00:50 Светлой памяти друга. | |
Год назад, 22 апреля 2012 года, окончился земной путь замечательного человека, истинного христианина, певца, музыканта, артиста Владимира Николаевича Алексеева.
Целый год уже прожили мы без его улыбки, без его надежной дружеской руки, без его песен… И каждому из нас очень не хватает этого яркого, солнечного, доброго, талантливого, незабываемого человека. И утешает лишь одно: Слава тебе, Господи, что судьба послала нам как величайший подарок встречу с Владимиром, счастливы те, кто был в числе его друзей и соратников, кто на всю свою жизнь сохранит светлую память о нем и будет возносить о нем поминальную молитву. «Кто, если не я!» - это был жизненный и творческий девиз Владимира Алексеева, теперь этот девиз перешел по наследству ко всем нам. Такая короткая и такая длинная и наполненная добром жизнь нашего ушедшего друга – пример для подражания всем, кто его знал.
Это был очень талантливый человек. Талантливый во всех своих проявлениях. После его ухода каждый из нас отчетливо понял, что незаменимые – есть. Особая боль – его при жизни не оценили по всем его достоинствам. Честь, Правда, Порядочность – вот о чем в первую очередь думаешь, вспоминая о нем. Владимир Николаевич Алексеев был новатор, яркий креативщик, придумавший много нового, несомненный лидер, превосходный артист и высокообразованный музыкант. Он был чрезвычайно скромен, он никогда не лез к «великим персонам» или в кадр «для истории». Володя одинаково, с почтением относился и к влиятельным и знаменитым, как и к самым простым людям. Он любил людей, люди его искренне интересовали, он всегда стремился им помочь всем, чем только мог.
Родился Владимир Николаевич Алексеев 17 августа 1955 г. в Москве. В 1972 г. окончил Московское государственное хоровое училище им. Свешникова (ныне Академия хорового пения им. Свешникова) по специальности «руководитель и дирижер академического хора», а в 1978 г.— Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по специальности «руководитель народного хора». В начале 1980-х г.г. работал в Ансамбле народной музыки Дмитрия Покровского. В 80-90-е годы был участником и руководителем нескольких музыкальных коллективов, в том числе профессиональных фольклорных ансамблей «Русичи» и «Русская карусель».
Всем сердцем, всей своей православной душой Владимир любил родную культуру, родную землю. Стремился со всеми поделиться этой своей горячей любовью, а людям из иных стран показать всю красоту и богатство русской культурной традиции. В составе ансамбля «Русичи» снимался в фильме «Русь изначальная», в котором участники ансамбля играют на старинных музыкальных инструментах – смыках, двойчатках, цевницах-кугиклах, арфовых гуслях, которые появились на Руси много раньше, чем балалайки и гармони. Эти старинные инструменты были воссозданы руками «Русичей» по образцу тех, что находили археологи или бережно сохранили в деревнях.
Владимир всегда считал, что любое традиционное исполнение старинной музыки должно быть живым, дополненным игровыми сюжетами, народными персонажами, которые усиливают эмоциональное восприятие хорового пения и звучания народных инструментов. В составе ансамбля «Русская карусель» Владимир в течение нескольких лет приглашался в Великобританию, где показывал программы, основанные на музыкальном кукольном представлении.
Во второй половине 1990-х годов в период перестройки, когда стране было не до культурного наследия, он прошел суровую школу выживания, освоив профессии грузчика, шофера, менеджера, директора магазина, рекламного агента и др. Потеряв работу в филармонии, он не ныл, не канючил, выпрашивая у кого-нибудь какой-нибудь заработок, он по-мужски засучил рукава, стиснул зубы и сделал все, чтобы обеспечить свою семью. Много сил Владимир Николавевич Алексеев отдавал на то, чтобы передать свои знания подрастающему поколению. С большим вниманием и любовью Володя относился к молодым музыкантам, всегда и с готовностью оказывал им неоценимую помощь. Он вырастил многих учеников, которые сохранят его Божию искру, переданную им их незабываемым учителем, на долгие годы.
С 1996 года наступили иные времена в жизни Владимира. Он вошел в состав ансамбля «Русская музыка». Появление «Русской музыки» в российской фольклористической среде было закономерно и необходимо. В ансамбле все без исключения, широко известные и авторитетные исполнители русских песен. Но кроме исполнительской практики большинство из «русских музыкантов», их лица, их имена были знакомы по общественной жизни фольклорного сообщества, «фольклорного союза». Каждый из них, ко времени счастливого соединения в новом ансамбле, имел за плечами большой жизненный опыт, прошел свои «университеты» в различных фольклорных коллективах - Владимир Алексеев в ансамбле Покровского и в ставшем профессиональном ансамбле «Русичи», другие исполнители в «Казачьем круге», «Народном празднике», в известных фольклорных ансамблях Кабанова и Базурова.
