |
|
Всего комментариев: 0 | |