Владимир с радостью и наслаждением работал, выкладывал свою душу, исполняя включенные в репертуар «Русской музыки» протяжные и плясовые песни Южной России, казаков Дона, Кубани и Терека, русских старожилов Сибири, древние обрядовые и свадебные песни, а также апокрифические религиозные песнопения, проникнутые идеей народного христианства — псалмы молокан и духоборцев, духовные стихи старообрядцев, псальмы украинских лирников, рождественские и пасхальные песни различных фольклорных традиций, кантовую музыку времен Петра I. Ансамбль вызывал большой интерес как в России, так и в иных государствах. Гастрольные туры «Русской музыки» прошли во многих странах мира - в США (Калифорния), Испании, Англии, Индии, Франции. И как рассказывают коллеги Владимира Николаевича, в каждой такой поездке он непременно приезжал поклониться христианским Святыням, находящимся в стране пребывания ансамбля. Пока все отдыхали после работы, Владимир вставал, ехал, как бы далеко это ни было, чтобы приложиться к Святыне, чтобы помолиться о чем-то о своем...
В последние годы своей жизни Владимир стал одним из организаторов нового бренда – фольклорного ансамбля «Златые горы» с солисткой Надеждой Морозовой, обладающей красивым и сильным голосом. Совместным проектом «Русской музыки» и «Златых гор» стала поездка в Финляндию по приглашению Гидеминаса Таранды. Но яркие, запоминающиеся выступления – это была лишь вершина айсберга в творческой жизни Владимира Алексеева. В составе фольклорных экспедиций Владимир объездил многие области России, где с огромным интересом по крупицам собирал и записывал старинные песни в исполнении народных исполнителей, дедушек и бабушек, получивших эти песни в наследство от своих предков. Он считал важным донести до современного слушателя их первозданное звучание, не искаженное современными тенденциями фольклорного исполнения. Его девизом были слова – «Кто, если не я». Собранный им архив (рукописи, кассеты с записями песен) был передан его вдовой Галиной по его завещанию в Российский Фольклорный союз, чтобы дело его жизни продолжало приносить плоды и пользу новым поколениям.
Не для тебя придет весна
Не для тебя Дон разольется...
Гражданская позиция Владимира Алексеева проявилась и в том, что он одним из первых откликнулся на призыв инициативной группы по восстановлению Святыни России – Храма Христа Спасителя. Мне не забыть того весеннего дня 1989 года, когда мы впервые встретились на репетиции ансамбля «Русичи». Скромный, обаятельный, зажигательный, талантливый и весь наполненный творческими идеями – таким стоит Владимир теперь, как и тогда, перед моими глазами. Он немедленно начал меня «просвещать», рассказывать о необходимости ознакомления широких слоев общества с народной традицией, с истинно русскими песнями и музыкой. Он горячо поддержал идею возрождения Храма-мученика, он сразу же включился в работу и стал придумывать, что мог бы сделать ансамбль в помощь общине. Мы подружились с «Русичами», каждый из которых был талантом и отличным человеком. Многие из москвичей помнят до сей поры, как вставали стадионы, как лились слезы из глаз зрителей, как поднялись все до единого, кто был в «Лужниках», когда на сцене звучало: «Ты, Россия, матушка-земля! Много горя приняла, много славы про тебя…!» Пели вместе «Русичи» и «Казачий кругъ». Мощно работали ребята! Но, тем не менее, сама осанка, посадка головы нашего Володи, красивая линия затылка, как на античных медалях, его задор, его особая харизма, свободное, легкое движение в танце, сияние глаз, улыбка, что-то еще, неуловимое, не давало зрителям оторвать от него глаз даже на самой многолюдной сцене. Владимир Алексеев был ярким и талантливым артистом.
Это было четверть века назад... В престольный праздник Храма Христа Спасителя – в Рождество Христово – община решила, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблеме возрождения Храма-мученика, устроить общественные святки – диво дивное для тогдашнего советского атеистического общества. Мне по случаю удалось «пробиться» на телевидение. Господь помог договориться с хорошими людьми на хорошем канале…Тогда впервые (!) на советском телевидении прозвучали рождественские тропари, зажглась свеча перед иконой Рождества Христова, которую мы держали на руках, покрытых рушником, впервые широкая телевизионная аудитория услышала аутентичные колядки, звучание древних народных музыкальных инструментов. Никто тогда, даже в общине, не знал толком, как должны проходить святки, знал Владимир Алексеев. Он помог составить такую яркую программу, что ее не вырезали, благополучно прошла трансляция, а на следующий год вместе с нами и по нашим стопам пошел еще один фольклорный коллектив, там работал наш последователь – Евгений Лебедев. А еще через год уже несколько ансамблей повторили проведение святок на ТВ. И пошло вовсю! «Делай, как я!» - Владимир Алексеев показывал пример и учил стольким хорошим делам! Он был креативным, творческим человеком, мог видеть и сделать то, что не дано было остальным. Он мыслил по-государственному, он знал, что необходимо его стране – России, его это заботило и он стремился претворить в жизнь свои мечты.
Последнее в своей жизни интервью Володя дал программе «Время». Корреспондент Ян Петухов готовил репортаж к 5 декабря 2011 года – дню 80-летия кощунственного взрыва Народной Святыни. Прошла съемка, все вроде бы уже записали, с членами первой общины Храма Христа Спасителя поговорили по заданной теме, вроде бы уже слегка начали сворачивать аппаратуру. И тут Владимир «мановением руки» остановил съемочную группу, подошел к камере: «Я хочу сказать…». Все замерли с открытым ртом – это была речь достойная по меньшей мере руководителя страны, ее отца, ее защитника, ответственного за все, что в России происходит. Владимир говорил о русской культуре, о том, что и как надо немедленно делать… Никто не шелохнулся, пока Владимир Алексеев не закончил свою, практически, программную речь… Коротко, емко, четко. И на века… Где теперь эта запись, сохранил ли ее корреспондент Ян Петухов?
(Владимир Алексеев со своим ансамблем на гастролях)
Вспоминаю, как община проводила 25 лет назад собственный «народный референдум» - мы выпустили подписные листы и стали собирать подписи людей, желающих возродить Храм Христа Спасителя. Это была трудная работа – надо было убедить каждого человека поставить на нашем листе фамилию, имя, отчество, свой адрес и телефон… Община напряженно работала каждый день. Ансамбль «Русичи» - артисты - делали свое профессиональное дело. Они помогали нам, давая благотворительные концерты, поднимая народ словом русской песни. Никто и не думал нагружать наших любимых музыкантов тяжелой работой с подписными листами… Но Владимир и тут проявил свои организаторские способности. Он убедил своих ребят, они получили от нас незаполненные листы и стали предлагать подписывать их зрителям на своих концертах. Никто из общины не имел возможности провести сбор подписей на подписных листах в республиках Прибалтики. И, конечно же, Владимир Алексеев и ансамбль «Русичи» придумали, как поднять такой тяжелый «предперестроечный» народ в этих республиках. «Русичи» поехали туда с подписными листами на гастроли, листов, ясно не хватило, тогда ребята изыскали возможность, допечатали тираж листов там, на месте, продолжили сбор подписей, привезли в Москву увесистый саквояж с ними, а потом еще долго по почте на домашние адреса получали заполненные листы от своих зрителей, продолжающих их работу по сбору подписей для общины. Удивительно, что те памятные гастроли ансамбля вызвали появление в прибалтийской прессе материалов о возрождении в Москве Храма-мученика.
Община проводила богослужения под открытым небом у кромки дымящегося бассейна "Москва". Там нами был установлен закладной камень, как бы заткнувший черную дыру от кощунственного взрыва. На нем была икона и Распятие. "Русичи" вместе со всеми стояли с молитвой под дождем и снегом, Володя приходил сюда в каждый день, когда не был в отъезде или не был занят на своей работе. Он молился искренне, светло, никакой показухи, свойственной иным, в нем не было никогда. Приходил, чтобы молиться, а не чтобы "посветиься", как иные.
Владимир относился в работе по возрождению Храма Христа Спасителя как к важнейшему делу в своей жизни. Ни разу ни в чем не было от него отказа, с какой бы просьбой мы к нему ни обратились. И, как рассказал Владимир за год до своей кончины в видеоинтервью, Господь послал ему, как музыканту, небывалый дар, огромное потрясение – петь перед великим русским классиком – Георгием Свиридовым. При подготовке торжественного вечера, посвященного 150-летию со дня закладки Храма Христа Спасителя и открытию фонда возрождения, я еще не знала, сможет ли 90-летний композитор приехать к нам в кинотеатр «Россия». Ансамбль «Русичи» был приглашен мной как «гвоздь» программы, для подготовки самой кульминации концерта, самой ответственной его части. Суматоха перед мероприятием не дала мне возможности предупредить «Русичей», что к Ю.В. Свиридову на дачу мы успели съездить, что он БУДЕТ. Владимир Алексеев рассказывал, как был ошеломлен, какое волнение его захлестнуло, когда пришел на выступление и узнал, что в зале присутствует ТАКОЙ зритель. И как незабываемо пели на этом концерте «Русичи»! Как прекрасен был на сцене Владимир Алексеев! И как был растроган этим блистательным выступлением великий, наш последний русский классик! Георгий Свиридов наслаждался аутентичной русской музыкой в исполнении ансамбля «Русичи».
Сейчас, когда Владимира уже нет с нами, до слез горько, если не успел сделать для него все, что мог, что не успел сказать ему добрые слова, на которые сам Володя никогда не скупился для других, и до слез радостно от тех минут радости, которые удалось доставить ему в его нелегкой жизни.
Спасибо вам, его близкие, его семья за то, что ему было так тепло и уютно с вами!
Спасибо вам, его друзья-музыканты, за ту несказанную радость творчества, которое испытал Володя рядом с вами! Пойте от всего седца, от всей души его любимые песни! Помните, как пел их он! Вспоминайте, каким он был. И старайтесь быть на него похожими. Пусть вечно живет в наших сердцах его девиз «Кто, если не я!»
Вечная тебе память, наш друг, наш брат, Владимир Алексеев!
(фото из архива названных ансамблей, из семейного архива вдовы Владимира Алексеева, компьютерная обработка Г.П. Биро)
| |
|
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||